Читайте также
Один из важнейших смыслов существования государства Израиль заключается в том, чтобы вне зависимости от чего бы то ни было и кого бы то ни было обеспечивать безопасность еврейского народа.
И именно с этой точки зрения необходимо подходить к попыткам расследования в Международном уголовном суде (МУС) действий израильской армии и правительства.
Признавая за международной организацией право определять, что Израиль может делать для своей защиты, а что нет, израильтяне лишают себя независимости в обеспечении собственной безопасности. В этом и заключается самая серьезная угроза.
Тем более что свою сохранность Израиль передоверяет организации не столько профессиональной, сколько политической. Об этом свидетельствует сам факт решения прокурора МУС Фату Бенсуда начать в минувшую пятницу предварительное расследование "подозрений в совершении военных преступлений" на территории автономии.
Возможность подобной проверки Бенсуда обосновала резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о признании автономии в ноябре 2012 года "государством - не членом ООН".
Юридические полномочия МУС распространяются только на государства, и лишь те, которые подписали так называемый "Римский статут". Провалившись на голосовании в Совете Безопасности ООН, Махмуд Аббас подписал этот документ и тем самым обратился в МУС.
Однако, как убедительно показал в материале, опубликованном в "Вашингтон пост", эксперт по конституционному и международному праву профессор Евгений Конторович, спорное решение прокурора является сугубо политическим, но не юридическим. Генеральная Ассамблея принимает исключительно политические решения и по уставу ООН не вправе создавать или признавать государства. "Римский статут", определяющий юридические полномочия МУС, требует в этой ситуации резолюции, принятой квалифицированным большинством Совета Безопасности.
Инициировав проверку, Бенсуда подменила несуществующую резолюцию Совета Безопасности политическим решением Генеральной Ассамблеи, превращая таким образом Международный уголовный суд в очередной "Совет по правам человека в ООН", известный своими регулярными антиизраильскими постановлениями, принимаемыми ангажированным большинством и в значительной степени дискредитировавший этим саму свою суть.
Пока неясно, что конкретно собирается расследовать Бенсуда. Это могут быть обвинения Израиля в военных преступлениях, якобы совершенных во время операции "Несокрушимая скала". А возможно, используя политическое определение Иудеи и Самарии как "оккупированных территорий", что с юридической точки зрения является более чем спорным, МУС начнет рассмотрение в качестве военных преступлений само строительство еврейских поселений в этих областях. Наконец, эта проверка может затронуть также и преступления руководителей автономии, совершенные против своих собственных граждан и жителей еврейских поселений.
Поскольку в отличие от "Совета по правам человека в ООН", МУС – юридическая организация, её вердикты обязательны для всех стран, подписавших "Римский статут". Это значит, что объявление израильских политических и военных руководителей или даже вообще всех 700 тысяч еврейских жителей Иудеи, Самарии и восточных кварталов Иерусалима оптом военными преступниками, обяжет задерживать и передавать их в МУС все эти государства.
И хотя ни Израиль, ни США, ни Россия, ни Индия, и ни Китай не подчиняются юрисдикции МУС, его полномочия распространяются на более чем 120 стран, включая подавляющее большинство государств Европы и Южной Америки.
Раздухарившиеся главари террористов ХАМАСа и ФАТХа, воодушевленные действиями прокурора Бенсуды, приветствовали начало предварительного следствия и призвали к скорейшему осуждению Израиля.
Представители ФАТХа даже поделились дальнейшими планами дипломатических и юридических диверсий: обвиняя еврейское государство в военных преступлениях и развивая аналогию с режимом южноафриканского апартеида, добиваться полной дипломатической изоляции Израиля и экономических санкций против него.
Одновременно Аббас сообщил, что готов приостановить юридические атаки в обмен на прекращение строительства еврейских поселений.
Но еврейское государство не может позволить себе смириться с подобным шантажом. Сам подход, уравнивающий в расследовании демократический Израиль, прилагающий максимум усилий для минимизации потерь среди гражданского населения и террористические анклавы, стремящиеся наоборот нанести как можно больше ущерба мирным жителям, очевидно, является решением, далеким от справедливости и здравого смысла. Но главное - это угрожает возможностям страны защищаться от террора, исходя из интересов своих граждан, а не международных инстанций.
Именно поэтому Израилю с одной стороны вообще не следует признавать право МУС на расследование, а с другой - начать контрнаступление на юридических террористов.
Шумные заявления годятся для предвыборной кампании, но здесь они не помогут. Поэтому звонкие обещания главы МИДа расформировать МУС может и воодушевят сторонников его партии, но вряд ли произведут впечатление на руководство западных стран, их общественное мнение и международные профессиональные юридические круги.
Куда перспективнее и разумнее обратиться к наиболее влиятельным государствам, спонсирующим ООН и МУС, убеждая их использовать свои рычаги влияния для того, чтобы пресечь на корню инициативы прокурора Бенсуды.
В первую очередь, апеллируя к тому, что признание Международным уголовным судом за автономией статуса государства в обход решения Совета Безопасности, дискредитирует саму систему международных юридических отношений, обесценивая её значение и нивелируя полномочия.
Шаги в этом направлении уже были сделаны. В ответ на обращение премьер-министра Израиля Госдепартамент США выступил с однозначным осуждением решения прокурора, назвав его "трагической иронией" и подчеркнув, что не считает автономию государством, обладающим правом присоединения к МУС.
Эта тема была поднята и на встречах израильских лидеров с японским премьер-министром и с главой канадского МИДа, посетившими страну в последние дни. Кроме того, обращения, аналогичные переданному США, Нетаниягу адресовал также руководителям Британии, Германии, Канады и Австралии.
Другим важным направлением должна стать борьба с инициатором дискредитации Израиля – Махмудом Аббасом.
Во-первых, опираясь на влияние в американском Конгрессе, израильскому руководству необходимо суметь обусловить дальнейшую финансовую поддержку автономии со стороны США немедленным отказом от присоединения к МУС. Два подобных законопроекта уже были предложены на прошлой неделе конгрессменами от Республиканской партии, обладающей большинством в обеих палатах.
Во-вторых, с того момента, как МУС решил распространить свою юрисдикцию на автономию, важно использовать общественные организации для возбуждения уголовных преследований против террористических главарей ФАТХа - руководителей автономии.
Организация "Шурат ха-Дин" уже инициировала несколько подобных обращений в МУС. Государству стоит выделить ей в помощь как финансовые и юридические ресурсы, так и разведданные для соответствующей массированной контратаки на террористов.
В то же время, безотносительно к отказу признавать полномочия МУС, необходимо подготовить юридическую базу для защиты государственной позиции. В первую очередь это аргументация о том, что Иудея и Самария не являются оккупированными территориями какого бы то ни было государства с точки зрения международного законодательства, поскольку достались Израилю от Иордании, чьи права на них не были признаны в мире.
Требуется подготовка материалов, доказывающих и то, что израильская армия не только не совершает военные преступления, но наоборот, прилагает все возможные усилия для сокращения потерь среди гражданского населения.
Другими словами, перед государством стоит задача сформировать силу, объединяющую общественные организации с юридическими, дипломатическими и военными специалистами и способную вести войну в этой сфере точно так же, как и на других фронтах.
Поскольку для народа, около половины которого было уничтожено меньше века назад совместными действиями одних народов при молчаливом согласии или даже с одобрения других, было бы слишком опрометчиво и наивно вновь доверить свою судьбу международному сообществу.