Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Мартовские иды

Недоумение избирателей по поводу внеочередных и никому не нужных выборов сменилось парадом аттракционов политиков. Столько кроликов из цилиндров не вытаскивали даже в никулинском цирке на Цветном бульваре.

14.12.2014
Источник:Глобус
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Недоумение избирателей по поводу внеочередных и никому не нужных выборов сменилось парадом аттракционов политиков. Столько кроликов из цилиндров не вытаскивали даже в никулинском цирке на Цветном бульваре. Пока абсолютно невозможно отделить изобретательную клоунаду от филигранного мастерства, но по количеству сюрпризов выборы 17 марта превзойдут все предыдущие. Давайте же посмотрим предлагаемые номера.

Три премьера по цене одного

Малохаризматичный лидер Аводы Бужи Герцог дождался своего часа. Похоже, он сам догадывается о своей несостоятельности, а потому первым сделал главный ход, пригласив Ципи Ливни. Вероятно, роман начался в Вашингтоне на конференции Сабан. Ливни по-прежнему высоко котируется у администрации Белого дома, и союз с ней Америка, безусловно, благословит. Другое дело в Израиле, где общество прекрасно помнит, как она, победив на выборах, впервые в истории не смогла сформировать правительство. Но поскольку реальной альтернативы Нетаниягу в лице одного харизматичного политика нет, левоцентристские противники премьера ищут двуглавую конструкцию. Собственно, голов будет три и более: Герцог с Ливни и Яир Лапид как основной член их коалиции. Лапид сватался к Ливни раньше Герцога и даже пообещал ей пост вице-премьера. Однако в процессе торга она захотела большего. А больше только ротация на премьерском посту. Вдобавок опросы не сулят «Еш Атид» весомых достижений, лидером тех, кто выходил на социальные протесты, вполне может стать экс-министр связи Моше Кахалон со своей новой партией «Кулану». При таком раскладе, сколько бы ни взял Яир Лапид, он, разругавшись вдрызг с Нетаниягу, все равно примкнет к Бужи Герцогу и Ципи Ливни.

Щедрость аводинского лидера не знает границ. В «Атнуа» сейчас 6 мандатов, и далеко не все из их обладателей согласны двигаться влево, в Рабочую партию. Однако, к возмущению однопартийцев, Герцог щедро резервирует для команды Ливни места, да еще и готов потеснить собственные номера в пользу Амира Переца и не проходящего электоральный барьер Шауля Мофаза с его уже виртуальной Кадимой. Цель - свалить Ликуд с Нетаниягу: для реализации лозунга «Кто угодно, только не Биби» все средства хороши. Идея ротации вызвала шквал критики у всех политиков. Зеэв Элькин (Ликуд) ехидно сказал, что резиденция на улице Бальфур будет напоминать общежитие для премьеров. Не в восторге от этой идеи и Авигдор Либерман, да и верхушка Аводы не испытывает особой радости от необходимости терпеть в своем теремке пришельцев. Зато выросшая на идеалах «Херута» Ципи Ливни вполне мирно уживается с аводинским принцем Бужи Герцогом. На самом деле различия двух партий, Ликуда и Аводы, настолько минимальны и касаются исключительно взгляда на палестинский вопрос, что давно ясно – от перемены мест слагаемых наша жизнь никоим образом не изменится. Кстати, Ариэль Шарон, создавая Кадиму, прекрасно понимал, что партию власти можно собирать, как Лего, из любых частей.

Пока ропот в партии Авода минимален, ведь совместный список еще не утвержден, а обиженной стороной выступает Яир Лапид. Он будет отчаянно торговаться, ведь за ним до 17 марта 19 мандатов. Однако и он, и его партнеры по будущей коалиции прекрасно понимают, что из этих 19 он недосчитается половины. У Лапида останутся те, кто по-прежнему верит, что только время и яростное сопротивление премьера не позволили ему провести нулевой квартирный НДС, а также другие меры по улучшению жизни среднего класса. До 17 марта Яир Лапид тоже может ощущать себя кандидатом в премьер-министры и даже требовать ротации. Выглядит это безумно смешно: если полсрока очередной короткой каденции – Герцог, еще полсрока – Ливни, то что останется Лапиду? Или Бужи - по четным, Ципи – по нечетным, а Яир – на шиши-шабат?

Итак, у нас уже три виртуальных премьера и несформированная коалиция. Игра продолжается. Триумвират, и чтобы набрать 61 голос, идет отчаянный поиск четвертого. Троица может недобрать еще 20 мандатов, если усреднить нынешние разноречивые опросы. Моше Кахалон – киндер-сюрприз, которому дают то ли 9, то ли 15, вероятно, не пойдет с Аводой как убежденно правый ликудник, да и не нужен еще один Лапид в такой коалиции.

Можно гипотетически рассуждать о грядущем расколе ШАСа на правую, во главе с Эли Ишаем, часть, и прагматичную, во главе с Арье Дери, который уже сидел в одном правительстве с Аводой. Партия «Яхадут ха-Тора», скорее всего, у Нетаниягу в кармане, да и с «Еш Атид» они никогда не уживутся. Значит, остается Авигдор Либерман.

Все эти расчеты хороши для Англии с ее теневым кабинетом. Однако в Израиле этот кабинет, как правило, прозябает – вспомните Ципи Ливни как лидера оппозиции. Когда-то на встрече с русскоязычной прессой ей задали этот вопрос. Ципи ответила: я готова бороться за портфели, но не за тени этих портфелей.

Вечный и несменяемый?

Нетаниягу пока на коне, и путч в собственной партии, похоже, подавлен. Тайным голосованием прошло его предложение о досрочных праймериз 31 декабря вместо 6 января. Главный соперник – Гидеон Саар - явно опоздал и не сможет сплотить свои ряды. Победа в Центре Ликуда требует больших денег, а их у Саара нет. Кроме того, идет длительный торг за место в партийном списке и раздача гарантий на посты в случае победы. Биби обыграл Саара и других оппозиционеров. Центральной фигурой ликудовского путча остается Дани Данон, но ставить на него с риском проиграть выборы Центр не будет: от добра, каким бы добром они ни считали Биби, добра не ищут.

Другое достижение, которое может записать себе Нетаниягу, это изменение устава партии. У премьера будут полномочия включить в список двух кандидатов по собственному выбору, независимо от их успеха на праймериз, а значит, реально вознаградить самых преданных сторонников.

Основным коалиционным партнером Ликуда на выборах в Кнессет 20-го созыва станет партия «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом. Активно против этого союза выступает Дани Данон, опасающийся утраты мандатов, как было в случае создания общего списка Ликуд-Бейтену. 39 совместных мандатов предрекают некоторые опросы. Да и в самом «Еврейском доме» не все обстоит благополучно. Партия «Байт Йегуди» находится на грани раскола, поговаривают о напряженности между Нафтали Беннетом и Ури Ариэлем. Это старый конфликт между традиционным мафдаловским руководством и новым подходом в правом лагере. Союз с Ликудом может катализировать эти центробежные процессы.

Бывший лидер партии ШАС получил благословение на создание другого политического движения от духовного лидера «Дегель ха-Тора» раввина Аарона Штаймана. Вроде бы рав непосредственно раскол не приветствует, но и Ишаю не мешает. Блокироваться Эли Ишай собирается с министром строительства Ури Ариэлем, который намерен вывести свое движение «Ихуд Леуми» из «Еврейского дома». Примечательно, что на этом фоне замминистра Эли Бен-Дахан перешел из «Ихуд Леуми» в «Байт Йегуди». Значит, и у Беннета идет серьезная перегруппировка. Сегодня партии ШАС дают 7-8 мандатов, но если ШАС расколется на две части, то сколько они соберут, учитывая повысившийся электоральный барьер?

Вполне ясно, повторюсь, что Ликуд поддержит «Яхадут ха-Тора», которой реально предрекают 8 мандатов. Трудно сказать, какую тактику в конце концов выберет Биби: пойдут ли Ликуд и «Еврейский дом» общим списком, или же, не надеясь на пророчество очередного Артура Финкельштейна, не рискнут класть все яйца в одну корзину. На фоне обозначившегося союза Аводы с центристами Биби вынужден двигаться вправо. Этим и объясняется неожиданный страстный союз Нетаниягу и Беннета, того самого Нафтали Беннета, которого он еще недавно ненавидел. Но есть ли смысл бороться за один и тот же крайне правый электорат?

В прошлых номерах мы уже отмечали роль СМИ на грядущих выборах. Пока она только усиливается. Газета «Исраэль ха-Йом», главная трибуна Нетаниягу, получила сильнейший удар от «Едиот Ахронот». За запрет бесплатного распространения выступают самые разные политики: и Ливни, и Герцог, и фактически Лапид, и Кахалон, и Авигдор Либерман. Только «Еврейский дом» протянул руку помощи премьеру, хотя еще недавно Айелет Шакед была активной сторонницей этого закона, и она же являлась его соавтором. Но коль скоро «Едиот Ахронот» является главным критиком Биньямина Нетаниягу и заняла самую непримиримую позицию по отношению к премьеру, той же Шакед не остается ничего другого, как спасать «Исраэль ха-Йом».

А «Едиот» ведет кампанию под девизом «Приходите голосовать». Здесь считают, что основная слабость левых и центристов – в равнодушии и пассивности, только половина этого спектра активно голосует, тогда как в национально-религиозном лагере активность достигает 80-90%.

Правая газета «Едиот ахронот» создает полное впечатление, что следующим премьером станет лидер Аводы Бужи Герцог, а регулярным читателям «Исраэль ха-Йом» начинает казаться, что Биби - несменяемый премьер.

«Исраэль ха-Йом» рекламирует новую экономическую программу Нетаниягу. В ней всего два пункта: отменить НДС на базовые продукты питания, что приведет к экономии для средней семьи всего 38 шекелей в месяц, и увеличить подарок для мобилизованных военнослужащих вдвое, особенно для солдат боевых частей. Экономисты уже называют это обещание чеком без покрытия. К 2,2 млрд. шекелей в год Биби собирается добавить еще миллиард. Откуда он возьмет эти деньги: урежет бюджет министерства образования? Минздава? Минобороны? Нет ответа. А квартирный вопрос премьер решать не собирается.

Нетаниягу к четвертой каденции откровенно надоел избирателям. У Герцога, Ливни и Лапида мало шансов собрать коалицию, но и без партии НДИ Ликуд с «Еврейском домом» вряд ли удержат власть. Выходит, ключ от нового правительства находится в кармане у Авигдора Либермана. И, тем не менее, линия фронта премьера проходит не в конфронтации с левыми и центристами, а именно с бывшим партнером, партией «Наш дом Израиль».

Смотрины Либермана

Авигдор Либерман явно ощущает себя главной фигурой грядущих выборов. Дело даже не в том, сколько мандатов получит партия НДИ: 15, как он надеется, или 9, о чем мечтают его противники. Без Либермана невозможно ни одно правительство. И тут после длительного молчания, как гром с ясного неба, прозвучало заявление лидера НДИ, что он не исключает любые коалиционные переговоры. В Ликуде и «Еврейском доме» началась откровенная истерика: «НДИ предала интересы правого лагеря».

«Когда Офир Анкунис (Ликуд), проживающий в Северном Тель-Авиве, говорит, что человек из поселения Ногдим голосует за левых, - возразил Ивет, - я думаю, можно только рассмеяться».

Либерман ехидно заметил, что если «Еврейский дом» - это истерическая партия с истерическими людьми, то слышать подобное от Ликуда странно.

Его тут же обвинили в бонапартизме и в желании стать премьер-министром, на что он дипломатично ответил:

«Наша первостепенная задача получить 15 мандатов… Мы никого не отвергаем. Мы не из тех, кто говорит «Только не Биби». Я не исключаю ни Биби, ни Бужи. Я принадлежу к лагерю здравого смысла».

В Ликуде действительно началась фирменная истерика. Сквозь всхлипы и рыдания прорезался главный аргумент: все, кто хочет видеть у власти крепкое правоцентристское правительство под руководством Нетаниягу, должны голосовать за Ликуд – общенациональную партию, лидера правого лагеря. Отдавая голоса более мелким секторальным партиям, таким как НДИ, можно нанести удар по всему правому лагерю и привести к власти левых.

На войне как на войне, и Либерман критикует Биби за безынициативную политику во время антитеррористической операции «Несокрушимая скала». Глава МИД напомнил, что призывал либо не вводить войска в Газу, либо, в случае ввода войск, довести операцию до логического конца, чего, по его мнению, сделано не было.

Возмущению пресс-службы Ликуда не было предела:

«Премьер руководил операцией вместе с главой генерального штаба и министром обороны, проявляя необходимую решительность и ответственность».

Реакция партии НДИ была достаточно сдержанной и эффектной:

«Мы не собираемся втягиваться в свары с Ликудом. Граждане Израиля ожидают идей и мнений, а не нападок и клеветы. Мы продолжим говорить по делу – о том, как сохранить Израиль сильным еврейским государством».

Либерман на этот раз доходчиво объяснил Нетаниягу, что НДИ не у него в кармане. Он, кстати, одобрил объединение Герцога с Ливни, хотя и назвал идею ротации непродуктивной. Этот ход вызвал настоящую панику в Ликуде. Здесь болезненно отреагировали на его замечание: «Я не хочу бежать от проблем или заметать их под ковер». Явный намек на Биби, его нежелание заняться социальными проблемами.

Газета «Исраэль ха-Йом» начала кампанию против Либермана, и ему посвящаются главные заголовки выпуска: «Либерман ведет к левому правительству».

Пока партия НДИ разыграна как по нотам. Возражают в сдержанной ироничной манере и явно дают понять, что коалиционные переговоры – предмет торга. А выторговать можно много для своего избирателя.

По русской улице с оркестром

Кто же будет окучивать русскоязычного избирателя? В Ликуде, где Либерман стал главным врагом, решили повторить успех Эхуда Барака. Тогда, в 1999 году, напомню, удалось поменять вектор традиционно правого русскоязычного электората, и в результате 64% «русских» отдали лидеру Аводы свои голоса. В Ликуде верят, что при правильном подходе и агитационной работе можно добиться подобного успеха и повлиять на привязанности тех, кто всегда голосовал за Либермана.

Дина Либстер, бывшая сотрудница Девятого канала ИТВ, русский пресс-секретарь Нетаниягу и российского экс-сенатора Бориса Шпигеля, похоже, намерена не столько направить огонь на Либермана лично, сколько увлечь русскоязычных избирателей голосовать за Ликуд и Биби.

«Еш Атид» достаточно успешно отработала на русской улице, имеет русскоязычных депутатов Кнессета и сейчас ведет переговоры сразу с несколькими стратегическими советниками по работе этого штаба.

Авода на прошлых выборах проявляла пассивность на русской улице, однако трудно представить себе, что Герцог и Ливни заранее откажутся от борьбы на этом участке. Кстати, Ариэль Шарон продвигал «русских» в каждой десятке, и Ливни, как его идеологическая наследница, могла бы учесть собственные ошибки, приведшие к уходу русских из «Кадимы», так и не пришедших в «Атнуа».

Удивившая всех новая партия «Кулану» Моше Кахалона явно претендует на социальную нишу Яира Лапида. Ей тоже необходим русскоязычный избиратель, и на это указывает то обстоятельство, что главой русского штаба в «Кулану» назначен ветеран репатриантского движения Алекс Тенцер. По своим взглядам и профилю деятельности он близок к Моше Кахалону, к его программе, и будет защищать слабые слои населения.

Ну, а главные бои за русскоязычного избирателя, естественно, предстоят в партии НДИ. Если в Аводе и Ликуде ждут результатов праймериз, то в НДИ все решает комиссия, которая и рекомендует тот или иной состав. Стало известно, что, скорее всего, Узи Ландау и Яир Шамир не войдут в список. Статус министра внутренней безопасности Ицхака Арановича пока неясен, но, похоже, и над ним нависла тень. Либерман явно намерен привлечь новые лица, как ватиков, так и коренных израильтян, чтобы партия стала одновременно и более израильской, и привлекательной для «русских». Железобетонные позиции в этом списке у министра абсорбции Софы Ландвер, прекрасно отработавшей каденцию, все шансы для роста у замминистра МВД Фаины Киршенбаум, которая явно будет полезной в экономической и социальной сфере. Хорошие шансы подняться на несколько ступеней в списке и даже поменять статус на замминистра в коалиционном кабинете у Орли Леви-Абуксис. А самым ценным приобретением для НДИ мы считаем Леона Литинецкого. Он, будучи в Аводе, никогда не лез в вопросы внешней политики, а, напротив, занимался социальными проблемами. В этой сфере он и будет полезен в партии.

Партия НДИ традиционно сильна на местах. В ряде городов у нее сильные штабы и авторитетные фигуры, такие, как Владимир Гершов из Ашдода, Алекс Султанович из Ашкелона и другие. В Ришоне, на мой взгляд, следует заключить прочный союз с Михаилом Райфом, что позволит консолидировать ряды и избежать раздельных русских списков, как это было на прошлых муниципальных выборах.

Уже сегодня, за три месяца до выборов, ясно, что борьба за русские голоса между всеми партиями предстоит отчаянная.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке