Читайте также
"Если не будет поставлена окончательная точка, страх, напряженность, недовольство и, возможно, борьба будут продолжаться на Земле Израиля, и это станет источником бед на всем Ближнем Востоке", – так в феврале 1947 года председатель Еврейского агентства Давид Бен-Гурион начинает свое послание британскому министру иностранных дел. Семь последующих десятилетий войн и насилия, повлекших за собой многочисленные жертвы с обеих сторон, подтверждают точность этого прогноза.
Несмотря на тогдашнее категорическое несогласие арабов на любой раздел Палестины между двумя народами, в своем письме Бен-Гурион подчеркивает, что "единственно возможным и немедленным вариантом урегулирования конфликта является создание двух государств - еврейского и арабского".
В отличие от многих министров нынешей правительственной коалиции, фантазирующих о том, что палестинским государством является Иордания, Бен-Гурион подчеркивает: "Разумеется, у арабского населения Эрец-Исраэль есть право на самоопределение и самоуправление. Не может быть и речи об ущемлении этого права".
Данное письмо отнюдь не было следствием "запоздалой нежности" сионистского движения по отношению к национальным правам арабов Палестины. Хотя годом ранее, выступая перед англо-американской комиссией, Хаим Вейцман заявил, что если еврейское государство не будет создано, это будет "большой несправедливостью", признав "меньшей несправедливостью" ситуацию, при которой не будет создано арабское государство.
Суть послания Бен-Гуриона заключается в трезвой оценке реалий, сложившихся после Второй мировой войны, после Катастрофы европейских евреев, в осознании возможных результатов борьбы арабского национального движения, а также наличия арабского большинства в Палестине (две трети населения) и того, что факта, что арабы владеют 90% частных земель в стране. Бен-Гурион и другие понимали, что шанс на создание еврейского государства возможен лишь при условии прагматического подхода к ситуации.
Прагматическими соображениями руководствовалась и Организация объединенных наций, принимая решение о разделе Палестины в ноябре 1947 года. В решении ООН отмечается: "Только при условии раздела страны две национальные общины смогут реализовать свои права". Потому что, как отмечается в отчете комиссии Пиля, обнародованном десятилетием ранее, "речь идет о двух национальных движениях, требования которых невозможно реализовать без раздела страны".
Со временем ситуация кардинально переменилась. Палестинской стороне понадобилось почти полвека для того, чтобы признать идею раздела страны и понять, что террор и насилие не сломят Израиль, имеющий военное преимущество и обладающий международной поддержкой своего статуса в границах 1967 года. Что это не приведет к созданию Палестинского государства на территории от моря до Иордана. В 1988 году палестинское национальное движение (ООП) отказалось от ста процентов территории своей родины во имя создания Палестинского государства на оставшихся двадцати двух.
Попытки Нетаниягу, Беннета и Либермана унаследовать всю Эрец-Исраэль и сохранить Иерусалим "единым и неделимым" представляют собой наивное игнорирование физической и демографической реальности, сложившейся на территории между морем и Иорданом. Они проявляют политическую слепоту в отношении тех угроз, которыми всегда был полон Ближний Восток. Урегулирование палестино-израильского конфликта не станет абсолютным ответом на ближневосточные угрозы и не сумеет распутать сложный клубок интересов этого региона. Но подобного урегулирования будет достаточно для того, чтобы "два народа заняли свое место в международном сообществе". Такова была цель раздела страны. И это возможно лишь при условии постоянного урегулирования конфликта, отвечающего жизненно важным интересам обеих сторон, отодвигающего в сторону противоречающие один другому национальные нарративы.
"Окончательная точка" позволит Израилю поддерживать мирный догвор с Египтом и Иорданией, создавать новые союзы против новых угроз (Иран, ИГИЛ), сохранять стратегический союз с США, решать важнейшие внутренние проблемы израильского общества – социальные, экономические, нравственные.
Шауль Ариэли, NRG