Читайте также
В правящей правоцентристской коалиции Израиля наметился раскол, что заставляет наблюдателей говорить о вероятности досрочных выборов весной 2015 года. Разногласия связаны в том числе и с законопроектом, согласно которому Израиль будет официально объявлен национальным государством еврейского народа, против чего на фоне острой фазы палестино-израильского конфликта выступают коалиционные партии с левым уклоном. По мнению эксперта «НГ», досрочные выборы действительно будут, но скорее всего осенью 2015 года или весной 2016-го.
Израильские СМИ уже несколько недель следят за раздорами между участниками правящей коалиции и пишут о том, что политические разногласия сделали правительство Нетаньяху слабым, как никогда. Кульминацией происходящего стали воскресные события, когда министр юстиции Ципи Ливни, лидер партии «Ха-тнуа», при поддержке партии «Еш Атид», воспользовавшись правом председателя, сорвала голосование в министерском комитете по законодательству по продвигаемому Нетаньяху законопроекту. Согласно документу, Израиль должен официально считаться национальным государством еврейского народа. Голосование было перенесено на ближайшее воскресенье.
В результате «Ликуд» и другие правые партии обвинили Ливни и главу «Еш Атид», министра финансов Израиля Яира Лапида в заговоре, направленном на развал правительства и проведение досрочных выборов или создание новой правящей левоцентристской коалиции в действующем Кнессете. Коалиция держится на компромиссе по этому законопроекту, утверждает лидер партии «Еврейский дом» министр экономики Израиля Нафтали Беннет, если он не пройдет, будут блокированы и любые предложения Ливни и Лапида, а значит, правящее большинство станет неработоспособным.
«Если наши партнеры по коалиции будут продолжать вести себя таким образом, действуя исключительно в собственных интересах, я не удивлюсь, если выборы придется проводить где-то между мартом и маем 2015 года», – вторит Беннету министр внутренних дел Гилад Эрдан («Ликуд»). Более того, прошли слухи о готовящейся Нетаньяху отставке Ливни и Лапида с министерских постов и замене их партий на новых партнеров – ультраортодоксов. Для этого премьер-министр даже созвал, но затем отменил срочное совещание с ключевыми членами партии «Ликуд». От резкого шага его якобы уберег министр иностранных дел Авигдор Либерман, который испытывает неприязнь к партиям харедим.
Закон о еврейском государстве не безобиден. Против него резко выступает арабское население, и не только потому, что арабский язык перестанет быть государственным. По мнению арабов, законопроект лишит многих прав граждан Израиля, если они не евреи, и, напротив, наделит этими правами всех евреев, даже если они не являются гражданами Израиля. Принятие такого законопроекта, как следствие, может обострить палестино-израильский конфликт, который на данном этапе стремительно перерастает в третью интифаду. Так, во вторник утром два араба совершили теракт в иерусалимской синагоге, ворвавшись туда с огнестрельным оружием, топором и ножами. Погибли четыре раввина и полицейский.
Исполнительный директор Российского еврейского конгресса Бенни Брискин считает, что вопрос о данном законопроекте – один из элементов, которые влияют на устойчивость коалиции, но вряд ли главный. Не менее важным является запланированное на конец года голосование по бюджету, который всегда провоцирует парламентские схватки, так как каждая партия старается отстоять интересы той группы населения, которую она представляет. Если коалиционным партиям удастся договориться по бюджету, то у коалиции есть шансы просуществовать еще год. Если бюджет не будет утвержден, есть все шансы, что правительство будет распущено и выборы состоятся ближайшей весной.
«Досрочные выборы в Израиле норма, в них нет ничего сенсационного, – отметил эксперт. – Современная история Израиля свидетельствует о том, что ни одной коалиции еще не удалось продержаться полную каденцию, то есть четыре года. Текущая политическая обстановка в стране связана с исчезновением системы двух крупных партий (ими были правый «Ликуд» и левая «Авода»), вокруг которых формировались коалиции. Сегодня на авансцене – четыре-пять партий среднего размера, в результате чего коалиция получилась неоднородной, а договоренности, заключенные при ее формировании, довольно быстро перестали работать».
Сформировали правительство партии «Ликуд» (18 мандатов из 120) и «Наш дом Израиль» (13 мандатов), которые в избирательных списках шли вместе. По словам Брискина, серьезные противоречия возникли прежде всего между «Ликудом» и партией «Еш Атид» (19 мандатов) – центристской, но с левым уклоном в вопросе отношения к арабским странам и палестинцам. С другой стороны, в эту же коалицию входит партия «Еврейский дом» (12 мандатов), однозначно правого толка – минимум компромиссов с палестинцами, отрицание решения «два государства для двух народов». Еще одна коалиционная партия – левая «Ха-тнуа» (6 мандатов).
Сейчас Нетаньяху проводит встречи с министрами и советниками, чтобы убедиться в их лояльности и возможности дальнейшей совместной работы. Основным посредником выбран Либерман, у которого сложились хорошие отношения со всеми коалиционными партиями. Переговоры должны показать, можно ли избежать досрочных выборов. Согласно данным источника «Гаарец», «вероятность того, что Нетаньяху решит провести досрочные выборы на данной стадии, низкая. Цель заключается в том, чтобы лучше понять, чего добивается Лапид».
По мнению Брискина, правительству пока нет и двух лет, а коалиции в Израиле обычно начинают разваливаться после трех лет. Кроме того, все участники правящего большинства не заинтересованы в выборах. Так, Либерман считает, что при всех минусах коалиции она оптимальна, так как ультраортодоксальные партии находятся в оппозиции и влияние их минимально, тем более что выборы обойдутся дорого. «Еш Атид», по данным опросов, получит на семь-девять мандатов меньше, чем имеет в нынешнем парламенте, поскольку большая часть населения Израиля считает политику Лапида на посту министра финансов провальной. Еще один фактор заключается в том, что израильтяне доказали: на каждых выборах они готовы дать шанс одной-двум новым партиям, которые наверняка заберут голоса любого из участников нынешней коалиции. «Наконец, почти все социологи сходятся на том, что политическая картина в Кнессете после выборов принципиально не изменится: умеренно правые будут в большинстве и создадут коалицию вместе с крайне правыми или религиозными партиями, левые к власти не придут. Поэтому скорее всего весной выборов не будет. Проще говорить об осени 2015 года или весне 2016-го», – заключил Брискин.