Читайте также
ХАМАС приветствовал действия своего сторонника, который в среду совершил наезд на пешеходов в Иерусалиме. Автомобильный терроризм набирает обороты на фоне непрекращающихся беспорядков на Храмовой горе, волнений в арабских кварталах и покушения на радикального раввина. Наблюдатели уже не рассматривают эти события как разрозненные, а, связывая их, говорят о начале третьей интифады.
Теракт, в результате которого погиб израильский полицейский и получили ранения 14 человек, совершил 38-летний Ибрагим аль-Акри. Находясь за рулем белой фуры в палестинском квартале Восточного Иерусалима, он протаранил толпу людей, ожидавших трамвая на остановке, а затем проехал по улице, врезаясь в автомобили и пешеходов, вышел из машины и напал на прохожих, включая полицейских, с металлическим ломом.
Аль-Акри был застрелен полицией. В результате его действий погиб майор погранслужбы Джадан Асад. Место теракта посетил министр внутренней безопасности Ицхак Аронович.
Позже в населенном пункте Эль-Аруб (район Гуш-Эцион), к югу от Иерусалима, другой террорист сбил трех солдат, которые получили ранения средней тяжести. Это уже третий автомобильный теракт за последнее время: 22 октября 21-летний хамасовец Абдель Рахман аш-Шалуди совершил наезд на трамвайную остановку, убив трехмесячную девочку и 20-летнюю гражданку Эквадора. Восемь человек получили ранения. Террорист скончался в больнице от полученных ранений.
Об аль-Акри известно, что он является членом ХАМАС. Само движение одобрило его действия, фактически взяв на себя ответственность за теракт, и назвало их местью за недавнее распоряжение правительства Израиля подготовить программу по строительству 1060 единиц жилья на палестинских территориях на Западном берегу Иордана в рамках расширения еврейских поселений, а также решение впервые с 1967 года полностью закрыть мечеть Аль-Аксу. Оно было принято 30 октября после покушения на радикального раввина Йехуду Глика, который неоднократно призывал евреев молиться на Храмовой горе, и отменено 2 ноября, поскольку привело к эскалации напряженности, которая по-прежнему сохраняется. 5 ноября на Храмовой горе вновь произошли столкновения между палестинцами и израильскими полицейскими, 20 человек получили ранения.
Именно с Храмовой горы началась вторая интифада (восстание палестинцев против Израиля), или «Интифада Аль-Аксы», после того как 14 лет назад Ариэль Шарон вместе с соратниками по партии «Ликуд» поднялся на Храмовую гору. Сейчас повод не менее жаркий, ведь Глик, директор Института храма, и его последователи готовятся к тому, чтобы построить так называемый Третий храм, тем самым приблизив приход Мессии, а для этого придется разрушить Аль-Аксу. На фоне скандальных заявлений иудеев-ультраортодоксов и периодических ограничений доступа в мечеть для палестинцев с целью обеспечения безопасности еврейских паломников и иностранных туристов ХАМАС заявляет, что «евреи пытаются захватить мечеть», и будоражит палестинское население, призывая его защищать мусульманскую святыню.
В связи с тем, что градус возмущения «арабской улицы» достиг самого высокого уровня за последние десять лет, наблюдатели все громче говорят о третьей интифаде. По крайней мере слова премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху звучат как подготовка к масштабному отпору: «Мы в разгаре борьбы за Иерусалим, и я не сомневаюсь, что мы одержим победу. Мы развертываем все силы, какие только можем. Возможно, это будет продолжительная борьба, и нам нужно мобилизовать на нее всю страну». Нетаньяху возложил ответственность за происходящее на председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса, который взял ХАМАС в «партнеры» (намек на созданное в июне правительство национального единства). Тель-Авив принимает меры: за бросание камней теперь можно получить срок до 20 лет (ранее максимальное наказание составляло два года).
Происходящее на Храмовой горе получило международный резонанс. Своего посла из Израиля отозвала Иордания. По мнению министра иностранных дел ОАЭ шейха Абдаллы бен Зайда аль-Нахайяна, действия Израиля могут привести к третьей интифаде. В МИД РФ обратили внимание на рост экстремистских настроений со стороны как израильских, так и палестинских радикалов. «Происходящее в Восточном Иерусалиме вызывает в России глубокую обеспокоенность, – говорится в заявлении внешнеполитического ведомства. – Безусловно осуждая насилие, от кого бы оно ни исходило, призываем израильтян и палестинцев предпринять срочные шаги по деэскалации напряженности. Исходим из того, что все вопросы, связанные со статусом святых мест Иерусалима – священного города для последователей трех монотеистических религий, – должны решаться в рамках палестино-израильских мирных переговоров на прочной международно-правовой основе».
«События выходят из-под контроля, – считает Jerusalem Post, – это больше не разрозненные происшествия. Любой, кто жил здесь во время первой и второй интифад, заметит ту же самую тревожную обстановку, нервную атмосферу на улицах. Тогда было небезопасно садиться в автобус; теперь небезопасно стоять на автобусной остановке или ждать трамвая. Пешеходы украдкой бросают подозрительные взгляды на улице».
Согласен с тем, что страна вступает в третью интифаду, и политолог Университета имени Бар-Илана Менахем Кляйн: «Те, кто говорит, что это не интифада, ориентируются на первую и вторую интифады, но я не согласен с тем, что третья интифада должна в точности повторить первую и вторую. Она может быть другой – это просто народное неприятие израильской власти».
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский уверен: называть ли происходящее третьей интифадой или нет, вопрос второстепенный, игра слов, которая ничего не меняет. Главное – происходит новое обострение, связанное с тем, что палестино-израильские переговоры окончательно зашли в тупик: летом была война в Газе, расширяются еврейские поселения, Тель-Авив отказывается от диалога с объединенным правительством ПНА и моментально отверг возрожденную было идею о том, чтобы включить Западный берег в состав единого еврейско-арабского Израиля (при таком варианте, зная уровень рождаемости у арабского населения, легко посчитать, через сколько лет арабов в таком государстве будет больше, чем евреев). Ни одна арабская страна воевать с Израилем уже никогда не будет. Таким образом, ни военного, ни дипломатического решения у этого конфликта сегодня нет. Нет и иллюзий, которые существовали в ходе второй интифады, о том, что теракты смертников заставят Тель-Авив пойти на уступки.
«В этих условиях, – подчеркнул эксперт, – всегда найдутся люди из числа израильских арабов (именно израильских, так как между Западным берегом и Израилем построена стена, и извне террористам в Израиль уже не так легко проникнуть), которые скажут, что надо брать дело в свои руки нам, израильским гражданам и этническим арабам, и любыми способами убивать евреев. Пятая часть населения Израиля – арабы, из их числа и мобилизуют молодежь, готовую идти на смерть. Смысл этого – довести ситуацию до того, чтобы основная масса деятельного еврейского населения страны не выдержала и эмигрировала в США. Конечно, это утопия, но ведь важно, что есть люди, которые, не видя иного выхода, готовы за эту утопию умирать и убивать».