Читайте также
24 октября Египет пережил одну из самых тяжелых террористических атак на Синайском полуострове за последний год.
Возле армейского КПП на дороге из Рафиаха, расположенного в секторе Газы в крупнейший город Северного Синая - Эль Ариш, там где некогда процветал израильский город Ямит, террорист-смертник взорвал заминированный автомобиль. После чего, боевики атаковали пост, используя минометы и гранатометы. В итоге четко спланированной операции погибли около трех десятков египетских солдат и столько же было ранено. Чуть позже рядом были расстреляны еще трое солдат, а затем на востоке полуострова убит сержант полиции.
Взбешенное египетское руководство немедленно обвинило в терроре «внешние силы». Уже в субботу президент Египта Абдель-Фаттах эль-Сисси заявил о том, что смертельная атака была «операцией, организованной из-за рубежа»и ставила целью «переломить Египту хребет». Эль-Сисси пообещал предпринять решительные меры, для искоренения террора и предупредил о затяжной и долгой войне, которая предстоит стране.
На севере и в центре Синайского полуострова на три ближайших месяца было объявлено чрезвычайное положение, включающее комендантский час. Специальный указ, изданный в понедельник, приравнял все ключевые объекты инфраструктур к военным базам и перевел их на два года под совместную охрану армии и полиции.
В отличие от размытого обвинения высказанного эль-Сисси, заместитель министра внутренних дел Египта Сами Башади был куда более конкретен. В интервью международному арабскому изданию «Аш-Шарк аль-Аусат», базирующемуся в Лондоне и принадлежащему саудовской королевской семье, он сообщил, что к теракту причастны «палестинские боевики».
ХАМАС , контролирующий Газу, в ответ поспешил осудить нападения на египетских военных и отверг претензии Египта по поводу участия жителей сектора в теракте. Пресс-секретарь управления внутренних дел ХАМАСа Ийяд Аль-Бозум заявил, что «Газа не имеет ничего общего с происходящим внутри Египта», поскольку «тоннелей между сектором Газа и Египтом, больше не существует, с тех пор, как египетская армия закрыла их более чем два года назад».
Тем не менее, согласно информации, опубликованной крупнейшим египетским изданием Аль-Ахрам, виновные в нападении проникли на полуостров именно через тоннель, ведущий из сектора Газа. И хотя египетская армия успела уничтожить почти две тысячи тоннелей, судя по всему, некоторые из них были снова восстановлены и в настоящее время используются для контрабанды оружия, материалов и людей.
Видимо поэтому, египетские власти не вняли утверждениям ХАМАСа. Уже в субботу, сразу после того, как на Синайском полуострове было введено чрезвычайное положение, египетские военные начали работы по созданию полосы отчуждения по всей длине границы между Египтом и сектором Газы, с тем, чтобы положить конец проникновению террористов на Синайский полуостров.
По данным выходящей в Лондоне про-саудовской газеты «Аль-Хайят» организация подобной буферной зоны шириной от полутора до трех километров, потребует «временного демографического переселения» почти 700 семей, поскольку, как сказал изданию анонимный источник в египетской службе безопасности, выходы из тоннелей под границей, спрятанные в домах, невозможно найти не разрушив строения…
К слову, жесткое решение египетских властей, выселяющих тысячи людей для уничтожения тоннелей террористов, судя по всему, не вызовет возмущения у администрации США и ООН, в отличие от реакции, которая последовала, когда в ходе летней войне похожую проблему решал Израиль.
Египет также сообщил ХАМАСу о переносе на неопределенное время переговоров с Израилем о восстановлении сектора Газы, которые должны были возобновиться в понедельник в Каире. Согласно официальному объяснению египетских властей, перенос переговоров стал следствием введения режима чрезвычайного положения, и закрытия КПП «Рафах», что не позволило представителям ХАМАСа пересечь границу с Египтом. Но совершенно ясно, что таким образом, египтяне наказали ХАМАС, который они считают ответственным за ситуацию в секторе, в том числе и за последний теракт.
ХАМАС заинтересован в получении денег и материалов для восстановление инфраструктур сектора, разрушенных в ходе летней войны, в самое ближайшее время, поскольку задержка неизбежно влечет за собой рост возмущения среди жителей Газы и как следствие потерю влияния. Однако он не может начать, без согласования с Израилем. Поэтому, даже при всей ненависти к нынешней египетской власти, оценивая неизбежные последствия подобной акции, вряд ли эта организация была заинтересована в проведении теракта на Синае.
Скорее такую свинью мог подложить ХАМАСу конкурирующий с ним «Исламский джихад». Тем более, что именно эта организация пользуется поддержкой и спонсорством государства, не оставляющего попыток дестабилизации Египта - исламской республики Иран.
На воре, как водится «шапка горит». Уже утром в субботу пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана Марзие Афкаман осудив теракт, обвинила Израиль, заявив, что «нет сомнения в выгоде, которую извлекает из подрыва египетского общества сионистский режим».
Однако, как заметил в «Джерузалем Пост» бывший посол Израиля в Египте Цви Мазель «именно Иран намеренно дестабилизирует Египет, даже когда это требует пособничества с экстремистскими суннитскими движениями».
Для Ирана - нынешний Египет, в первую очередь, могучий телохранитель заклятого врага - Саудовского королевства. Вывести его из игры, означает смертельно подорвать влияние Эр-Рияда в регионе.
Поэтому Иран не оставляет попыток контрабандной переброски оружия на Синай, часть которого затем передается дальше и в сектор Газы, но часть оседает у джихадистов полуострова.
Нынешний теракт, настраивающий египетские власти против ХАМАСа, выгоден Ирану еще и потому, что отсекая ХАМАС от Египта, он, фактически, обрекает их на полную изоляцию, вынуждая к сотрудничеству с собой.
Таким образом, возможно, говоря об «иностранных силах», виновных в теракте, египетский президент имел в виду не только и не столько своих соседей из Газы, сколько тегеранских аятолл. Хотя в полной интриг, лицемерия и недоговоренностей ближневосточной политике, возможно это никогда и не будет сказано открытым текстом.