Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+12

Мнения

А
А

История и народы ("Ноах")

Дело в том, что соразмерность продолжительности жизни эпителиальной клетки и всего человека соответствует соразмерности человеческой жизни и человеческой истории, но никак не биологической эволюции.

23.10.2014
ShutterStock

Читайте также

Всечеловеческое тело

В недельной главе "Ноах" рассказывается о происхождении народов: "А вот родословная ("толдот") сынов Ноаха: Шем, Хам и Йафет; И родились у них сыновья после потопа" (10:1) и далее приводится подробное генеалогическое древо человечества, которое с полным правом можно признать основой древа исторического.

Многие признают, что без еврейского вклада, само понятие истории было бы другим. Так Бердяев пишет в книге "Смысл истории": "...еврейству принадлежала совершенно исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы, именно еврейством внесено в мировую жизнь человечества начало "исторического". И я хочу обратиться вплотную к самой исторической судьбе еврейства и его значению во всемирной истории как одного из непрерывно действующих и до наших дней мировых начал, обладающих своей специфической миссией. Еврейство имеет центральное значение в истории".

Между тем "история" - слово греческое, означающее – рассказ о былом, в то время как еврейское слово "толдот", которое принято переводить как "история" - в первую очередь означает - "родословная". Слова Торы "Эле толдот бней Ноах" можно перевести и как "Вот родословная сынов Ноаха", и как "Вот история сынов Ноаха". Иными словами, "рассказ о былом" в еврейском сознании представляет собой живое человеческое древо. "Толдот" - это человеческий организм, раздробившийся после строительства Вавилонской башни на множество народов, дифференцировавшийся на множество национальных органов и тканей.

Начнем с того, что нам ближе - с Израиля, который с одной стороны мыслится традицией как единый организм ("сказал рабби Шимон бен Иохай: народ еврейский подобен единому телу и единой душе... Один из них согрешил - все несут наказание" - Мехилта де-р.Шимон б.Йохай), а с другой, как орган, занимающий центральное место в общечеловеческом организме ("Сказал Рабби: По отношению к другим народам народ Израиля как сердце по отношению к остальным частям тела" - Кузари 2:36).

Другая аналогия, способная прояснить нам взгляд отождествляющий историю с генеалогическим древом - некоторое постоянное присутствие в мире 600 тысяч еврейских душ. Постоянство этого числа подобно постоянству членов тела, или даже его клеток, которые на протяжении жизни обновляется на самых разных уровнях.

В самом деле, в результате никогда непрекращающегося обмена веществ - составляющего основу всего живого - замещаются не только химические элементы внутри живой клетки, но замещаются также и сами клетки внутри органа или ткани. Жизнь характеризуется поддержанием постоянной формы, при постоянном замещении и обновлении ее материи. Но то же и история - существующие на протяжении тысячелетий племена и народы постоянно обновляются в смене поколений.

Но тогда тем более таким цельным телом - пусть даже и с несколько иными особенностями - невольно мыслится также и все человечество, все "сыны Ноаха". Таким образом, каждый народ уместно уподобить какому-то органу, а каждого сына этого народа - клетке этого органа.

Мы и наша кожа

Эта аллегория станет нам ближе и понятней, если мы отыщем в ней место для себя. Таким образом, если Человеческая история, все человечество в своей совокупности подобно отдельному человеку, то каждый отдельный человек в теле этого всечеловека подобен клетке собственного тела.

Когда мы были детьми, то общались с детьми, вместе с ними выросли и стали взрослыми, продолжая общаться уже со взрослыми людьми, однако в течение десятилетий, выходя на улицу, мы каждый раз встречали на ней и детей, и взрослых и стариков. Мы все время менялись, но лица в потоке человеческой толпы выглядели неизменно разделенными на детей, взрослых и стариков.

Но то же происходит и в любом органе, в любой ткани, которые выглядят неизменными, но клетки которых постоянно обновляются. Так, эритроцит живет от месяца до четырех, клетка стенки сосуда - около четырех месяцев, средний срок жизни клеток в организме составляет от четырех месяцев до полугода. Только клетки кости живут год, а клетки нервных стволов, головного и спинного мозга не обновляются в течение всей жизни, замещается лишь их белок, клеточная мембрана и т.д.

Но наиболее наглядно человека можно уподобить той эпителиальной клетке, которая собственно и определяет его человеческую внешность!

В течение всей жизни у человека сохраняется одна и та же прекрасно регенерирующая, хотя с годами и дряхлеющая кожа. Между тем поддерживаясь постоянно одна и та же, она является результатом смены сотен поколений эпителиальных клеток. Причем по внешности человека, по его коже нередко можно прочитать его историю.

В истории бывает по-разному, бывают межнациональные вендетты, тянущиеся веками, но бывает, что через одно-два поколения воевавшие между собой народы, как будто бы напрочь забывают о взаимной ненависти, начинают между собой торговать и увлекаются взаимным туризмом. Если второй случай напоминает затянувшуюся рану, то первый - хроническую язву, которой не позволяет зажить травмирующий фактор. Между тем и то и другое подобно коже.

Имеется еще сходство. Человеческий возраст характеризуется не только своими внутренними параметрами, но так же и своей соизмеримостью с жизнью человечества, с историей. Если по отношению к биологической эволюции (даже только своего собственного вида Homo) жизнь отдельного человека в ней полностью теряется как бесконечно малое, то с человеческой историей человеческая жизнь именно соизмерима. И эта соизмеримость опять же склоняет нас к аналогии организма и составляющих его клеток.

Дело в том, что соразмерность продолжительности жизни эпителиальной клетки и всего человека соответствует соразмерности человеческой жизни и человеческой истории, но никак не биологической эволюции.

Действительно, зарождаясь в нижних слоях эпидермиса, в глубоких слоях кожи, молодая клетка постепенно поднимается в верхние слои, пока не достигает поверхности кожи, где и отмирает - смываясь вместе с грязью. При этом продолжительность жизни клетки кожи от 15 до 45 дней, что при минимальном расчете соответствует 25 поколениям в год. Таким образом, за 120 лет человеческой жизни сменяется 300 поколений эпителиальных клеток. Но это ровно столько, сколько поколений людей сменяется за человеческую историю (6 000 лет поделить на минимальный возраст поколения - 20).

Историческому человечеству отпущено 6 тысяч лет ("Учили в доме учения (пророка) Элияу: шесть тысяч лет просуществует мир" (Авода зара 9а), в той же мере в какой отдельной исторической личности отпущено 120 лет ("И сказал Господь: да не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет." Берешит 6:3).

Эпителиальная аналогия наглядно показывает связь "истории" с "родословной", то есть связь рассказа о событиях былого - чем в первую очередь является ТАНАХ, - с ветвящимся человеческим родом, с телом единого человеческого организма.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке