Читайте также
За трое суток из Сирии в Турцию бежало более 130 тысяч человек. Теперь это курды. Добавление к более чем миллиону беженцев – сирийских арабов, которые пересекли турецкую границу за три последних года, спасаясь от войны.
Опять – в третий раз – боевики группировки ИГ («Исламское государство»), провозгласившие Халифат, захватили всех врасплох.
В июне они совершенно неожиданно вторглись из Сирии обратно в Ирак ( где они несколько лет тому назад под названием «Аль-Каида в Ираке» воевали против американцев), овладели вторым городом государства – Мосулом – и обратили в бегство правительственные войска, захватив при этом фантастические запасы американского вооружения, боеприпасов и транспортных средств.
Второй раз – в августе, когда все ждали их наступления на Багдад, воины ИГ круто развернулись и вторглись в пределы автономного региона Иракский Курдистан.
Они уже были на подступах к Эрбилю, главному городу региона, но американская авиация, спешно посланная Бараком Обамой, спасла курдов. Спасла не просто от оккупации, а от геноцида. Ведь теперь, после тех зверств, которые натворили изуверы-исламисты, жертвами которых стали сначала сирийские арабы-алавиты, затем иракские арабы-шииты и христиане, и наконец курды-езиды, не остается сомнений в том, какая судьба ожидает покоренное ими население. Недаром ведь сейчас сирийские курды рванулись все как один, целыми деревнями, через турецкую границу, как только исламисты-джихадисты подошли к той местности в северо-восточной части Сирии, где они проживали испокон веков. Боевики заняли десятки курдских деревень – совершенно пустых. Бежали все, до последнего человека, включая глубоких стариков – вот какого страху нагнали убийцы из ИГ на жителей целого региона.
Считается, что в Сирии проживает примерно 2 миллиона курдов, т.е. 9 % населения страны ( в Турции – 15 миллионов, в Иране – 7 миллионов, в Ираке – 5 миллионов).
Когда разгорелась гражданская война, сирийские курды, сохраняя нейтралитет, фактически установили в своем регионе самоуправление, опираясь на помощь турецкой Рабочей партии. Ясно, что Сирия фактически уже распалась, и даже если Башар Асад останется у власти в Дамаске, под его контролем будут остатки страны, в которой уже уничтожено 60% промышленности и 40% жилого фонда, а общий ущерб составляет 31 миллиард долларов. Специалисты считают, что понадобится 30 лет, чтобы дойти до предвоенного уровня даже при росте ВВП на 5 % в год. Но пока что люди думают о спасении жизни.
Один представитель ИГ сказал, что цель организации – создать исламское государство, которое « охватит арабский мир.
После этого мы пойдем в другие страны». Можно считать это бравадой, блефом, но как бы потом не схватиться за голову. Ведь до сих пор ИГ только укреплялся и расширялся, он нанес поражения и сирийской и иракской армии. Халифат ничего не отдал из того, что он захватил; он только приобретает новые территории.
Конечно, не все удается халифатским извергам.
Они не продвинулись ни на багдадском, ни на эрбильско-киркукском направлении. Во-первых, им преградили путь не менее бесстрашные и мотивированные бойцы – шиитские милиции и курдское ополчение пешмерга. Во-вторых, они понесли тяжелые потери от ударов американской авиации. Именно это может стать решающим фактором в борьбе за то, чтобы не допустить дальнейшего продвижения войск ИГ , но удары с воздуха не уничтожат государство, которое уже образовано джихадистами и занимает четверть территории Сирии и треть территории Ирака. А главное – надо учесть, что исламистам преградили путь в несуннитские районы, а на шиитские и курдские земли, т.е. туда, где живут их непримиримые религиозные или этнические враги. А вот что будет, если они двинутся на суннитские земли, в Иорданию и Саудовскую Аравию?
Вот это и есть сейчас главный вопрос.
Ведь все арабские страны, кроме Ирака, Ливана и Бахрейна – это страны суннитские. И если против ИГ будет создана коалиция, пусть даже неофициальная, в которую войдут именно те, кто может успешно воевать – иракские шииты ( при поддержке Ирана), иракские курды и авиация США, Великобритании и Франции– исламистская пропаганда немедленно объявит, что образован единый фронт борьбы против суннитов ( а значит, фронт антиисламский) и что предатели- шииты, как и следовало ожидать, объединились с крестоносцами и сионистами. Нельзя забывать, что детищем Усамы бен Ладена был «Всемирный исламский фронт борьбы против евреев и крестоносцев». Помню, как в 2002 году, когда я был в Иракском Курдистане, мне показали листовку местной организации Ансар ( филиал Аль- Каиды). Там были такие слова: «Ты спрашиваешь, брат, почему мы должны убивать американцев? Отвечаем: потому что американцы - это на самом деле евреи, которые отняли у мусульман Палестину и захватили Иерусалим».
Здесь и разгадка той, не понятной для многих, медлительности и нерешительности, половинчатости позиции как США, так и Саудовской Аравии.
Для обеих этих держав ИГ сейчас – смертельный враг; те, кто говорят, что ИГ финансируется саудовцами, просто не знают, по своему невежеству, что те огромные суммы, которые направляются джихадистам (не только ИГ), берутся отнюдь не из государственного бюджета Саудовской Аравии, а из религиозных фондов, в распоряжении которых всегда были, есть и будут фантастические средства, часть нефтяных доходов страны. Саудовская власть в ужасе от активизации последователей бен Ладена, оттуда ей грозит гибель, но приказывать ваххабитским духовным деятелям не может. Так вот, и в Вашингтоне и в Эр-Рияде опасаются , что превращение войны против ИГ в суннитско-шиитское противостояние поднимет против них широкие суннитские массы во всем арабском мире.
Два дня тому назад в Багдаде состоялась массовая демонстрация.
Против кого? Против убийц-джихадистов, стоящих почти у ворот столицы? Совсем наоборот, против американцев, их вмешательства в дела Ирака. Конечно, демонстрировали только сунниты, но это сигнал. Что было бы, если бы американские войска вновь появились в Ираке? Десятки тысяч добровольцев тут же хлынули бы на помощь изуверам из ИГ, которые мгновенно превратились бы в «жертв агрессии». Именно поэтому Обама и подчеркивает на каждом шагу, что в Ираке не будет « сапога американского солдата». Но с другой стороны - одной авиацией войну не выиграешь, и без разрушения тыла ИГ, который находится в Сирии, тоже ничего не получится.
Глава региона Иракский Курдистан Масуд Барзани сейчас, после бегства сирийских курдов в Турцию, твердо заявил, что необходимо бомбить объекты Иг в Сирии.
Он знает, что говорит, это человек выдающийся, я это сразу понял после беседы с ним в Эрбиле 12 лет тому назад. Барзани прав: сейчас без этого уже не обойдешься. Может быть и курдам не пришлось бы бежать в Турцию, если бы американские самолеты успели разбомбить колонны джихадистов, когда они только стали передвигаться по сирийской земле в сторону курдских селений.
Новый премьер-министр Индии Нарендра Моди сказал на днях, что борьба против исламистских убийц – это humanity fighting inhumanity, человечность против бесчеловечности.
Глава Чечни Рамзан Кадыров охарактеризовал воинствующих исламистов как « врагов ислама».
И вот терпение лопнуло.
Халифатские злодеи дождались своего. Америка вместе с пятью арабскими государствами нанесла удар с воздуха по объектам исламистов в Сирии. Этого следовало ожидать, ведь следующими жертвами агрессии джихадистов были бы как раз Иордания и страны Залива.
На что должны были быть направлены все, какие только можно, усилия российской дипломатии в последние месяцы?
На то, чтобы добиться такого соглашения между двумя врагами – Вашингтоном и режимом Асада, – которое позволило бы авиации США бить по объектам ИГ на территории Сирии, при условии, конечно, что удары будут наноситься именно и только по этим объектам. Могла бы быть гарантия со стороны ООН, международные наблюдатели; всего этого добиться невероятно трудно, но возможно, для этого и существует дипломатия. Да, у нас серьезнейший конфликт с Америкой из-за Украины, но жизнь-то продолжается, и нужно думать обо всем остальном, в частности и о том, что будет впоследствии, когда джихадисты ( которых не кто иной, как Рамзан Кадыров, назвал «врагами ислама») дотянутся и до наших земель.
Но для этого надо уметь видеть дальше своего носа.
А сейчас вышло так, что России приходится занимать странную и даже жалкую позицию: повлиять на военные действия, которые ведет коалиция во главе с США, Москва не может, поддержать не хочет. Остается обвинять Вашингтон в том, что он под предлогом борьбы с исламистами намерен добиться той же старой цели – сбросить Башара Асада. На самом деле американцы и их союзники, если смогут разгромить ИГ, окажут огромную услугу именно Асаду. Ведь достаточно рассудить: кто для него главная угроза, кто способен уничтожить его режим? Явно не умеренные, прозападные группировки – Свободная сирийская армия и другие. Только исламисты, питающие к шиитам многовековую неустранимую ненависть. Нелепо было бы надеяться, что ИГ, создав в самом сердце арабского мира свой халифат, смирился бы с существованием на той же самой территории шиитского государства. А что касается США, то и для них несравненно опаснее ИГ; Асада, конечно, американцам неплохо бы устранить, но сейчас это уже на втором плане, тем более, что есть реальный шанс добиться соглашения с Ираном по ядерной программе. Следовательно, Иран перестает быть главным врагом Америки, соответственно и режим Асада можно терпеть, пусть и с отвращением.