Читайте также
"Мне не пришлось отказываться от своих привычек, я их лишь немного изменила". Что означает сия загадочная фраза? Что дама теперь читает браху на сало? Что в шабат она курит в два раза меньше, а машину водит только одной рукой? Что желает мужа ближней своей, но не сильно или, наоборот, спит с ним, но без желания?
Кампания по рекламе гиюра за авторством министерства религиозных услуг раздражает интуитивно, однако нащупать конкретный источник раздражения лично мне удалось не сразу. Миазмы доносились отовсюду. И все же, я постепенно сформулировал, что именно мне кажется наиболее отвратительным. С этого и начнем.
Кампания призывает людей лгать себе и другим. Это спонсируемая государством пропаганда вранья. К сожалению, сама по себе пресловутая дуальная природа еврейства в условиях современности неизбежно порождает ложь. Когда-то принадлежность к религии была столь же неотъемлемым атрибутом человека, как имя. Тогда все было просто: евреи - религиозная общность. Хочешь быть с нами? Смени религиозную принадлежность. Верь в другого бога, выполняй другие обряды. Вопрос, верить ли вообще, просто не стоял.
Сейчас же абсурд лезет изо всех щелей. Позволю себе процитировать данные Центрального статистического бюро: "43% евреев считают себя нерелигиозными". Простите, но если еврей - это религия, перед нами оксюморон. А если это национальность, то почему представителей определенной национальности должен разводить религиозный суд? Почему люди, в которых половина, а то и больше еврейской крови (скажем, у человека отец-еврей и мать - еврейка по отцу) не могут сами выбирать свою национальную принадлежность, если она их вообще интересует? Почему ее должна определять некая инстанция? Разве есть комиссия, принимающая во французы? Не дающая французское гражданство, а именно устанавливающая национальную принадлежность "француз"?
Гиюр - безусловно, религиозная процедура, но нынешняя кампания старательно обходит этот щекотливый момент стороной. На странице кампании в интернете некая благополучно объевреившаяся дама (не знаю, реальная или выдуманная) сообщает нам: "Мне не пришлось отказываться от своих привычек, я их лишь немного изменила". Что означает сия загадочная фраза? Что дама теперь читает браху на сало? Что в шабат она курит в два раза меньше, а машину водит только одной рукой? Что желает мужа ближней своей, но не сильно или, наоборот, спит с ним, но без желания? Зубоскалить можно до бесконечности, однако это "РеЛевант", а не "Бесэдер".
На баннере вокруг головы симпатичной девушки явно еврейской внешности роятся различные вопросы бытия: "Будут ли все считать меня еврейкой?" "Какой будет самоидентификация моего ребенка?" "Признают ли мой брак в раввинате?" "Смогу ли я справить еврейскую свадьбу?" "Как мой ребенок интегрируется в общество?" Как видите, о вере - молчок. Министерство религиозных услуг совершенно открыто говорит целевой аудитории: "Мы понимаем, что тебя не интересует религия праотцов, нам, в целом, тоже плевать, будешь ли ты посещать синагогу и соблюдать кашрут, просто мы хотим, чтобы в демографической статистике было на одну еврейскую особь больше".
Для достижения своей цели министерство без стеснения педалирует тему различных проблем и мерзостей, существующих в нашей стране. "Смогу ли я справить еврейскую свадьбу?" - это ведь утверждение в форме риторического вопроса. Нет, милая, не сможешь, ни еврейскую, ни какую-либо еще. У нас так заведено, что не все граждане страны могут в этой стране пожениться. Так что либо лети в Прагу, либо пройди наш совсем простенький и безболезненный гиюрчик. "Будут ли все считать меня еврейкой?" - не будут, поскольку мы здесь решаем, кто еврей, а кто нет. И распоследняя низость: шантаж детьми. "Как мой ребенок интегрируется в общество?" Да, у нас квази-религиозное общество, где даже неверующие, но по праву рождения обладающие то ли религиозной, то ли национальной принадлежностью "еврей" люди подчас живо интересуются наличием этого звания у ближнего. У ребенка-нееврея с интеграцией в такое общество и впрямь могут возникнуть проблемы. Даже если сама будущая мать не ощущает особых неудобств, она может решиться на гиюр, чтобы не создавать проблемы чадам. По такому же принципу многие смешанные семьи в СССР записывали детей русскими. И неприятно кривить душой, но зачем ребенку переносить тяготы, сопутствующие в детской и подростковой среде статусу ИНОГО?
Нормальное государство должно бороться с любыми проявлениями неравноправия на национальной и религиозной почве. Наше же вместо этого предлагает своим гражданам соврать, схитрить, притвориться - и стать как все. Чтобы не вызывать вопросов и не терпеть чинимые самим же государством неудобства.
Конечно, честных, цельных, обладающих чувством собственного достоинства на такую удочку не поймать. Искусственное сращение этнического и религиозного, наоборот, отталкивает многих таких людей от еврейства. К примеру, набирает силу мода на светские браки даже среди евреев - тех из них, кого ужасает церемония купли-продажи, называемая в иудаизме бракосочетанием. И даже если ты относишься к данному действу как к традиционной формальности, не вникая в текст ктубы и в бубнеж раввина, эта "формальность" ставит тебя во вполне реальную зависимость от раввинатского суда, в залах которого разворачиваются бесконечные сцены абсурда и унижения.
Лично для меня этническая принадлежность никогда не занимала важное место в самоидентификации. Но и у меня есть некая историческая память, некое, путь слабое, чувство причастности ко взлетам и падениям моего народа. Я могу, с массой оговорок, ощущать себя частью этнической группы, но ни в коем случае не религиозной. Выпячивая религиозную компоненту еврейства, делая его неотделимым от религиозного мракобесия, шовинизма, сексизма, вы, господа, теряете меня и таких, как я навсегда. Именно такого рода отход от еврейства наблюдается сейчас в Израиле, и ваша дурацкая реклама его лишь подстегивает.