Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+19+14

Мнения

А
А

Не нужно учить нас быть израильтянами

Мы чувствуем себя вполне израильтянами - но, очевидно, израильскому обществу наша идентичность не вполне подходит.

flag_hand
Фото: fotolia.com

Мы чувствуем себя вполне израильтянами - но, очевидно, израильскому обществу наша идентичность не вполне подходит, и оно хочет научить нас быть израильтянами по-другому. Может быть, выучив несколько песен времен Пальмаха, мы станем лучшими израильтянами?

Решение проблемы эмиграции молодых репатриантов - не в усилении их "еврейскости" или "израильскости", а в борьбе против расизма, против унижений со стороны религиозного истеблишмента, за достойное трудоустройство. Начните относиться к нам как к равным - и тогда поговорим о нашей "принадлежности".

Комиссия Кнессета по алие и абсорбции хочет научить русскоязычную молодежь, как стать еще лучшими евреями и израильтянами. Есть проблема с эмиграцией из страны молодых репатриантов? Решение - обучение их ценностям еврейской идентичности. Есть проблема с интеграцией молодых в общество? Решение - воспитывать их в духе ценностей иудаизма. Это главный вывод дискуссии, состоявшейся в комиссии по алие и абсорбции, на тему "Новые репатрианты: поколение 1,5".

"Поколение 1,5" - это принятое в социологии определение людей, которые родились там, а выросли здесь. Речь идет о детях, которые приехали сюда вместе с родителями, которые дома воспринимали культуру страны исхода, а вне дома получали израильское образование. Пессимисты скажут, что они не укоренены ни здесь, ни там, оптимисты - что они принадлежат к обеим культурам. На самом деле речь идет прежде всего о выходцах из бывшего СССР и Эфиопии, которых в странах исхода называли евреями, а здесь зовут "русскими" или "эфиопами" (и еще несколькими именами).

Обсуждение, инициированное комиссией Кнессета, было призвано рассмотреть проблемы "поколения 1,5" новых репатриантов, а также пути их решения. На самом же деле комиссия сосредоточилась на единственной проблеме, которая, к тому же, является проблемой не этого поколения, а государства, всего общества - и это проблема массового отъезда из страны репатриантской молодежи. У этого явления есть несколько причин, о которых сейчас пойдет речь, но я хочу вернуться к решению, которое предлагает комиссия и организации, участвовавшие в обсуждении: еврейское образование и акцент на израильской идентичности.

Принцип "плавильного котла" не сократит расстояние.

До того, как прийти на заседание комиссии, я полагал, что амбициозная идея обучать людей более высоким ценностям ушла в прошлое вместе с принципом "плавильного котла". Выяснилось, однако, что эти подходы вполне еще существуют. Организации, действующие под эгидой Сохнута в репатриантской среде, такие, как "Фишка", "Фонд Дженезис" и "Будущее в пустыне", все еще горят желанием внедрить еврейско-израильскую идентичность в любого русскоязычного молодого человека, который не вполне отвечает стандарту "израильскости" по мерке Сохнута. Эти организации любят декларировать достижения нашего общества - на примере инженеров, людей "хай-тека", врачей. Но они рисуют далеко не полную картину и уклоняются от разговора о подлинных проблемах репатриантов. Когда эти проблемы начинают беспокоить их? Когда молодые и успешные начинают покидать страну. Тут вспоминают о проблемах и о необходимости решать их. Но и тогда подобные организации занимаются только симптомами и не добираются до корней существующих проблем.

В возрастной группе 18 - 30 лет процент репатриантов, твердо связывающих свое будущее с Израилем, составляет 50% по сравнению с 77% для групп более зрелого возраста. В возрастной группе 31 - 40 лет эта цифра падает до 46% по сравнению с 83% для более пожилых репатриантов. Данные, несомненно, тревожные. Но не будем заблуждаться: "ерида" - проблема всего израильского общества, а не только молодых репатриантов. Однако попытки справиться с этим явлением путем обучения "израильским ценностям" - это уход от подлинных проблем репатриантов. Ошибочно думать, что с помощью устарелого принципа "плавильного котла" можно компенсировать разрывы между ожиданиями репатриантов и тем, что они получают тут в действительности.

Вот краткий перечень проблем молодых репатриантов: "стеклянный потолок" при приеме на работу, система "кабланута" при трудоустройстве их родителей, очень большие по западным меркам разрывы в образовании между поколениями родителей и детей, проблемы с вступлением в брак в Израиле, нехватка жилья, издевательства со стороны религиозного истеблишмента, расизм, захоронения за пределами кладбищ - и т.д. Что же удивительного, если каждый второй молодой репатриант хочет уехать из страны?

Но вместо того, чтобы заняться этими проблемами или, по крайней мере, наметить пути разрешения хотя бы части их, комиссия и сотрудничающие с ней организации предпочитают учить молодых репатриантов, как стать лучшими евреями и израильтянами. Подлинные проблемы известны членам комиссии, которую возглавляет депутат от партии "Еш Атид" Развозов. Всего месяц назад комиссия обсуждала тему "кабланута" при трудоустройстве репатриантов, после того, как партия, к которой принадлежит председатель комиссии, отвергла очередной законопроект, который мог бы принести пользу репатриантской общине.

Мы не нуждаемся в укреплении нашей "еврейскости" или "израильскости"

Возмутительно, что в 2014 году есть еще те, кто полагает, будто молодые репатрианты - недостаточно хорошие израильтяне или недостаточно хорошие евреи, и поэтому необходимо обучать их в этом духе. Раздражает, когда все еще говорят о "допущении" в израильское общество посредством унизительных процедур вроде гиюра или подтверждения еврейства, и таким образом позволяют ортодоксальной верхушке сохранять монополию на определение: кого считать евреем. И особенно неприятно, что русскоязычный депутат Кнессета, сам принадлежащий к "поколению 1,5" возглавляет эти процессы.

В ходе заседания комиссии депутат Развозов отметил, что он стремится к "созданию более приятной атмосферы в ходе контактов с религиозным истеблишментом". Реально это сводится к следующему: процедуры подтверждения еврейства будут проходить не в раввинатском суде, когда судья сидит на возвышении и задает молодым людям озадачивающие вопросы, а в каком-то "нейтральном" помещении, где тот же самый судья будет задавать точно такие же обескураживающие вопросы "глаза в глаза". Другой момент: организация отдельных кладбищ для солдат не-евреев (два таких кладбища уже существуют Беэр-Шеве и Кфар-Сабе). А я задаюсь вопросом: как эти два начинания помогут молодым репатриантам почувствовать себя "своими" в израильском обществе? Вместо того, чтобы бороться с неравенством, дискриминацией и расизмом по отношению к молодым репатриантам, депутат Развозов скорее увековечивает эти явления. И таким-то образом он намеревается решить проблему эмиграции из страны?

Мы, молодые репатрианты, члены группы "Поколение 1,5", не нуждаемся в укреплении нашей "еврейскости" или "израильскости". Мы чувствуем себя вполне израильтянами - но, очевидно, израильскому обществу наша идентичность не вполне подходит, и оно хочет научить нас быть израильтянами по-другому. Может быть, выучив несколько песен времен Пальмаха, мы станем лучшими израильтянами? Так ведь нет. Пришло время израильскому обществу, включая депутата Кнессета Развозова, понять, что мы - израильтяне, русскоязычные израильтяне, точно такие же израильтяне, как выходцы из Эфиопии или из стран Востока. Мы все израильтяне. Не нужно учить нас, как стать еще лучшими израильтянами. Вы хотите, чтобы мы остались тут? Создайте для этого подходящие условия. Займитесь проблемами наших родителей и устраните, наконец, это средневековое учреждение, именуемое раввинат. Не хотите? Не страшно, как я уже написал в начале статьи, мы и израильтяне, и "русские", и в этом качестве мы как-нибудь устроимся, с вами или без вас.

Еще одно замечание напоследок. Как на заседание, посвященное "каблануту" при трудоустройстве репатриантов, так и на данное заседание комиссии не пришел ни один русскоязычный депутат Кнессета. Когда военная операция в разгаре, они предпочитают перемещаться с одного телеканала на другой вместо того, чтобы заниматься проблемами той общины, из которой они сами вышли. Рядовые члены общины интересуют их лишь в одном качестве: как резервуар голосов во время выборов. А в промежутках между выборами репатрианты для депутатов словно и не существуют.

Источник: Релевант

Метки:

Читайте также