Читайте также
Две иерархии
В недельной главе "Ки таво" обозначаются некоторые пределы еврейского бытия, обусловленные верностью Израиля закону и, напротив, отступлением от него: "И будет, если ты будешь слушать голоса Господа, Бога твоего, чтобы соблюдать и исполнять все заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, то поставит тебя Господь, Бог твой, выше всех народов земли. И придут на тебя все благословения эти, и сбудутся для тебя, если будешь слушать голоса Господа, Бога твоего:… И сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, и не будешь внизу, если будешь слушаться заповедей Господа, Бога твоего, которые я заповедую тебе ныне блюсти и исполнять" (28:1-13).
Однако картина меняется на противоположную, стоит Израилю пренебречь исполнением заповедей. "И будет, если не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя…. Пришелец, который в среде твоей, возвысится над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он ссужать будет тебя, а ты ссужать его не будешь; он будет главою, а ты будешь хвостом". (28:15-43).
Образы эти (верх - низ, голова - хвост) поначалу могут показаться подчеркивающими одну особенность еврейского народа - бросаться в глаза, выделяться среди прочих народов, всегда занимая при этом крайнее положение, а не середину. Однако при этом невозможно не заметить, что два эти образа отражают все же два совершенно разных подхода, представляют собой две совершенно разные модели отношений: собственно иерархический тип - вертикальный (верх и низ), и органический - горизонтальный (голова - хвост).
Иерархия пространственная, иерархия вертикальная - проста и прозрачна, в ней все однонаправленно, все соподчинено, все идет от вершины к основанию пирамиды. Иерархия органическая построена совершенно иначе: она предполагает равенство, предполагает приведенность всех членов к одному уровню. Такова иерархия организма, в котором все взаимосвязано, все построено на "фитбеках", а главное, все члены являются результатом дифференцировки единого целого. Голова и хвост - это два полюса неразрывного единства, а не просто два края.
Справедливо сказать, что мозг всем управляет, однако при этом он не существует сам по себе, без управляемых им органов. Мозг формируется во взаимосвязи со всеми прочими членами, он в такой же мере обслуживает весь организм, в котором обслужен им.
Иерархия вертикальная мыслится как однозначная и однонаправленная. Будничное, в рамках этой иерархии, находится под Святым. Народы, согласно этой концепции (в том случае, если евреи выполняют заповеди) плавно продолжают Израиль, вписываясь в общую линию, обозначенную точками: Народы, Израиль, Левиты, Коэны, Первосвященник.
Сыновья Ноаха и Израиль, конечно, разделены. Возникшее недавно движение бней-Ноах (то есть движение нееврев, пожелавших жить в соответствии с теми требованиями, которые им предъявляет Тора), даже получая инструкции от раввинов, все равно считаются другой религиозной деноминацией. И все же по большому счету это плавный иерархический континуум.
Однако в случае органического единства невозможно выделить в собственном смысле слова главенствующий орган. И хотя Израиль сравнивается с положением мозга или сердца, все остальные органы-народы без уточнения их подобий находятся в тесном единстве. Великий и малый - все "выравнены" по горизонтали, все на равных вовлечены в общее дело. Это с одной стороны. С другой - все органы находятся в состоянии взаимного уважения.
Человеческий фактор
Совсем не случайно в приведенных словах Торы голове противопоставлена не пятка, а именно хвост, совсем не случайно сравнение, даваемое Торой, связано с образом животного, а не с образом человека. Не случайно, потому что образ человека зарезервирован для совершенно иной ситуации, для радикально иного понимания иерархии.
Смысл человеческого сообщества, смысл религиозной общины решительно отличается от органического, в котором часть соподчинена целому. В Израиле, во всем человечестве, "часть" - то есть человеческая личность - это не только "часть", но все то целое, чего она часть. В общине каждый член заранее централен, заранее сверхценен. А потому "большим" оказывается тот, кто больше замечает и почитает это качество в других.
Таким образом, принцип собственно человеческой иерархии - это принцип служения, принцип увеличения ответственности по мере иерархического роста.
Израиль служит народам, как сказано: "Я, Господь, призвал тебя к правде, и возьму тебя за руку, и буду хранить тебя, и сделаю тебя народом завета, светом народов, Чтобы открыть глаза слепые, чтобы вывести узника из заключения, из темницы - сидящих во мраке" (Иешайя 42:6-7).
И с Израиля спрашивается больше чем с других, как сказано: "Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши" (Амос 3:2)
В Торе говорится: "Ибо народ святой ты у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли ("лихйот ло леам сегула ми кол аамим"). Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, Но из любви Господа к вам и ради соблюдения Им клятвы, которою клялся Он отцам вашим, вывел Господь вас рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки Паро, царя Египетского". (Дварим 7:6-8)
Раши следующим образом трактует слово "многочисленность": в аллегорическом понимании это значит: вы не возвеличиваете себя (вы не высокомерны), когда Я щедро наделяю вас благом; поэтому "возжелал. . вас", "ибо вы меньше" - вы умаляете себя (признаете себя малыми) как например, Авраам, который сказал "Я же прах и пепел" (Берешит 18, 27) и как Моше и Аарон, которые сказали "Мы же что?" (Шмот 16:7) Вы не таковы, как Невухаднецар, который сказал "уподоблюсь Всевышнему" (Иешаяу 14:14), и Санхерив, который сказал "Кто из всех божеств этих земель " (Иешая 36:20), и Хирам, который сказал "Я бог, на престоле Божьем воссел" (Иехезкель 28:2).
Пророки многократно предсказывали грядущее торжество Израиля, как например: "Восстань, свети, (Йерушалаим), ибо пришел свет твой, и слава Господня над тобой воссияла. Ибо вот, тьма покроет землю и мрак - народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его над тобой явится. И будут ходить народы при свете твоем, и цари - при блеске сияния твоего" (Иешая 60:1-3)
Но вот как понимает Рамбам главенствующее положение евреев после прихода Машиаха: "Не для того жаждали наши мудрецы и пророки наступления дней Машиаха, чтобы властвовать над всем миром или мстить народам, а также не для того, чтобы народы возвеличили их, и конечно же не за тем, чтобы есть, пить и веселиться, - а для того, чтобы могли без помех изучать Тору и познавать ее мудрость, дабы удостоиться жизни будущего века" (Законы царей 12. 4).
Итак, быть большим, быть первым в категориях духовной иерархии - это значит принимать на себя максимальную ответственность и служить меньшим.