Читайте также
Писать об Израиле – дело модное и актуальное. Ни одно информационное агентство, даже самое скромное и непритязательное, не может отказаться от искушения командировать несколько корреспондентов и побольше внештатников в Тель-Авив и Иерусалим, чтобы они там сидели в кафе, щелкали в своих ноутбуках, встречались с левыми НПО и угнетенными мусульманами. Хотя международные отделы сокращают до минимума, этот минимум включает тему, от которой охотники за сенсациями не отступятся. О других войнах можно писать с расстояния в тысячи километров, о геноциде можно писать петитом на последней странице, но когда камень брошен на Западном берегу, там должен быть корреспондент с поддельным континентальным акцентом и в рубашке хаки.
Писать об Израиле не трудно. Любой, кто за многие годы привык к потреблению постоянного рациона СМИ, уже знает все ключевые моменты. Фокус только в том, как артистично расположить их, словно увядшие цветы, чтобы прозвучало негодование от истории этой недели.
Израиль – это жаркое место, даже зимой, до краев наполненное памятью о насилии. Его нужно называть "многострадальной землей". Сошлитесь с иронией на первый попавшийся библейский сюжет и можете заканчивать любую статью или трансляцию словами, что до мира тут по-прежнему далеко.
Схема вашей статьи такова:
В Израиле есть два типа людей: израильтяне, живущие в шикарных домах со всем новейшим оборудованием, и арабы, живущие в разваливающихся лачугах, которые в любую минуту могут быть снесены. Израильтяне фанатики, арабы неистовы. Израильтяне полны ненависти, арабы озлоблены. Израильтяне имеют все, арабы не имеют ничего.
Избегайте упоминания о тех многочисленных особняках, которые встретились вам на пути, когда вы направлялись на интервью с некоторыми чиновниками Палестинской автономии или верхушкой ХАМАСа. Посещая террориста, заключенного в израильскую тюрьму, не забудьте назвать его воином, где-то в пятом абзаце, но не упоминайте об очень обильном питании в тюрьме, особенно если заключенный террорист находится на голодовке. Если вы случайно заметили, что заключенные живут лучше, чем большинство израильтян, об этом писать не нужно. Вместо этого опишите их как находящихся в гневе и наполненных горечью. Никогда не спрашивайте их, сколько детей они убили или сколько они зарабатывают в месяц. Спросите у них, что они думают о перспективах мира. Покивайте понимающе, когда они говорят, что это зависит от Израиля.
Оценивайте любую историю только с одной стороны. Обезличивайте израильтян, персонифицируйте мусульман. Первые – это статистика, вторые – драгоценные снежинки. Мусульманский теракт – всегда в отместку за что-то, а израильская атака редко бывает возмездием. Когда израильские самолеты бомбят укрытия террористов, предположите, что эта акция только подпитывает "цикл насилия" и процитируйте некоторых чиновников, призывающих Израиль вернуться к мирным переговорам, проводятся они или нет, к любым переговорам.
Сосредоточьтесь вокруг мирных переговоров. Если Израиль проводит какую-то внутреннюю политику, не связанную с контрольно-пропускными пунктами и воздушными ударами, делайте все возможное, чтобы избежать упоминания о ней. Ограничьте всю израильскую политику вопросом, готовы ли политики, наконец, сделать компромиссы, которые вы считаете необходимыми для мира. Всегда вздыхайте с сожалением и называйте их желательными. Скажите, что все израильтяне думают так же. Все должны голосовать на референдуме по мирному процессу. Голосование за консервативную партию означает, что израильтяне ненавидят мир.
Израильтян также можно разделить на две категории. Есть хорошие израильтяне, которые носят очки, владеют ай-Падами и живут в модных кварталах. Они очень обеспокоены тем, что страна теряет свою душу из-за угнетения другого народа. Они бренчат на гитарах и поют вышедшие из моды американские песни о мире, причем играют они плохо, но вы пишите, что они играют "одухотворенно", что они участвуют в митингах, на которых требуют, чтобы правительство заключило мир с палестинцами.
Ваши хорошие израильтяне неизменно волонтеры или работают в некоторых НПО, о чем вы можете упоминать или не упоминать в своей статье, но вы не должны обсуждать, кто финансирует их НПО, в особенности, если это иностранное правительство. Напишите о них, что они надежда другого, бессмысленного и неразумного Израиля, слишком одержимого убийством и разрушениями, чтобы прислушиваться к обнадеживающим голосами своих детей.
Когда вы пишете о них, ведите себя так, как будто они лучшие и самые яркие представители молодежи страны, на которых все другие должны равняться. И что вы редко встречали кого-то, кто не похож на них, и что вы редко встречали кого-то, кто думает иначе, чем вы. И когда вы разговариваете с ними, то будь это таксист, ремонтник или какой-то рабочий парень, с которым у вас нет ничего общего, оказывается, что он в восторге от боевиков, когда разговор заходит о терроризме.
Есть и другие израильтяне. Большие смуглые люди, не заинтересованные в альтернативных художественных выставках. Если вам придется иметь дело с ними вообще, получите цитату от них об их надеждах на мир и о том, как им не нравится их правительство. Притворитесь, что эти две вещи связаны между собой, и все, что ваши друзья – честолюбивые художники и драматурги, а также гуманитарии на общественных началах, рассказывали вам о стране, что она готова восстать против правых, таких, как Барак и Нетаньяху, потребовать мира, все это абсолютно верно. Не спрашивайте себя, почему страна продолжает избирать правых. Если вы это делаете, то превратите свой материал в эссе, касающееся травм Холокоста и библейской ненависти.
В определенный момент вам придется написать о худых бородатых мужчинах в черных шляпах, мчащихся по улицам по их непостижимым делам. Назовите их "ультраортодоксами", даже если это слово, кажется, ничего не означает, и делайте вид, что они все одинаковы. Если кто-то попытается объяснить вам различия между ними, игнорируйте их. Если пишете о них, не забудьте упомянуть, что они невежественны и фанатичны. Упомяните их растущее число как опасность для выживания государства, ошибочно свяжите их с правым крылом и приведите несколько жалоб от ваших друзей о «Схорим", о мерзких людях, контролирующих и разрушающих мирные кварталы.
Израильские солдаты должны быть изображены как угроза, нависшая над детьми. Ваши внештатные корреспонденты уже имеют опыт, как убедить ребенка войти в кадр. Затем нужно стать на одно колено и наклонить камеру вверх, как будто израильский солдат идет в кадр. Если нет времени, чтобы настроить кадр, делайте то, что получится. Фото можно обрезать позже, чтобы показать только израильского солдата и палестинского ребенка, даже если эти двое на самом деле никак между собой не взаимодействуют.
Для образности противопоставьте скучный отряд солдат длительному страданию арабов-мусульман. Очереди на контрольно-пропускных пунктах должны состоять полностью из старых и беременных женщин, ожидающих возможности навестить свои семьи. Если вы еврей, то обязательно отметьте, что солдаты проявили к вам специальное отношение по причине вашей расы, даже если фактическая причина в том, что вы журналист и ваш вид не заставляет подозревать вас в том, что вы взрываете бомбы, ваш вид действует как пропаганда для тех, кто взрывает бомбы.
При посещении "поселенцев", термин, который в настоящее время охватывает значительную часть страны, называйте их "упрямыми" и "фанатичными". Акцентируйте внимание на их бородах и на их штурмовых винтовках. Найдите несколько американцев, лишите их оружия, упоминая Бруклин или Балтимор, а затем добивайтесь от них комментария ненависти. Если вы не можете получить правильную проклинающую цитату ни от кого из них, получите ее от одного из их детей. Если вам не повезло с этим, ударьте одного из ваших друзей по НПО, предпочтительно со степенью, и он даст вам цитату об опасности, которую они представляют для мира.
Донесите до читателя, что есть нечто тревожное в том упорстве, с которым они цепляются за землю, одновременно давая понять, что земля будет этнически очищена от них там, где должен быть мир. Не используйте сочетание "этническая чистка", говорите "эвакуация", это звучит чище. Не забудьте упомянуть, что они считают, что Б-г дал им землю. Скажите что-нибудь о ханаанеях и амаликитянах. Поговорите с девушками и противопоставьте их свежие юные лица с их нежеланием мириться со своими соседями.
Посетите Иерусалим. Упомяните одно или два места, где вам нравится поесть, убедитесь, что они принадлежат арабам, расскажите их историю о пребывании здесь в течение тысяч лет, проявляя полное к ней доверие. Если они рассказывают, что беспокоятся, как бы Восточный Иерусалим не был передан Палестинской автономии, не сообщайте об этом. Сообщайте о любых жалобах на иудаизацию Иерусалима. Обрисуйте окрестности, как чудесное мультикультурное место, построенное во времена, когда иорданцы изгнали всех евреев, то есть сейчас подвергаемое нападкам со стороны возвращающихся евреев. Скорбите обо всех туристах и еврейских семьях, ставших на пути вашего ориентализма. Не забудьте напомнить читателям, что мусульманское название города или, если вы будете писать, арабское название, это Аль-Кудс, и что он святыня для трех великих религий.
Посетите политиков. Премьер-министры Израиля неизменно все имеют неприятный обструкционистский вид. Если они шутят, назовите эти шутки прозрачным стремлением выслужиться перед вами. Генералы еще хуже. Прижмите их вопросами о разделительной стене, контрольно-пропускных пунктах, страданиях и лишениях на территориях. Затем попросите ваших друзей из НПО представить вам дружественных левых политиков, способных посочувствовать вам по поводу состояния мирного процесса и помех для мира. Получите от них цитату о следующем поколении и опишите, как они опечалены тем, что их правительство не желает заключить мир.
Палестинские политики всегда готовы заключить мир, даже если они не готовы. Поработайте над этим, и вы получите гипотетическую цитату об их готовности когда-нибудь жить в мире с евреями. Поставьте эту цитату в центр Вашей статьи. Подчеркните ее контраст с израильскими руководителями, до сих пор отказывающимися сесть за стол переговоров. Никогда не задавайте им никаких жестких вопросов о бюджете, об их поддержке террористов или почему они отказываются вести переговоры. Вместо этого задавайте им мягкие вопросы, принимайте их тезисы и подключайте их в шаблоны статей, написанных вашими предшественниками еще в семидесятые годы.
Если израильтянин говорит вам, что не существует такого народа, как палестинцы, что они банды мусульманских вояк, не имеющих никакого интереса к управлению своей собственной страной, или что Иордания – это фактически палестинское государство, игнорируйте его. Такие детали не имеют значения, и ваша работа не судить историю, вы здесь, чтобы повествовать. Изложить те же рассказы, что были рассказаны для целых поколений о злодеях израильтянах и героических бойцах сопротивления, сражавшихся против них.
Не копайтесь в отношениях между арабскими кланами, в глубинах кумовства в Палестинской автономии или в отсутствии выборов. Не обсуждайте бедность в Израиле, за исключением случаев, когда ваши друзья из НПО попросят вас написать об их работе. Не упоминайте об эпидемии автомобильных краж и захвата земель. Не пытайтесь понять, о чем говорят различные религиозные подгруппы. Вас послали сюда, чтобы вы рассказали простую историю и ваша задача – рассказать эту историю.
Напишите о холмах и кроваво-красных закатах, упомяните все армии, которые, вероятно, прошли здесь за всю историю, которую вы никогда не пытались узнать. Говорите о своих смешанных чувствах, испытываемых вами как еврей, или частичный еврей, или тот, у кого есть друзья-евреи, при виде евреев, притесняющих другой народ. Опишите черные проникновенные глаза палестинского лидера или террориста или лидера террористов. Напишите о детях поселенцев, которых учат ненавидеть. Напишите о том, как вам неприятно любое оружие. Закончите стариком, который выражает надежду на то, что в один прекрасный день мир придет на эту многострадальную землю.
После этого езжайте домой.
Даниэль Гринфилд, Sultan Knish
Перевод: +Elena Lyubchenko