Читайте также
У Израиля почти не осталось времени для того, чтобы, наконец, внести вклад в создание жизнеспособного палестинского государства, а у других государств — для создания условий решения проблемы.
У Израиля в очередной раз возник конфликт с одним из соседей. На этот раз, как и в 2008 году, им оказался ХАМАС, который по-прежнему руководит сектором Газа.
Эскалация выглядит абсолютно неизбежной. Убийство трех молодых израильтян. Жестокая расправа над юным палестинцем. Ракеты из Газы в небе над израильскими городами и международным аэропортом (пока еще обстрел не привел к катастрофе благодаря высокой эффективности израильской системы ПРО). Разрушительные израильские обстрелы Газы, призванные положить конец пускам ракет.
Все мы прекрасно видим, к чему это ведет: тысячам жертв среди палестинцев и серьезному ослаблению ФАТХ, которую обвинят в «пособничестве» Израилю. Будут жертвы и со стороны израильтян, что только подольет масла в огонь мщения.
Позиции руководства обеих стран становятся все слабее. В Палестине недоверие к лидерам настолько сильно, что если бы выборы состоялись сейчас, ХАМАС ждала бы победа на западном берегу реки Иордан, а ФАТХ — в Газе, что сделало бы страну совершенно неуправляемой.
В Израиле коалиция экстремистов Авигдора Либермана и Биньямина Нетаньяху ощутимо сдает позиции, а президент Шимон Перес в скором времени оставит свой пост.
Соседний Египет только начал идти на поправку и ведет борьбу с «Братьями-мусульманами» на своей территории. Ливан буквально парализован «Хезболлой», то есть по факту Ираном. Сирия уже давно стала страной-мученицей, чей тиран, как и его враги, поддерживает ХАМАС. В Ираке начались разброд и шатания, из которых на свет могут появиться два новых государства. Первое — курдское и настроено мирно. Второе, исламское и суннитское, стоит на острие копья в религиозной войне двух главных течений ислама.
Неуверенность держав
В таких условиях все великие державы ощущают растерянность и неуверенность.
США, которые фактически стали союзниками Ирана в борьбе с суннитскими террористами, робко предложили свое посредничество, но оно тут никому не нужно. Франция мечется между традиционно пропалестинчкой позицией Министерства иностранных дел и куда более взвешенными взглядами политического класса, как левых, так и правых. У Европы нет никаких ориентиров. Россия и Китай в свою очередь прежде всего думают о том, как не расплодить исламистских экстремистов у их собственных границ.
Если такая ситуация сохранится и дальше, арабы, турки, персы, практически все мусульмане, как сунниты, так и шииты, начнут дружить против Израиля, чтобы не позволить палестино-израильскому конфликту сеять раздор между ними. Кроме того, они откажутся от требования о создании палестинского государства, признав, что израильская колонизация и мессианизм с каждым днем делают такой проект все менее жизнеспособным. Они потребуют единого двунационального государства.
Это ознаменует конец государства Израиль. Некоторые согласятся на единое государство, так как будут убеждены в своем господстве над арабами и возможности выдворить их. Другие же увидят в этом ловушку, которая превратит Израиль в новую Южную Африку: он окажется в международной изоляции, а затем потеряет свое естество в результате демографических и демократических процессов.
Франции нужно четко обозначить позицию
У Израиля почти не осталось времени, чтобы сделать шаг к формированию жизнеспособного палестинского государства, а также предоставить ему средства для развития, сохраняя бдительность по отношению к террористической угрозе, как того хочет подавляющее большинство израильтян.
У сидящих на мешках с деньгами арабских стран тоже очень мало времени, чтобы помочь Газе стать великолепным туристическим центром, жемчужиной всего Средиземного моря.
Но еще меньше времени сейчас у других государств, которым необходимо создать условия для разрешения питающей насилие проблемы. Мы не можем оставаться безучастными наблюдателями в этом конфликте.
Прежде всего, это относится к Франции (ее еврейское и арабское сообщества могли бы сыграть активную роль и справиться с источниками разногласий), которая должна громко и четко обозначить позицию и подать остальным пример успеха совместной жизни.
Жак Аттали, "Slate.fr", Франция