Читайте также
Обострение ситуации на Ближнем востоке - одна из центральных тем сегодняшней французской прессы. "Фигаро" интервьюирует шведского ученого Магнуса Рансторпа (Magnus Ranstorp), который последние двадцать лет посвятил изучению палестинских исламистских движений.
Среди новостных сюжетов, сообщающих о количестве упавших на территорию Израиля ракет и об убитых с палестинской стороны, выделается статья в "Фигаро", в которой дается анализ ситуации. Газета интервьюирует шведского ученого Магнуса Рансторпа (Magnus Ranstorp), который последние двадцать лет посвятил изучению палестинских исламистских движений. Первый вопрос, который задает "Фигаро", касается стратегии ХАМАСа. "ХАМАСу нечего терять, - говорит ученый, это символ сопротивления Израилю и в качестве такового он не может проявить слабость. Правительство национального единства ничего ему не принесло, и теперь "ХАМАС" хотел бы начать третью интифаду. Тогда, - продолжает Магнус Рансторп, анализируя планы ХАМАСа, - вслед за Багдадом и Сирией протестное движение захватило бы сектор Газа и Восточный Иерусалим. В продолжении интервью также приводятся слова лидеров ХАМАСа, которым ученый в свое время задавал вопрос о том, намереваются ли они создать в палестинских автономиях исламское государство. По их словам, это стало бы достижимо в случае нестабильности обстановки в Египте и Иордании.
Израилю известны эти планы, говорится здесь, и именно из-за этого после убийства трех израильских подростков армия арестовала триста исламистов в секторе Газа и приступила к закрытию социальных центров и изъятию вооружения. Израильтяне намерены ослабить ХАМАС перед военной операцией в Газе. Исход этой операции, по словам Рансторпа, не известен, у израильской армии сейчас меньше людских резервов, чем во время последней операции в 2012. Но с другой стороны, говорится в статье, ХАМАС знает, что если Израиль его уничтожит, то он станет лицом к лицу с еще большими радикалами, салафистами и джихадистами, которые пока находятся у ХАМАСа под контролем.
Другие вопросы, которые "Фигаро" задает шведскому исследователю, касаются способности ХАМАСа возобновлять запасы оружия, а также его сложных отношений с Ираном и с "Хезболлой", которая пока что не стремится открывать второй фронт с Израилем. Но главный вопрос, конечно, - тот, что заключает статью, а именно, прогнозы, который ученый делает относительно сложившейся ситуации. Чем все это кончится ? - спрашивает газета. Ответ следующий: "ХАМАС" надеется, что новые правила игры, которые будут установлены после прекращения огня, станут для него благоприятнее чем те, что действуют в настоящее время. Он, несомненно, будет требовать более широкого сообщения с Египтом и освобождения своих членов, которых Израиль только что арестовал. Но пока что Израиль отказывается говорить о прекращении огня".
И "Фигаро", и "Монд" также обращают внимание своих читателей на усилия западной дипломатии в области разрядки напряженности на Ближнем Востоке. Вернее, на отсутствие этих усилий. "Фигаро" называет дипломатические действия безгласными и бессильными, тогда как "Монд" выносит в свой заголовок ироничное выражение "рассудительная сдержаность". Первым заявил, говорится в "Монде", о безразличии международного сообщества к тому, что происходит на Ближнем Востоке, генеральный сенкретарь ООН Пан Ги Мун. В статье говорится о разногласиях между "ХАМАСом" и правительством Египта, которые не позволяют Египту играть ключевую роль в процессе мирного урегулирования. Шансы на успехи посредничества под эгидой Соединенных Штатов тоже не велики, подчеркивается здесь. Взгляды мировой общественности повернуты к Вене, - заключает "Монд", в воскресенье там ждут главу американской дипломатии Джона Керри, а также его европейских коллег, в том числе министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, для обсуждения с Ираном его ядерной программы. Это досье считается приоритетным. До назначенного срока подписания договора - 20 июля - осталось менее десяти дней.
Европа, - в унисон с "Мондом" пишет "Фигаро", - не выработала единого мнения, и ее голос не звучит в общем дипломатическом хоре. В статье говорится о "редко до сих пор виданной дипломатической пустоте". Здесь также идет речь и о той ситуации, в которой можно говорить об уменьшении американского влияния в регионе, и о том, что Египет не спешит прийти на выручку "ХАМАСу". Где еще найти громкий миротворческий голос? - спрашивает "Фигаро". Саудовская Аравия не слишком любит ХАМАС, а когда снова речь заходит о Европе, то газета подчеркивает: заявления Ангелы Меркель и Франсуа Олланда только выявляют европейские расхождения. Но там, где застревают колеса дипломатии, - такими словами заканчивается статья, - воспламеняется весь регион, на глазах у государств, которые из-за бессилия, а подчас и в собственных интересах, наблюдают за ростом напряженности.