Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Палестинское урегулирование и политика США

В чем же причина того, что американская администрация раз за разом пытается возобновить мирные палестино-израильские переговоры? И почему у нее каждый раз ничего не получается?

Погос Анастасов
26.05.2014
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

23 апреля произошло событие из разряда дежа вю: в Палестине было объявлено (уже в четвертый раз с 2007 года) о договоренности между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС о восстановлении единства между ними после раскола, продолжавшегося семь лет - с июня 2007 года.

В соответствии с соглашением в течение пяти недель после его подписания, то есть к началу июня, должно быть создано правительство национального единства, после чего в течение шести месяцев должны быть организованы парламентские и президентские выборы.

О новых договоренностях объявлено на фоне полного тупика в спонсируемых американцами палестино-израильских переговорах. Они были – уже в который раз – запущены американцами в августе 2013 года, но ни к каким результатам к объявленному deadline (29 апреля 2014 года) не привели из-за отказа Израиля прекратить поселенческую деятельность и чрезвычайно жестких требований к палестинцам в отношении окончательного статуса палестинских территорий. Практически на все свои вопросы и озабоченности палестинцы и американцы услышали от Тель-Авива жесткое «нет» и полный набор условий со своей стороны – признать законными все израильские поселения на землях, оккупированных Израилем в 1967 году, отказаться от права палестинских беженцев на возвращение, признать Израиль «еврейским государством», сохранить долину р.Иордан под его военным контролем и так далее…

Все эти требования оставляют от проекта создания палестинского государства «рожки да ножки». При этом Дж.Керри, семь раз приезжавший на Ближний Восток за время переговоров, так ничего и не смог добиться от Иерусалима. Израильтяне откровенно смеялись ему в лицо и на его почти униженные просьбы остановить строительство поселений, чтобы создать благоприятный фон для ведения переговоров, отвечали однозначно отрицательно. А его заявление о том, что Израиль превратится в страну апартеида, если не даст возможности палестинцам создать собственное независимое государство, просто пропустили мимо ушей.

У палестинцев же, прежде всего у контролирующего Западный берег р.Иордан движения ФАТХ, инструментов влиять на ситуацию почти не осталось. На территориях, оккупируемых израильтянами, за последние сорок лет построено более 160 поселений, в которых проживает более 600 тысяч человек при том, что палестинское население составляет 2,8 миллиона человек. Израильские поселения расположены на стратегических высотах, контролируют 80% запасов воды, а самые крупные из них, такие как Маале Адумим, рассекают территорию будущего палестинского государства на две части, практически полностью лишая его связности (contiguity). Только за последние 9 месяцев – период, за который должны были быть завершены переговоры – израильские власти дали разрешение на строительство 14 тысяч единиц жилья и разрушили 300 домов, принадлежащих палестинцам. Кто бывал в Палестине, тот знает, что от знаменитого «поля пастушков» у Вифлеема практически ничего не осталось – на него неотвратимо наступают дома поселения Гило, начинающегося аж в Восточном Иерусалиме, а сам Вифлеем – родина Христа – окружен десятиметровой бетонной стеной. При этом с Запада на Вифлеем наступает поселение Бейтар Иллит, с юга – Бейт Скариа, а с Востока – Гуш Эцион.

В свете этого, объединение палестинцев вполне понятно. Каждая сторона извлекает свою пользу. ХАМАС сегодня крайне ослаблен после отстранения от власти египетского президента М.Мурси и все менее популярен в самом секторе Газа. Новые египетские военные власти к движению, примыкающему к «братьям-мусульманам», отнюдь не благоволят, почти перекрыли границу Газы с Египтом. Отношения же с прежним спонсором – Катаром, который «перехватил» или, точнее, «перекупил» ХАМАС у Ирана после начала «арабской весны», подиспортились.

Еще хуже положение у палестинского президента М.Аббаса. Дальше сдавать позиции палестинцев он не может из-за угрозы полной дискредитации в глазах собственного народа. В этом свете, объединение с радикалами из ХАМАС, как и его «поход в ООН» (заявление о готовности подключиться к ее 15 конвенциям и специализированным учреждениям) дают ему возможность укрепить свои позиции перед лицом все более радикализирующегося Израиля и, главное – сохранить основное достижение ООП: институты палестинской власти на Западном берегу. Он надеется убедить США согласиться на «технократическое правительство» национального единства без прямого участия ХАМАС, чтобы потом легитимизироваться через выборы или поставить приемлемого для себя преемника.

Это все как раз понятно. Непонятно другое. В чем же причина того, что американская администрация раз за разом пытается возобновить мирные палестино-израильские переговоры? И почему у нее каждый раз ничего не получается?

Причин здесь, думается, множество. Главная из них – полная заангажированность США на стороне не просто Израиля, но его вполне определенных политических сил, сделавших ставку на медленное поглощение палестинских территорий. Не случайно, что эти силы последовательно убирали с политической арены тех израильских политиков, которые искренне поверили в возможность мира с палестинцами на основе принципа двух государств для двух народов. Жертвами этих сил стали и И.Рабин, а затем и Э.Ольмерт, да и тот же А.Шарон. Этот «железный Арик» или «Бульдозер», как его называли в Израиле, при всех своих крайне жестких подходах к палестинцам все же решился на вывод войск из Газы, за что получил от ультраортодоксов самое страшное еврейское проклятие – «пульс де нура», впал в 2006 году в кому, из которой уже не вышел до конца своих дней. Противостоять США этому напору израильских радикалов не умели и не хотели.

Вторая, не менее веская причина нынешнего провала США – их желание все сделать своими руками и присвоить себе все плоды ближневосточного мира. Если у Вашингтона когда-то что-то получалось, то, за исключением Кэмп-дэвидских соглашений 1979 года о мире между Израилем и Египтом, это всегда становилось результатом коллективных международных усилий. Прежде всего речь идет о Мадридской мирной конференции. Но от этой линии Белый дом, желающий сохранить все более призрачный однополярный мир, давно отошел. Он практически похоронил «квартет» международных посредников, а в последнее время еще и рассорился с Москвой из-за Украины, резко ухудшив шансы не только на палестино-израильский мир, но и на достижение политического урегулирования сирийского конфликта.

Третья, и, возможно, главная причина перманентных провалов США в урегулировании палестино-израильского конфликта состоит в конъюнктурности их подходов. В 1991 году Международная конференция в Мадриде по сути дела была «взяткой» арабам, чтобы они проглотили первую иракскую операцию США (освобождение Кувейта) и усиление их военного присутствия в регионе. Усилия, предпринятые в начале двухтысячных («дорожная карта», создание «квартета») понадобились, чтобы оправдать свержение Саддама Хусейна, а впоследствии заставить страны Ближнего Востока принять планы США по «демократизации» региона, «упакованные» в т. н. «Инициативу партнерства с регионом Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки», (выдвинута в 2004 году «Группой восьми»).

Предпринятая же в 2013 году и зашедшая сейчас в тупик попытка Белого дома добиться прорыва на палестинском направлении связана со стремлением США создать благоприятный фон для своего сближения с Ираном, чтобы «умаслить» резко возражающих против этого партнеров США в Персидском Заливе и заодно – лишить радикалов в самом Иране аргументов, а Хизбаллу - знамени борьбы с израильской оккупацией палестинских земель. Только делается эта попытка поспешно и неумело – квалификация американских дипломатов явно снижается, а значит и «иранский маневр» вновь обернется (и уже обернулся) пустышкой и конфузом. В выигрыше окажутся только израильтяне, которые раз за разом используют американские игры вокруг урегулирования, чтобы расширить свои поселения на Западном берегу р.Иордан и еще больше размыть международно-правовую основу ближневосточного урегулирования.

Примечание:

Кратко напомним, как зарождался палестино-израильский мирный процесс. В 1991 году США и СССР в качестве коспонсоров, опираясь на резолюции 242 от 1967 года и 338 от 1973 года Совета Безопасности ООН (одна из них говорит о выводе израильских войск с оккупированных им «в ходе недавнего конфликта территорий», а другая о необходимости начать мирные переговоры между сторонами конфликта «под соответствующей международной эгидой») – созвали международную конференцию и, среди прочего, запустили прямые палестино-израильские переговоры. Они привели к 13 сентября 1993 года к заключению между Израилем и Организацией Освобождения Палестины так называемых соглашений Осло-I («Декларация о принципах»), в соответствии с которыми предусматривалось создание на Западном берегу и в секторе Газа Палестинской национальной администрации – органа переходного периода, который через пять лет был бы заменен постоянными органами власти.

Это соглашение носило промежуточный характер и прямо не говорило о том, что переговоры о постоянном статусе палестинских территорий должны привести к созданию независимого палестинского государства, хотя это подразумевалось. Решение ключевых вопросов (границы, судьба беженцев, поселения, статус Восточного Иерусалима) откладывалось именно на период переговоров об окончательном статусе.

Для реализации Декларации о принципах были заключены соглашения «Газа и Иерихон сначала» (1994 год) и Осло-II (1995 год), которые позволили институциализироваться палестинской власти на Западном берегу и в Газе. Уже на том этапе палестинцы встали на скользкую дорожку, поверив американцам и израильтянам на слово и не зафиксировав в этих документах ни роль ООП как единственного законного представителя палестинского народа, ни правовую базу дальнейших переговоров (конкретно - отказавшись от ссылки на резолюцию 242 СБ ООН). Руководство ООП дало согласие на то, чтобы территории ПНА были разделены на три зоны – А, В и С. Первая – под полным контролем палестинских властей, вторая – под смешанным, и, наконец, третья, самая большая (62%) – под чисто израильским контролем в сфере безопасности. Принимая эти кабальные условия и надеясь на лучшее, палестинцы не знали, что главный их партнер по переговорам, с которым был наработан потенциал доверия – Ицхак Рабин - будет убит не заинтересованными в успехе переговоров экстремистами в ноябре 1995 года, после чего все ошибки и уступки палестинского руководства будут использованы израильтянами против них, а пришедший к власти Б.Нетаньяху пустит поезд урегулирования под откос, развернув широкую поселенческую активность на палестинских территориях. Этим он занимается и сейчас, вернувшись к власти через несколько «каденций», как говорят в Израиле (после периода, когда премьер-министрами были Э.Барак, А.Шарон и Э.Ольмерт).

Дальнейшие туры урегулирования – переговоры 1996 года в Табе по вопросам окончательного статуса, «Меморандум Уай Ривер» 1998 года, Меморандум Шарм аш-Шейх 1999, и, особенно, закрытые трехсторонние переговоры в 2000 года в Кэмп-Дэвиде (там стороны были особенно близки к соглашению), «дорожная карта» 2003 года, усилия созданного по инициативе Москвы в 2001 году «квартета» международных посредников (Россия, США, ЕС и ООН), международная конференция в Аннаполисе 2007 года успеха не имели. Израиль продолжал строить поселения, а палестинцы (в первую очередь ХАМАС) начали «в ответ» на эти действия в 2003 году т.н. вторую палестинскую интифаду, которая по версии Израиля была обыкновенным террором. Тогдашний лидер палестинцев Я.Арафат террор не поддерживал, но израильтяне подозревали его в неискренности, «двойной игре», устроили ему жесточайшую блокаду в его резиденции «Мукате» и в 2004 году он при загадочных обстоятельствах неожиданно скончался. Смерть «отца палестинской нации» стала прологом к расколу в палестинских рядах.

Израиль ответил на «интифаду», как и сейчас на объединение ХАМАС и ФАТХ, прекращением переговоров и затем – в 2005 году - приступил к реализации одностороннего, не согласованного с палестинской властью т.н. плана размежевания в секторе Газа и ликвидации четырех еврейских поселений в северной Самарии (т.е. на Западном берегу р.Иордан).

12 сентября 2005 года израильские войска окончательно покинули сектор Газа. Однако при этом израильтяне не депонировали в ООН свое решение как окончание оккупации этого куска палестинской территории и тем самым выполнение части резолюции 242. (Так они поступили в отношении Ливана, когда вывели свои войска с Юга этой страны и поставили в известность ООН о выполнении ими резолюции 425 СБ ООН). Израильские власти сохранили полный контроль над границами сектора, его воздушным, морским и электромагнитным пространством (т.е. фактически объявили полную блокаду сектора), чем сильно поспособствовали росту популярности ХАМАС, который не входил в ООП и, в отличие от нее, Государство Израиль никогда не признавал.

В результате блокады ХАМАС, который на нее отвечал яростными вылазками боевиков и обстрелами Израиля, смог завоевать себе массу сторонников и в 2006 году на выборах получил большинство в палестинском парламенте, воспользовавшись чем, вскоре совершил переворот в секторе Газа, установил там свою власть, а представителей ФАТХ просто выгнал.

После этого попытки объединиться, как сказано выше, предпринимались двумя ведущими ветвями палестинского движения неоднократно, но они к успеху никогда не приводили.

Еще в феврале 2007 года между руководителями ФАТХ и ХАМАС при содействии Саудовской Аравии было достигнуто соглашение и создано коалиционное правительство. Международное сообщество в очередной раз потребовало, чтобы новое правительство ПА признало Израиль, разоружило боевиков и прекратило насилие. Однако соглашение долго не продержалось и, несмотря на усилия заинтересованных сторон, в том числе России (лидер ХАМАС дважды прилетал в Москву), раскол в палестинских рядах так и не был устранен. Все попытки объединения - в Каире, Дохе, Мекке и Сане, где подписывались соглашения, к результатам не привели.

Мирный процесс в условиях палестинского раскола попытался возобновить Б.Обама, который выступил в июне 2009 года со своей знаменитой речью в каирском университете. Через год, 2 сентября 2010 года переговоры между израильтянами и палестинцами, рассчитанные на один год, вновь начались, но они быстро захлебнулись, во много из-за того, что строительство поселений продолжалось и палестинское руководство отказалось признать Израиль «еврейским государством», как того требовал Б.Нетаньяху.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке