Читайте также
Растущее стремление арабов-христиан служить в ЦАХАЛе получает все большую поддержку со стороны правительства, открывая двери для интеграции в израильском обществе и других групп населения в арабском секторе
На протяжении десятилетий политика государства Израиль в отношении арабской общины являла собой типичный образец так называемого «позитивного мышления», столь популярного на Западе. Предполагалось, что если государство будет заниматься самоистязанием, ублажать ее агрессивно настроенных лидеров и предоставлять все большие и большие блага (так называемая «корректирующая дискриминация»), то это будет способствовать наведению мостов между еврейским большинством и арабским меньшинством.
Как всегда в таких случаях, результат оказался обратным: получая и ничего не давая взамен, арабы привыкали к такому патологическому положению вещей, а представляющие их популисты в Кнессете еще больше нагнетали страсти. Принцип «дай еще, не то хуже будет» превратился в норму поведения лидеров общины, которые могли сколько угодно безнаказанно поносить свое государство, совершать паломничество к диктаторам в соседние страны, и при этом с откровенной наглостью кричать на каждом углу о «дискриминации». Хуже того, те арабы, которые хотели быть равноправными и законопослушными гражданами, превращались в «предателей», «отщепенцев» и изгоев. Их третировали, затыкали им рты, лишали шансов занять экономическую, социальную, культурную нишу в обществе.
Между тем, арабское общество далеко не однородно. Здесь есть умеренные и радикалы. Есть христиане и мусульмане. Есть сторонники интеграции и категорические ее противники. Есть, наконец, огромная масса обывателей, которые присматриваются, куда «ветер дует» и идут за тем, кто агрессивнее, напористее и чьи шансы на успех больше. В арабской общине множество невидимых разделительных линий – даже на локальном уровне: некоторые деревни в одном и том же районе, являются нейтральными, как Бейт-Сафафа в Иерусалиме или даже традиционно дружественными, как Абу-Гош; а другие, как Исауи или Джабл Мукабер, враждебными.
Наиболее отчетливая линия водораздела, проходит по конфессиональному разделению: арабы-христиане и арабы-мусульмане. На протяжении длительного времени христиане занимали не менее, если не более, враждебную позицию в отношении еврейского государства, чем мусульмане. Делали свое дело религиозные догмы и предрассудки, желание быть «святее Папы Римского» - в данном случае, исламского духовенства и арабских националистов. Лидеры христианских церквей ездили на поклон к Арафату и Аббасу в Рамаллу, неизменно и всенародно, на публичных форумах, единодушно осуждали Израиль и «оккупацию», подписывали письма в международные и церковные инстанции с призывом поддержать палестинский народ.
Отношение рядовых христиан было не столь одиозным. Здесь опасались исламского религиозного подъема, помнили о том, как были столетиями народом «дхимми» и жаловались на скрытые притеснения своих собратьев. Однако жалобы и опасения эти не интересовали никого – ни мировые церкви, ни «прогрессивное общественное мнение», ни израильские СМИ. У всех них были свои доктрины и политические интересы, которые требовали закрыть глаза на проблемы арабских христиан и беспрепятственно заниматься исключительно «палестинской проблемой».
Однако история вносит свои коррективы, и коррективы эти дали себя знать в полной мере после начала «арабской весны». Христиане Ближнего Востока первыми почувствовали на себе эти «весенние прелести»: их унижали, дискриминировали, третировали, как коптов в Египте, или грабили и убивали, как в Сирии. Мусульманские фундаменталисты ясно дают понять, что религиозным меньшинствам, прежде всего, христианам, не будет места в «государстве шариата». Всплеск мусульманского экстремизма произошел и в Израиле. Еще недавно большая христианская община Назарета сокращается как шагреневая кожа, многие зажиточные христиане переезжают из Назарета в Нацерет-Илит, где чувствуют себя в безопасности и могут не тревожиться за своих близких. То же происходит в других местах – например, в Иерусалиме, где христианские семьи покупают квартиры в еврейских кварталах.
Осознание этого факта побудило христиан-арабов в Израиле не только пересмотреть существующий порядок вещей, при котором, они должны повторять, как заклинание, «права палестинского народ» вслед за Бшарой и Зуаби, но и бросить вызов общепринятым представлениям. У арабской христианской общины появились новые и смелые лидеры, не побоявшиеся говорить во всеуслышание то, что думали их единоверцы: священник греческой православной церкви в Назарете Габриэль Надаф, призвавший христиан пройти службу в ЦАХАЛе; бывший капитан израильских ВМФ Бшара Шлаян, создавший арабскую христианскую партию; его дядя Ихаб Шлаян, бывший майор ВМФ и один из лидеров Форума за призыв в христианской общине; пресс-секретарь Форума, майор запаса Шади Халуль.
Речь идет не только о службе в ЦАХАЛе. Лидеры нового движения в арабской христианской общине считают, что с исторической и религиозной точки зрения, христиане намного ближе к евреям, чем к мусульманам, а Израиль – их государство, судьбу и победы которого они хотят разделить. «Как христианский священник, живущий на Ближнем Востоке, я отдаю себе отчет, что гражданские права – не есть нечто, что обретается с рождением, и благодарен еврейскому народу и государству Израиль. Я верю в будущее сотрудничество между евреями и христианами в то, что мы сможем внести свой вклад в безопасность еврейского государства», - заявил Надаф.
Партия Бшара Шлаяна «Бней-Брит а-Хадаша» (переводится и как «Новые союзники», и как «Дети Нового Завета») признает Израиль, как еврейское государство, призывает молодых христиан к службе в армии или прохождению альтернативной службы, намерено принять участие в следующих парламентских выборах. «Мы, христиане, признаем, что Земля Израиля принадлежит евреям», - говорит он, подчеркивая, что «по горло сыт антисионистской демагогией». На конференции арабов-христиан в Иерусалиме в октябре 2013 года можно было увидеть лозунги: «Мы – не арабы, мы – христиане, говорящие на арабском».
Раджада Джараси, одна из активисток Форума, отвергает претензии Ханин Зоаби, что та представляет интересы христиан. «Я – христианка, говорящая на арабском, но не арабка. Я не хочу, чтобы она называла нас «палестинцами». Мы – не палестинцы, и не хотим ими быть. Мы – израильские христиане, и наш цвет – сине-белый», - заявила она.
В Израиле, по данным Центрального статистического бюро, проживает 158 тысяч христиан, 80% которых – израильские арабы. Это – два процента населения страны, при этом община увеличивается. Количество христианских юношей и девушек, добровольно решивших пройти службу в армию, все еще очень невелико, но в процентном отношении растет необычайно быстро. С июня прошлого года по декабрь на призыв пришли 84 христианина, что превышает все показатели за сходный период в недавнем прошлом.
Следует сказать, что это трудное и даже опасное решение. Молодые люди, идущие служить в ЦАХАЛ, подвергаются остракизму, поношению, становятся жертвами клеветы, очернительства и даже нападениям. Сын Габриэля Надафа был, например, избит своими сверстниками; арабские депутаты открыто третируют произраильскую христианскую молодежь и развязали против Надафа и Шлаяна подстрекательскую кампанию.
Израильское руководство, с одной стороны, поддержало патриотическое движение среди арабских христиан, с другой, старается не допустить, чтобы шантаж, угрозы и популистская демагогия повлияли на мотивацию христианских юношей и девушек. В ЦАХАЛе приняли решение рассылать повестки о призыве (на добровольной основе) молодым арабам-христианам, с тем, чтобы поощрить их к прохождению армейской службы. «Я аплодирую вашему мужеству и наша цель привлечь как можно больше христианской молодежи к службе в ЦАХАЛе», - заявил Нетаниягу на встрече с военнослужащими-христианами в Нацерет-Илит.
Либерман потребовал от юридического советника правительства начать расследование против депутата Кнессета от партии БАЛАД Баселя Ратаса, призвавшего молодых христиан сжигать эти повестки по обвинению в подстрекательстве. «Место Баселя Ратаса в тюрьме или в Сирии, но уж никак не в израильском Кнессете. Очевидно, что без лояльности не может быть гражданства», - заявил глава МИДа.
Кафкианская ситуация, при которой израильские арабы, получая по максимуму в рамках «корректирующей дискриминации», требуют для себя автономии и демонстративно поносят государство, в котором живут, вряд ли может быть терпимой. Подстрекатели не могут быть наделены иммунитетом неприкосновенности. В то же время в арабском обществе немало людей, которые не хотят быть заложниками дешевой демагогии. И это обнадеживающий факт, который в перспективе откроет двери для подлинной интеграции в израильское общество значительной части арабской общины.