Читайте также
Усилия министерства абсорбции в помощи нуждающимся репатриантам заслуживают всяческой похвалы, но без общегосударственного решения жилищной проблемы слабых слоев населения ситуация будет дальше только ухудшаться
Проект по поддержке социально слабой группы населения репатриантов - в возрасте 70-79 лет, опубликованный министерством абсорбции, несомненно - хорошая новость для тех, кто стоит в очереди на его получение и получает пособие от Института национального страхования. По утверждению министерства абсорбции, речь идет о приблизительно шести тысяч человек - ежемесячно каждая семья будет получать дополнительно 200 шекелей. Кроме того, в конце марта - начале апреля будет объявлен тендер на одновременное строительство 3000 единиц жилья на долгосрочный съем. Также планируется в мае-июне провести заселение очередников в социальные квартиры в районах периферии, находящиеся на стадии ремонта. Как я уже сказал, эта добрая новость - особенно на фоне бедственного положения в области социального жилья в нашей стране и числа репатриантов, которые этого жилья ждут - не дождутся.
Печальный, но, увы, хорошо известный факт: доля социального жилья в Израиле составляет всего 2% (60 тысяч квартир) от жилого фонда страны притом, что число людей, которые в этом жилье нуждаются, несопоставимо больше. Наша страна намного отстает в этом плане от развитых государств мира. В Великобритании доля социального жилья составляет 20%, Франции - 19%, Голландии - 32%, Австрии - 23%. В некоторых городах - например, Нью-Йорке, Сиднее, Токио и Берне, 15-30% строящихся квартир выделяются целевым образом представителям социально слабых слоев населения. В ряде кварталов Нью-Йорка, квартиры для слабых слоев населения составляют, как минимум, 30% от строящегося жилья. В Израиле такая политика не только позволила бы решить жилищную проблему конкретных людей, но и способствовала сглаживанию острого социального неравенства.
В декабре прошлого года премьер-министр поручил министрам строительства и финансов заняться проблемой соц.жилья, а перед выборами партия «Еш атид» обещала увеличить количество строящихся квартир для слабых слоев населения с 2% до 5% (из 150 тысяч квартир). (Кроме того, из общего числа строящегося жилья предполагалось выделить 20% для учителей, полицейских, врачей и т. д.). Увы, сделано ничего не было. Недавно в Кнессете был принят в первом чтении законопроект, подготовленный под руководством Лапида, о строительстве в приоритетных районах («ватмаль»), но все эти обещания в него включены не были.
Это вызвало крайнее возмущение общественных организаций, занимающихся защитой малообеспеченных граждан. Форум социального жилья и организация «Шатиль» потребовали от правительства использовать опыт западных стран и выделить не менее 20% единиц жилья от квартир, которые уже строятся или будут построены на «приоритетных участках», тем, кто не в силах приобрести их на свободном рынке.
Хуже того, была предпринята попытка изменить закон о социальном жилье. В 1998 году Кнессет принял закон, согласно которому люди, снимающие квартиры в домах "Амидара" и "Амигура", могут выкупить жилье по льготной цене до 85% от его стоимости. При этом средства, полученные от продажи квартир, должны были направляться в фонд общественного жилья для финансирования строительства новых квартир.
На самом деле, все пошло с точностью до наоборот. Часть средств, вырученных за продажу квартир "Амигура", пошли на погашение долгов Сохнута, которому эта компания принадлежит, а другая часть перешла в распоряжение министерства строительства. Кроме того, часть квартир приобрели (окольными путями) различные посредники. Вот цифры и ничего кроме цифр. С 1999 по 2011 год были проданы (со значительными скидками) более 37 тыс. квартир, а средства, поступившие в гос.казну, составили 2.75 млрд.шекелей. Немалые деньги, не правда ли? Сколько можно было бы построить на эти средства новых квартир для пенсионеров, инвалидов и матерей-одиночек? Увы, это абстрактный вопрос. На самом деле, ни один шекель не был направлен на создание нового социального жилья. Не удивительно, что при таком подходе количество единиц социального жилья (и без того недопустимо низкое) за 10 лет сократилось на треть.
В Кнессете 18 созыва партия "Наш дом Израиль" добилась приостановки действия этого неэффективного и, по сути дела, провального закона, однако в июле прошлого года "Еш атид" попытался возродить его, добавив пункт, обязывающий использовать деньги от продажи государственных квартир на строительство нового жилья. Это привело бы к полной ликвидации фонда соц.жилья, и НДИ выступила категорически против такого прожекта. "Утверждение подобной инициативы приведет к тяжелейшим последствиям. И без того изрядно потрепанный жилищный фонд сократится еще больше, а десятки тысяч людей, имеющие право на получение социального жилья, останутся ни с чем. Речь идет о матерях-одиночках, инвалидах, пожилых парах и одиночках, о ветеранах войны и о людях, уцелевших в Катастрофе, кому сегодня за восемьдесят, - заявила тогда Софа Ландвер. - Недопустимо распродавать социальное жилье, не строя нового взамен".
По словам активиста Форума социального жилья Даниэля Гиги, рост цен на квартиры в Израиле усугубляется уничтожением института социального жилья. "Восстановление фонда социального жилья - это не только моральный долг правительства. Результатом этого шага станет стабилизация цен на недвижимость. От этого выиграют не только неимущие и инвалиды, но и средний класс, который не в состоянии купить жилье по нынешним заоблачным ценам", - считает он.
Несомненно, что Софа Ландвер в этой ситуации делает максимум возможного для помощи нуждающимся репатриантам, и, как известно, спасающий одну жизнь спасает целый мир. Однако, вместе с тем, нельзя не отметить преступное безразличие государства к нуждам и судьбам своих слабейших сограждан. А ведь без общегосударственного решения и координации действий на уровне министерства финансов и Минстроя проблема будет и дальше только обостряться, а люди годами стоять в очереди на получение собственной квартиры. И не будем забывать - большинство из них репатрианты из бывшего Советского Союза. И многие находятся в таком возрасте, что помощи они уже рискуют не дождаться…