Читайте также
Похоже, мы приближаемся к новой "холодной" войне. Избежать ее теоретически можно, но, скорее всего, не удастся. Не судьба. И по мере развития событий в новом, что характерно, 2014-м году, темы необходимости восстановления железного занавеса, кровавой руки империализма и, напротив, возрождения империи зла, будут звучать все чаще и все громче. Никто не знает, к чему все это приведет. Поскольку оттепель, разрядка, гласность, перестройка и прочие эксперименты советского руководства, апофеозом которых был в 91-м самороспуск Советского Союза, к формированию нового мира не привели. И, скорее всего, привести не могли.
Решение высших партийных бонз поделить СССР на независимые государства, каждое из которых выплывало бы в одиночку, во главе со своим собственным начальником и его ближайшим окружением, было воспринято странами западного блока как поражение в противостоянии двух систем. Тем более, что мало кто из новых президентов и премьер-министров вел себя с западными лидерами как равный. А просителя, тем более, интригующего против других таких же просителей, трудно воспринимать всерьез.
Несбыточные надежды начала 90-х сменились скепсисом второй половины этого десятилетия. Попытка Путина наладить отношения с Западом в 2000-х сменилась осознанием того, что полноценное партнерство с ним, скорее всего, невозможно. А неполноценное не имеет никакого смысла. По крайней мере, для России. Президентство Медведева все российские опасения подтвердило. Пятидневная война с Грузией доказала, что Вашингтон и Брюссель поддерживают агрессивных антироссийски настроенных авантюристов, хотя и не готовы к прямой конфронтации с Москвой. Война в Ливии, окончившаяся убийством Каддафи, продемонстрировала, насколько можно доверять ООН.
Соглашение о ликвидации химического оружия в Сирии, при всей разнице подходов к происходящему в этой стране, казалось, открыло новую страницу в диалоге Запада и его арабских союзников - с одной стороны и России - с другой. По крайней мере, Олимпиада в Сочи прошла без терактов.
Но, как показали события на Украине, это только казалось. Что, несомненно, прискорбно. Никакого положительного исхода украинское противостояние не имеет, однако никакого другого выхода для России, кроме занятия той позиции, которую она заняла, захват институтов власти в Киеве агрессивными националистами, напрямую угрожающими Москве, не оставил.
То есть, разумеется, Путин теоретически мог бы промолчать. Смиренно проглотить нарушение всех и всяческих обязательств в отношении еще одной республики бывшего СССР (мало ли их глотали в отношении Прибалтики и Грузии), и сделать хорошую мину при плохой игре. Но не захотел. Вне зависимости от того, хорош свергнутый новой властью президент Янукович или никуда не годится (по мнению огромного числа людей не только в Киеве, но и в Москве), вопрос о распространении влияния бандеровско-петлюровского братства на всю территорию Украины – это вопрос о будущем России.
Все то, что наблюдается на момент написания данной статьи в Крыму, Харькове и прочих украинских регионах, где идет противостояние с поддерживаемыми Киевом боевиками и поднимаются над местными администрациями российские флаги – сценарий мягчайший. Реакция на него Яценюка и прочих украинских политиков понятна. Обещано им было не так. Ну, в свое время и Саакашвили много чего обещали. Чем кончился поход грузинской армии на Цхинвал, известно. Позволим себе предсказать, что гипотетическая попытка усмирения "киевскими" Крыма кончится не лучше.
Проблема в том, что для Москвы сдача Украины западному блоку по тому механизму, который был предъявлен и вполне открыто озвучен г-жой Викторией Нуланд означала необходимость и далее следовать этому не слишком симпатичному примеру. То есть можно было уже запросить в Госдепартаменте США инструкций по поводу того, на какие регионы надо поделить Россию и кто именно их должен возглавлять. После чего выполнять инструкции "вашингтонского обкома" в соответствии с текущей обстановкой и поправками, вносимыми им в директивы. Что в настоящее время сложно представить даже в отношении Афганистана или Ирака и уж совсем нереально в отношении России.
"Донецкие" не оправдали ничьих надежд. Алчность и гангстерские замашки плохо сочетаются с попыткой усидеть на двух стульях и феноменальной трусостью. Однако, при реализации сценария насильственного свержения этой, буквально напрашивавшейся на такой исход власти, стоило озаботиться наличием под боком России. И как крупнейшего экономического партнера, и как страны, с повышенной чувствительностью относящейся к реабилитации фашизма. Что, наряду с наличием российской военно-морской базы в Севастополе, превращало присутствие "Правого сектора" в первых рядах новой власти в раздражитель такого уровня, по сравнению с которым увещевания Обамы и перспективы срыва встречи G8 в Сочи не стоили и ломаного гроша.
Как там все, в конечном счете, образуется – увидим. Останется ли Украина без Крыма или без всего юго-востока, от Белоруссии до Приднестровья, покажет будущее. Сможет страна восстановить статус-кво, налаживая отношения с Западом не за счет их разрыва с Россией, тоже. Кто именно будет восстанавливать украинскую экономику в условиях бюджетного кризиса в США и коллапса европейской экономики, понятно. Кроме России – некому. Будет Москва, в конечном счете, заниматься всей Украиной или только ее частью, и какой именно, определится в ходе развития противостояния между ней и Киевом. Благо новые украинские власти нацелены именно на борьбу.
Что любопытно, вести ее им де-факто придется в одиночку. Сколько бы копий ни ломали на тему Украины в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Брюсселе, вероятность не то, что войны, но даже серьезного противостояния с Россией из-за Крыма, или Украины в целом, в настоящее время равна нулю. Некем Западу воевать с Россией. И нечем. Совсем не та страна, чтобы рассчитывать на легкую авиапрогулку и блицкриг. Хотя по каналам дипломатическим, политическим и, скорее всего, экономическим, создать все возможные проблемы Кремлю постараются. Ну, тут будет, как будет.
В любом случае выбор сделан. Запад подставил Януковича и продвинул во власть свои фигуры, на часть которых пробу некуда ставить. Москва отреагировала пока в достаточно спокойной форме. В ответ пошла малоприличная коллективная истерика и угрозы. Было бы даже забавно, если бы не было так печально. Да и Украину жалко. Хорошая могла быть страна. Все для этого у нее есть. Кроме нормальных людей во главе государства.