Читайте также
Беседа с судьей в отставке Шломо Шоамом, занимавшем в Кнессете должность Представителя будущих поколений
Господин Шоам, многим из нас вообще не известно, что в Кнессете существовала такая должность. С какой целью она была создана?
- Эта принципиально новая должность была установлена согласно законодательству государства Израиль. И закон предоставлял широкие полномочия тому, кто занимал эту должность. Он был обязан проверять все новые законодательные инициативы с точки зрения их влияния на последующие поколения.
Когда мне предложили эту должность, я отнесся к этому скептически. Но после участия в конгрессе ООН, который разработал Декларацию долгосрочного развития, подписанную 180 государствами, мне стало ясно, что в мире этот вопрос является одним из приоритетных. Должность Представителя будущих поколений установлена в парламентах европейских стран и в ООН. Как вы работали? - Если коротко, то получая законопроект, я должен был проверить, способствует ли он достижению такой реальности, в которой мы хотели бы жить. Просматривая наши заключения за период с 2001-й по 2006-й год, я могу с уверенностью сказать, что если бы в свое время большинство из них были приняты, то многих из нынешних проблем можно было бы избежать. Это в равной степени относится к экономической, социальной сфере и окружающей среде – трем столпам долгосрочного развития. А почему должность была упразднена? - Если не думать о последующих поколениях, то должность не нужна. Понимаете, каждый раз, когда мы размышляем о будущем, мы как бы говорим человеку: откажись в данный момент от части удовольствия ради детей и внуков. Живи, люби, но оставь после себя мир, в котором можно жить. А если все, что возможно, ты хочешь использовать прямо сейчас, чтобы только себя наполнить удовольствиями, то учти - эта “бездна” никогда не наполнится. В своей книге "Линия выживания" я рассказал, что когда приходил с предложениями к министрам, членам Кнессета и даже к главе правительства, то меня встречали характерным взглядом, который можно было бы расшифровать как "Не занимайте меня пустяками!" Мне говорили: "Есть проблема безопасности, есть бюджет, есть так много срочных вещей, что мне некогда заниматься второстепенными вопросами, даже если я согласен, что они важны". Но если мы посмотрим в прошлое, то увидим, сколько было сделано ошибок. Мы могли бы жить сегодня в совершенно другой реальности. Проблема в том, что политическое руководство - не только в Израиле, но и во всем мире - действует в режиме краткосрочных решений, а до будущего “руки не доходят”. Может быть, по-другому невозможно? Мир непредсказуем, каждый день происходит множество событий, и на них надо реагировать. - Возможно и необходимо. Это называется наукой управления. Для примера: работая с информацией, мы выделяем три блока. Первый блок назовем "Ускорение будущего времени". Допустим, сегодня правительство принимает некое решение. Необходимо задуматься, какими будут его последствия не только завтра или через месяц, но и через пять, десять и даже пятьдесят лет. Второй блок называется "Эффект бабочки". Речь идет о способности политического руководства уже в момент принятия решения осознавать, как этим решением мы влияем на весь мир. Это особенно актуально в наше время, когда мир оказался абсолютно взаимосвязанным, и решения каждого правительства, без преувеличения, влияют на все человечество. Третий блок – “Выживание”. Для евреев это было насущной необходимостью на протяжении многих поколений, страх зафиксирован в нашей генетической памяти. И поэтому даже на простую жалобу ребенка мы реагируем с опаской: "Что случилось?" А медиа еще постоянно усиливают заложенное в нас беспокойство ради собственного рейтинга. По сути, мы живем в искривленной страхом реальности, и поэтому не в состоянии принимать адекватные решения. Учесть все факторы влияния каждого принимаемого решения на будущее всего мира, при том, что информационная нагрузка и уровень всякого рода помех в информационном поле только растет - на мой взгляд, невыполнимая задача. Как же все-таки предвидеть будущее?
- Важнее всего осознать необходимость над этим работать. Описывая в своей книге переход от “линии выживания” к созданию будущего, я говорю о том, что нам прежде всего, нужно освободиться. От чего? Во-первых, от информации, которой так много, что мы обязаны упражняться в том, чтобы ее забывать. Но главное, нам нужно постепенно освобождаться от травм прошлого. Имея большой опыт работы в Кнессете, могу с уверенностью сказать, что мы живем, постоянно создавая в мыслях демонов. Вместе с тем, никогда положение Израиля не было лучше, чем теперь. Спросите историков, ученых - все скажут, что это так. Когда ты делаешь усилие, чтобы освободить в себе какое-то место от прошлого, то действуешь иначе. Например, во время переговоров в них участвуют не только главы правительств, но и их помощники. И все они тянут за собой многовековые травмы и многочисленные проблемы предыдущих поколений. Но ничего не произойдет, если люди не сделают шаг навстречу друг другу, оставив прошлое в покое. Мы просто обязаны дать возможность проявиться чему-то новому. Это новое начнется буквально с первого шага в этом направлении. Если мы не сделаем этого, то у нас не будет будущего. Тенденция мира к объединению является данностью, с которой не поспоришь. Но нам саму эту мысль трудно переварить. Мы настроены на постоянную борьбу за выживание. В Израиле это проявляется очень четко: как только ослабевает угроза существованию государства, тут же с новой силой вспыхивает ненависть между секторами израильского общества. В этом напряженном пространстве должен произойти квантовый скачок – скачок в восприятии действительности, который покажет, что есть возможность изменить тенденцию. Реальность создается нашим осознанием, его мы обязаны изменить в первую очередь.
Что вы делаете, чтобы изменить будущее в созданной вами Школе управления? - После написания книги я мог или реализовать высказанные в ней идеи, или поставить книгу на полку, удовлетворившись тем, что они были высказаны. И тогда я понял, что у меня есть возможность обучать науке управления потенциальных лидеров. В течение трех лет зарубежными и нашими ведущими специалистами была создана абсолютно новая программа обучения управлению, которую мы начали воплощать на практике. Программа предусматривает развитие личности в четырех статусах: физическом, чувственном, интеллектуальном и касающемся осознания. Иными словами, мы учим тому, как происходит изменение восприятия реальности, посредством тренингов настраиваем студентов на обретение новых привычек, помогаем развитию интуиции и обретению практических навыков работы с информацией. Сегодня мировые школы, обучающие управлению, даже если и говорят о чувственном восприятии, то не дают опыта конкретного переживания. Мы же буквально тренируем у учащихся способность прислушиваться к чувствам других людей и правильно реагировать на свои собственные ощущения. Кроме того, мы уверены, что руководитель должен обладать умением видеть всю необходимую информацию в целом, но не в виде цифр. Для этого существует такое понятие как "определяющая ценность". В чем состоит "определяющая ценность" моей ответственности? У меня есть дети, внуки. Они - самое главное в моей жизни. Как я определяю эту “ценность”, что делаю для их будущего? Осознание жизни можно тренировать. Сегодня в мире есть потрясающие исследования по созданию будущего. Похоже, в вашей школе обучаются новые Представители будущих поколений? - С одной стороны, Герцель создал будущее, с другой стороны, Гитлер создал будущее. Как это происходит? Как формируется будущее? Исследования показывают, что если человек в молодости четко знает, чего хочет, то достигает этого. Вокруг него начинает происходить множество неожиданных событий, которые ведут его к реализации принятого решения. Осознанно, в сотрудничестве, мы можем создать любое будущее, о котором мечтаем. В этом процессе есть логика, мощь и волшебство, и это происходит прямо сейчас.
Перевод Лилии Клейнер
От чего зависит будущее Израиля?