Читайте также
Наконец-то Авигдора Либермана полюбила израильская пресса. Этот внезапный роман можно было проследить по Первому и Второму каналам ИТВ в минувшую пятницу, когда он в прямом эфире давал интервью из Парижа. Печатная пресса столь же благосклонна отнеслась к нему, особенно в статьях ведущего журналиста Шимона Шифера из «Едиот Ахронот». «Исраэль ха-йом» не остался в долгу и тоже подбадривает министра иностранных дел, правда, в тех случаях, когда Ивет играет на руку Биньямину Нетаниягу.
А ведь было время, когда Либерман называл «Исраэль ха-йом» газетой «Правда».
Да и Париж, согласимся, не то место, где ведущий израильский политик собирает дифирамбы. Наша пресса чаще смакует провалы этих визитов. Нет, безоблачное небо над лидером НДИ обманчиво. Левые не знают, как реагировать, по-прежнему не доверяют ему и называют волком в овечьей шкуре. Правые, а это, прежде всего, Нафтали Беннет и его изящная правая рука Аелет Шакед готовы записать Либермана в идеологические враги после проигрыша кампании несколько недель назад, когда партия «Еврейский дом» и правый фланг Ликуда конкурировали, кто громче отругает госсекретаря США Джона Керри. Его представляли и врагом сионистов, и антисемитом, и даже поставили во главу исторического списка врагов Израиля, желающих уничтожить еврейское государство. Тогда Либерман проявил политическую выдержку и остановил эту свистопляску. С глазу на глаз он сказал Нетаниягу, что продолжение атак на Керри нанесет непоправимый ущерб американо-израильским отношениям.
Возможно, во время судебного процесса по его делу Ивету была необходима поддержка той части израильского общества, которая могла нейтрализовать предвзятое отношение к нему израильского истеблишмента. А такие люди, кроме «русских», находились в правом лагере. Сегодня, когда горизонт чист, он может позволить себе взвешенную и независимую политическую позицию. А значит, нет нужды делать из Москвы альтернативу Вашингтону, поскольку министр иностранных дел Израиля не может игнорировать ни беспрецедентную помощь режиму Башара Асада, ни проиранскую политическую линию Кремля.
Либерман не скрывает, что его целью является премьерское кресло. На этом этапе он предпочитает не разрывать союза с Нетаниягу и не критикует премьера. Таким образом, он стал самым стабильным союзником Биби и уж куда более верным, чем правое крыло в собственном Ликуде, способным нейтрализовать еще более правый «Еврейский дом», центристский «Еш атид», рвущуюся к лаврам Ципи Ливни и, что самое главное, притихшие в засаде религиозные партии. Без НДИ Нетаниягу становится лидером меньшинства в раздираемой на части партии. С такими друзьями из центра Ликуда, как Дани Данон, Ципи Хотобели, Моше Фейглин и Ярив Левин, и врагов не надо. Они, конечно, могут, вместе с тем же Беннетом и Ури Ариэлем, поддержать Нетаниягу, но эта поддержка превратит премьера в марионетку, лишит нас реальной помощи и защиты США и, в конечном счете, приведет к международному бойкоту.
Биби не меньший патриот, чем вышеупомянутые господа, напоминающие мне правительство ЮАР времен апартеида. Тогда белое большинство тоже иронически отнеслось к международному бойкоту богатой и экономически мощной африканской державы, но, если кто-то помнит, бойкот начался с запрета южноафриканской сборной по крикету участвовать в международных соревнованиях, а закончился полным крахом страны.
Любитель баскетбола Авигдор Либерман прекрасно представляет, что случится и в Израиле, и в мире, когда международная ассоциация запретит «Маккаби-Тель-Авив» играть по четвергам в Европе и принимать лучшие клубы континента в зале «Нокия».
Политик не может нравиться всем, но его правоту подтверждают только завтрашние события.
Если продолжать спортивные аналогии, то, согласимся, что Либерман оказался прав, когда пару недель назад сказал, что мяч теперь находится на палестинской половине поля. И что мы видим? Абу Мазен категорически не согласен на еврейские поселенческие анклавы, которые могут остаться на территории автономии. А ведь мы вполне терпимо относимся к арабским анклавам на территории Израиля. Да, мы готовы обменяться населением и землей, что мало устраивает многих израильских арабов, но такие прецеденты в ХХ веке происходили во многих цивилизованных странах. Абу Мазен категорически не согласен на раздел Иерусалима, чем удивил даже левых еврейских студентов во время встречи с ним. Он требует международного контроля над городом, и, надо полагать, международного кормления. Учить и содержать жителей Восточного Иерусалима, платить им пособие по безработице и старости раису не улыбается. В Газе в свою очередь заявили, что не считают договоренности Израиля с Рамаллой легитимными. Вот и получается, что, согласившись в принципе с мирными инициативами Керри, мы посадили в лужу палестинскую сторону и при этом не пошли на поводу у провокаторов типа Беннета с его глупыми демаршами. Лидера поселенцев – главу «Еврейского дома» житель Нокдим Либерман поставил на место, определив красную черту в вопросе поселений в Иудее и Самарии. Да, он за компромисс, и даже сам, как мы писали, готов оставить свой дом, но крупные анклавы остаются под нашим контролем. Он также не исключает обмен населением, чтобы поселенцы были под израильской юрисдикцией, а некоторые израильские арабы под палестинской юрисдикцией. Либерман против возвращения палестинских беженцев, но готов признать палестинское государство, если те признают нас.
Иными словами, он готов сказать «Да!» плану Керри, если будут внесены эти существенные коррективы.
Нетаниягу в принципе находится на тех же позициях, правда, шароновской решимости ему не хватает. Либерман для Нетаниягу - единственная возможность сохранить контроль над Ликудом, но если Центр партии власти будет мешать, и конфликт с крайне правыми достигнет апогея, я не удивлюсь, если по шароновской модели будет создана новая партия, куда войдут ликудовские сторонники Нетаниягу и НДИ. У себя в партии Ивету будет трудно убедить Яира Шамира, возможно, Давида Ротема и уж точно невозможно, Узи Ландау. Теперь вам понятно, почему Либерман предлагает на должность следующего президента страны кандидатуру нынешнего министра туризма. Если спровоцированный инициативами Керри политический взрыв в Ликуде произойдет, то к следующим выборам будет создан новый политический блок, где вторым номером и гарантированным преемником Нетаниягу будет Авигдор Либерман.