Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Храни нас Бог от милостей начальства

Во времена неожиданно настигшей нас перестройки и грянувших вслед за тем перемен, утвердилось мнение, будто бы самым гадким в прежней жизни был период застоя.

09.02.2014
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Не дай вам Бог жить в эпоху перемен". (китайская пословица)

Во времена неожиданно настигшей нас перестройки и грянувших вслед за тем перемен, утвердилось мнение, будто бы самым гадким в прежней жизни был период застоя. Однако вскоре выяснилось: именно годы перестройки и потрясений, финансовых обвалов и социальных сдвигов, общественных катаклизмов и политической нестабильности оказались еще большей напастью. Самым страшным, провальным и потерянным временем.

Эту банальную истину, отмеченную еще древности китайскими мудрецами, пришлось открывать заново и испытать на собственной шкуре.

К счастью, в Израиле мы избежали революционных потрясений, хотя и о полном штиле/застое говорить не приходится. Волнений и поводов для тревог всегда было предостаточно: политические кризисы, экономические трудности, сложности адаптации, не считая военных конфликтов, интифады, обстрелов городов и террористических атак.

И все же те трагические события, те кризисные моменты были явлением временным. Они то ярко вспыхивали – то медленно затухали, однако как-то быстро уходили в тень, и общественность быстро теряла к ним интерес.

И только одно общественное явление пользуется постоянным вниманием и находится в центре неусыпного контроля прессы. Только в одной области идет ломка и перестройка, одна революция сменяется другой, одна реформа, не успев закончиться, сменяется иной, готовой начаться.

«Тот, кто вглядывается в кончик волоска, не заметят, как велик мир».

Мы говорим о реформе школьного образования в стране.

Так же, как и ремонт в доме, начавшись и втянув в свою орбиту множество исполнителей, никогда не заканчивается – так и масштабная реформа, набрав обороты, ощутив прилив денег и министерских инициатив, никогда не будет доведена до конца. Школьная реформа представляется бесконечной ковровой дорожкой, опрокинутой в будущее, по которой так удобно шагать чиновникам-реформаторам. Есть где разгуляться начальственной руке, есть где раззудиться реформистскому плечу.

Не хочу говорить о всех: рядового израильтянина бесконечное школьное цунами обошло стороной. Может быть, слегка задело тех, чьи дети сейчас учатся, и кто через них ощутил подземные толчки. Кто косвенно, отраженно получил представление о грандиозных подвижках, о колоссальных планах и тотальной перестройке в школьном образовании.

Если мы позволили себе к месту и не к месту нагло цитировать народную китайскую мудрость, то грех не вспомнить народного русского поэта. Перефразируя Некрасова: порвалась цепь великая, порвалась и ударила – одним концом учителя; другим – ученика.

Лишь жертвы (ученики) и козлы отпущения (учителя) непосредственные участники и исполнители массового зрелищного мероприятия под грозным наименованием «Школьная реформа» на себе ощутили последствия поднявшейся волны перемен.

«Тот, кто слушает гром, не услышит тишины».

Начавшись как прогрессивное движение к переменам в устарелом израильском образовании, как рука помощи современному ученику, как изменение имиджа учителя – реформы обратились, в конце концов, как против ученика, так и против учителя.

Первый вал намечаемых школьных реформ поднялся еще в далекие 2000-ые. Тогда действительно необходимость и своевременность реформ была очевидна: ее спровоцировали как падающие из года в год результаты проверок, так и накопившиеся у общественности претензии к устаревшим методикам и старым подходам.

Намеченная комиссией Доврата широкомасштабная школьная реформа попыталась охватить все стороны школьной жизни: оплату и нагрузку учителей, подготовку учительских кадров, улучшение имиджа преподавателей, изменение методик. Шломо Доврат писал, что его группа «проводит долгие часы с руководством профсоюза учителей и прилагает колоссальные усилия для проведения реформы, охватывающей все аспекты системы образования».

Во главе подготовленной реформы стояла тогда настойчивая и амбициозная Лимор Ливнат (2001 – 2006 годы), которая смогла убедить Ариэля Шарона в необходимости и полезности школьной реформы.

«Тот, кто видит большее, не увидит малого».

Но уже тогда, в пору расцвета и всеобщего одобрения реформы, в бочку меда влили прескверную ложку дегтя. Для начала, еще не вступив в реформу, Лимор Ливнат поспешила сделать заявление: «Согласно плану реформы, число учителей будет сокращено. Увольнение ряда учителей позволит увеличить зарплату оставшихся учителей и создать вакансии для новых педагогов».

На смену Лимор Ливнат пришла Юлия Тамир, ее сменил Гидеон Саар, который в свою очередь уступил свой пост Шаю Перону. Министры просвещения были разные, но в одном они оставались неизменны – все были рьяными реформаторами, сторонниками непрекращающейся реформы-давления.

Начавшись при Лимор Ливнат как благое начинание, при Гидеоне Сааре реформа превратилась в действенное орудие давление на школу, в таран, который обрушивал на еще не оправившуюся от потрясений школу то реформу для младших классов («Офек Хадаш»), то для старших («Оз-ле-Тмура»).

Если в начале реформирования школы была лишь малая доза дегтя в будущих льготах учителю, то теперь меньше говорилось о добавках – больше о новых обязанностях. Менялся весь рабочий день учителя: обязательным становился полный рабочий день – 40 часов, уравнивающий его с госслужащими.

«Тот, кто внимает близкому, не постигнет отдаленного».

И последний этап затянувшейся эпопеи школьной реформы наступил с приходом нового министра просвещения Шая Перона. Ему показалось мало того, что было уже проделано со школой, мало того, что взят был под контроль каждый шаг учителя - душа требовала новых широких жестов.

Еще один виток бесконечной реформы коснулся на сей раз внутренних сторон школьной жизни. Теперь уже не устоявшиеся объективные критерии диктовали набор выпускных экзаменов и правила поступления в вузы, а субъективное министерское мнение.

Вот не нравится министру психометрические тесты при поступлении в вузы и колледжи – росчерком пера отменим их. Не по душе Шаю Перону множество выпускных экзаменов по разным предметам – радикально сократим их. Мало того, министр планирует углубление и продолжение реформы: «Шай Перон планирует более масштабную реформу, предусматривающую радикальное сокращение числа предметов, по которым школьники сдают экзамены… Он пообещал, что она будет проведена в два этапа, и на втором этапе число предметов, по которым школьники сдают выпускные экзамены, уменьшится».

Ясно давая понять: есть у революции начало – нет у реформирования конца.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке