Международный день памяти жертв Холокоста – дата скорбная, словно поставившая печать 27 января на силуэты людей входящих в зал Йегуди Менухина в Европарламенте, отделившая их от других делегаций, прибывших по своим дипломатическим делам в Брюссель. Даже если бы мы захотели, то формально отметить это скорбное событие нам не дадут.
- В Венгрии, откуда в Освенцим было депортировано 565 тысяч евреев, - говорит председатель Европарламента Мартин Шульц, - сегодня университетские преподаватели требуют изгнать с кафедр своих еврейских коллег.
Выходит, не всем остепененным наука пошла впрок, партия со странным для нашего уха названием «Йоббик» абсолютно безопасно исповедует антисемитизм в цивилизованной Европе.
Можно, конечно, долго рассуждать о хрупком слое цивилизации, проверяя на прочность стеклянные кубы зданий Евросоюза, а можно решительно, как в Греции, «перекрыть кислород», лишить финансирования партию «Золотая заря», набравшую голоса на пене самых низменных страстей. Поэтому выступление Антониса Самарса, премьер-министра Греции, ныне председательствующей в Евросоюзе, зал встретил дружными аплодисментами. По меньшей мере 81 процент евреев Греции был уничтожен во время войны. В Греции нашлось достаточно людей, которые помнят Солоники, исчезнувшую общину.
На траурной церемонии собравшимся показали пронзительный документальный фильм об узниках Терезинского гетто. Концентрационный лагерь был создан в 1941 году в Чехии на базе тюрьмы гестапо, через него прошло 140 тысяч, в том числе и 15 тысяч детей, и 88 тысяч несчастных евреев было депортировано в Освенцим.
Пожилые люди буднично и привычно говорили о своих соседях, равнодушно наблюдавших, как их под конвоем гнали мимо, о том, как вчерашние сослуживцы и даже приятели понимающе объясняли друг другу высшую необходимость происходящего.
Плакала скрипка виртуоза, посла доброй воли Юнеско Иври Гиглиса, слова молитвы тяжелыми каплями стекали по залу. Третий раз я присутствую на этой траурной церемонии, и третий раз ощущаю эту боль.
Выступил, чеканя слова, Президент всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер, а от всего официального Израиля не было на трибуне никого. Да, Президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Моше Кантор выразил слова соболезнования Юлию Эдельштейну в связи с кончиной супруги, Татьяны. Обычно наш спикер приезжал на эту церемонию в Брюссель.
Да, кто-то в этот день полетел преклонить голову в Аушвиц-Биркенау, но все равно мы, израильтяне, выглядели сиротливо. Правда, присутствовал от партии НДИ Давид Годовский, зато представители практически всех наших русскоязычных СМИ.
Мы в Израиле любим критиковать «равнодушный», «двуличный» Брюссель, а сами?
Шестьдесят девятая годовщина освобождения Освенцима – дата не круглая, ее края скорее цепляют, рвут сердце и заставляют думать об иррациональности кошмара, унесшего шесть миллионов еврейских жизней.
А ведь все начиналось, как кому-то казалось, с мелочей, с насмешек, со скабрезных анекдотов про евреев, оскорбляющих жестов, с сатиры. Вроде того стилизованного, перевернутого нацистского приветствия, которое нам сегодня пытаются выдать за футбольное.
- Но, - горько подметил Моше Кантор, - этот жест демонстрируют в Аушвице, у мемориала жертв Холокоста в Берлине и даже напротив еврейской школы в Тулузе, где от рук фанатика погибли учитель и несчастные дети.
С каждым годом, и это было видно по последней церемонии, становится все меньше людей переживших Холокост, но число подонков-антисемитов, увы, меньше не становится. Поэтому мы будем хранить память о наших мертвых во имя живых.
Читайте также
По последним данным Агентства Европейского Союза по фундаментальным правам большинство этнических евреев не ощущают себя в безопасности, а 75 процентов ощущают рост антисемитских настроений в Европе. От своих европейских коллег мне нередко доводилось выслушивать мнение, что вы, израильтяне, не имеете право представлять все еврейство. А когда у вас в Европе что-либо случается, еще как можем и даже, считают, что должны. И даже в этот скорбный день я вспоминаю не только печи крематориев, но и восстание в Варшавском гетто и еврейские семейные партизанские отряды в Белоруссии. Так что не надо нам говорить, дорогие коллеги, о том, что Израиль со своей армией только способствует росту антисемитизма в Европе. Сидеть тихо и покорно уже пытались…
Елена Гольцман, Брюссель