Нетаниягу необходимо четко осознавать, где целесообразно проявить гибкость по отношению к американской администрации, и где Израилю нельзя поступаться своими жизненно важными интересами. В ближайшие дни ему предстоит заниматься пятью основными темами: Газой, Ливаном, Сирией, Ираном и Турцией. По всем этим вопросам существуют расхождения, большие или меньшие между американской и израильской позициями. Это не означает, что данная встреча неизбежно приведет к кризису, напротив - верно как раз обратное. Нетаниягу поступит правильно, если проявит гибкость как минимум по двум вопросам и сумеет прийти к консенсусу по остальным трем.
В последнее время со стороны Израиля звучат воинственные голоса - как из политического эшелона, например со стороны Смотрича, так и от представителей силовых структур - в отношении Ливана. Те, кто считает необходимым возобновить войну против "Хизбаллы", опираются на урок, вытекающий из событий 7 октября, а именно: Израиль не должен позволять таким организациям, как "Хизбалла" и ХАМАС, наращивать свою мощь.
Согласно этой точки зрения, поскольку "Хизбалла" пытается восстановить свою военную силу, а правительство Ливана не справляется с задачей ее полного разоружения, предпочтительно возобновить войну. Американская позиция прямо противоположная. Администрация Трампа считает, что сочетание политического и экономического давления на правительство Ливана с ослаблением "Хизбаллы" в результате войны в итоге позволит нейтрализовать эту организацию, как военную силу. В этом вопросе разумно принять американскую позицию, и ее не следует рассматривать как уступку, поскольку и израильский интерес заключается в том, чтобы избежать еще одной войны, без которой можно обойтись.
Что касается Сирии, американская администрация склонна поддерживать нового президента Сирии, который недавно даже посетил Вашингтон, и предоставить ему возможность стабилизировать свой режим и установить контроль над большей частью территории страны. Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы Сирия и Израиль достигли соглашения в сфере безопасности, в рамках которого Израиль выведет свои силы с большей части сирийской территории, захваченной около года назад. Необходимость удерживать обширные территории внутри Сирии с точки зрения безопасности невелика, поскольку официальная линия границы является оптимальной в военном отношении: она обеспечивает полный израильский контроль вглубь Сирии, и, в отличие от Ливана, вблизи границы нет враждебных Израилю деревень. Более того, постоянное пребывание израильских сил на сирийской территории неизбежно приведет к нарастающему трению с местным населением, и уже имели место огневые инциденты, в результате которых были ранены солдаты ЦАХАЛа.
Газа: нельзя поступаться израильскими интересами
В отличие от Сирии и Ливана, по вопросу Газы Израилю нельзя принимать все американские требования. Соединенные Штаты стремятся перейти ко второму этапу в рамках амбициозного плана Трампа относительно будущего Газы.
План Трампа включает три пункта:
а. Разоружение ХАМАСа и лишение его способности управлять.
б. Восстановление Газы на основе грандиозной программы стоимостью 112 миллиардов долларов.
в. Вывод ЦАХАЛа с большей части территории, которую он сейчас контролирует.
Проблема этого плана заключается в последовательности действий. Американцы хотят начать с восстановления Газы. Египет, Катар и Турция, выступающие в роли посредников, одновременно требуют и вывода ЦАХАЛа, тогда как высший израильский интерес заключается в том, чтобы возражать против этих двух требований до разоружения ХАМАСа. В этом вопросе Нетаниягу не должен сдавать свои позиции и идти на компромисс, иначе большая часть достижений войны в Газе окажется сведенной на нет.
Иранская угроза
Соединенные Штаты, так же как и Израиль, полны решимости не допустить появления у Ирана ядерного оружия. По этому вопросу между странами нет никаких разногласий, однако Израиль не меньше обеспокоен усилиями, которые Иран прилагает для создания большого количества баллистических ракет и пусковых установок. Эти ракеты, каждая с боеголовкой весом в полтонны и с впечатляющей точностью, нанесли Израилю значительный ущерб в войне полгода назад. Иран стремится заполучить возможности, несоизмеримо более масштабные, чем те, которыми он обладал в последней войне. С точки зрения Израиля речь идет об экзистенциальной угрозе, реализацию которой необходимо предотвратить. Нетаниягу придется приложить немало усилий, чтобы убедить Трампа и его окружение в том, что именно так обстоит дело.
Читайте также
Турецкая угроза
Похоже, что наибольший разрыв между Израилем и Соединенными Штатами касается устремлений Турции. Трамп восхищается сильными и авторитарными лидерами, и Эрдогана он воспринимает именно так. Кроме того, Трамп верит сладким речам Эрдогана, который якобы стремится к стабильности на Ближнем Востоке в целом и в Газе в частности. Важно, чтобы Нетаниягу сумел убедительно описать угрозу, которую Турция представляет не только для Израиля, но и для Кипра и Греции. Необходимо будет подчеркнуть Трампу, что во всем, что касается будущего ХАМАСа, Турция будет последовательно действовать наперекор американцам, то есть, не допустит разоружения этой организации.
Источник: Walla