Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Метафизика антисемитизма

Беседа с профессором Робертом Вистрихом, руководителем международного центра по изучению антисемитизма Еврейского университета.

03.01.2014
Источник:66 канал ТВ
Zahav.ru 66 канал ТВ

Читайте также

Беседа с профессором Робертом Вистрихом, руководителем международного центра по изучению антисемитизма Еврейского университета, автором книги «Антисемитизм: нескончаемая ненависть»

Уважаемый профессор, ваш центр исследует антисемитизм как явление современности. Вы получаете информацию из всех уголков мира?- Да, антисемитизм возрождается и распространяется повсюду, поэтому современность стала неотделимой частью нашей исследовательской деятельности и всех мероприятий, которые мы организуем.Как специалист, знающий историю этого процесса с самых древних времен, видите ли вы разницу между антисемитизмом в прошлом и в настоящем?- Прежде всего, за последние примерно десять лет проявлений антисемитизма стало больше, и кривая неуклонно растет. Разница между антисемитизмом в те времена, когда евреи жили в диаспоре, и тем, что мы наблюдаем сегодня, вытекает, из самого факта образования государства Израиль и всего, что с этим связано. Но если не брать в расчет арабские государства с их особым политическим, географическим и общественным положением, то в целом, после Катастрофы, в первые двадцать лет существования Израиля, проявлений антисемитизма было значительно меньше, чем сейчас.Но в начале 21-го века совпали сразу несколько явлений, которые способствовали усилению антисемитизма. Это обострение положения на Ближнем Востоке, кризис в Европе, а также культурные изменения, влияние которых проявилось только с годами.Катастрофа была крайним проявлением антисемитизма. Можно было предположить, что воспоминание об этой трагедии будет сдерживающим фактором, и такого больше никогда не повторится. Но этот эффект, даже если он имел место, - в чем я сомневаюсь, - с годами явно ослабел. Сегодня антисемиты используют саму Катастрофу как оружие против Израиля. Они говорят, что мы поступаем с палестинцами так же, как в свое время нацисты поступали с нами, и все такое прочее.Но ведь это абсолютно лишено какой бы то ни было логики! Ведь все знают, что это не так!- Да, но когда мы слышим подобные высказывания, то трудно сказать, являются ли они только провокацией, попыткой привлечь или, иногда, отвлечь внимание, или это результат искаженного видения истории. В последнем случае это говорит о полном непонимании и сути Катастрофы, и того, что происходит между нами и палестинцами. Но это очень распространено сегодня.Насколько современный мусульманский мир активен в вопросе антисемитизма?- Он является самой активной частью распространения антисемитизма, и это одна из особенностей нашего времени. Это явление не новое, но прежде оно не достигало таких размеров, как сейчас. Например, Египет, на мой взгляд, является сегодня самым антисемитским государством в мире, даже в большей степени, чем Иран. Иран представляет для нас серьезную проблему из-за антисемитизма на государственном уровне. А в Египте антисемитизм подпитывается как снизу, так и сверху - средствами массовой информации, интеллектуалами и правительством. Ислам оказывает влияние и на Европу, где сегодня проживают миллионы его приверженцев, и часть из них распространяет среди европейцев крайние антисемитские взгляды. Я подчеркиваю, что это делает меньшая часть иммигрантов, но они очень воинственны, и это приводит к таким результатам, как, например, убийство в Тулузе, в еврейской школе «Сокровища Торы» в марте 2012 года.

Интересно, что даже в тех странах Европы, где нет евреев, и правительствам, казалось бы, нет никакого дела до проблем с границами Израиля, тем не менее, существует антисемитизм.- Действительно, это так. Один из ярких примеров - это тихая, спокойная и богатая Норвегия. Там проживает всего около тысячи евреев, и нет никаких противоречий между ними и большинством населения. И, тем не менее, в стране процветают не только антиизраильские настроения, но и явный антисемитизм.Почему это происходит? Где логика?- Прежде всего, мне кажется, антисемитизм находится глубоко в «культурном генетическом коде» народов Европы. Подчеркиваю, что речь идет о культурном, а не биологическом ДНК. Это наследие, иногда спящее и никак себя не проявляющее, а иногда превращающееся в смертельное оружие, народы Европы получили из христианства, а также из дохристианских, языческих культур.Но это связано также и с самой еврейской традицией. Поймите меня правильно: когда я говорю, что зарождение антисемитизма связано с нашей религией, культурой и всем еврейским образом жизни, то я не имею в виду, что мы сами в этом виноваты. Нет! Просто в еврейской религии и культуре присутствует некая избранность и другие понятия, которые далеко не всем нравятся и вызывают сопротивление. Только ведь прежде нужно правильно истолковать, что значит «избранный народ».Кроме того, имеются всевозможные суеверия. Никогда нельзя игнорировать степень невежества людей. Даже в образованной Европе в наше время звучат требования отменить обрезание, правила кошерного убоя животных. Люди, высказывающие подобные требования, используют ложные утверждения о жестокости по отношению к животным, об отсталости еврейской культуры, но на самом деле у них просто нет никакого понятия о смысле этих традиций. Существует непонимание, насколько обряд обрезания неотделим от еврейского самосознания. По-моему, вообще мало, кто что-то понимает в иудаизме. Так что, неосведомленность играет свою роль.Но вместе с тем, после стольких лет исследований самых разных аспектов антисемитизма, я понял, что есть какой-то внутренний фактор, не поддающийся простому логическому объяснению. Нет в истории человечества другого такого примера столь продолжительной и необъяснимой ненависти и враждебности, которая строится на многих, зачастую противоречащих друг другу утверждениях. Поэтому, мне кажется, что это связано больше с чувствами, с подсознанием, а, возможно, и с чем-то мистическим. Да, я не боюсь говорить о мистике, ведь мы многого не знаем. Мы можем частично объяснить какие-то конкретные явления, но я бы не стал обобщать и давать однозначный ответ на этот вопрос. Это - метафизика антисемитизма, и она существует.Тем не менее, не могли бы вы хотя бы обрисовать, что более всего вызывает сопротивление на этом, внутреннем, уровне?- Самое основное в иудаизме это Тора Моисея. Это все знают. Требования, выдвигаемые в ней, очень трудны. Я не говорю о 613 заповедях, которые обязательны только для евреев. Я говорю об этических нормах, предъявляемых к человеку вообще. Огромному количеству людей это не нравится. И хотя их знание об этом очень поверхностно, но даже и это их слишком ограничивает - они не могут делать все, что им хочется.Но главное, каждый раз, когда евреи сами не соответствуют той этической модели, которую создали, им этого не прощают. Это верно и в отношении государства Израиль. Стандарты, которые предъявляют нам, очень высоки.Этот нелегкий груз привел к тому, что многие евреи не хотят быть евреями.- Есть известное выражение на идише, которое говорит: «Тяжелая профессия быть евреем». Для многих это не по силам, и они любой ценой стремятся убежать, отделиться, «очиститься» от принадлежности к евреям, к иудаизму, к народу Израиля, и к самому Израилю. Это не новое явление. В прошлом, например, перед Второй мировой войной, это объяснялось желанием выжить. Люди думали, что отрешение от еврейства и полная ассимиляция спасут их, но этого не случилось. А не случилось потому, что нельзя убежать от таких основополагающих вещей, они все равно будут вас преследовать. Именно так и произошло. Вообще, можно очень четко проследить связь между попытками евреев к ассимиляции и антисемитизмом: как только евреи пытаются ассимилировать, стать как все, так сразу же усиливаются проявления антисемитизма, как на государственном уровне, так и на бытовом.Вот это как раз и непонятно! Если я уже не хочу быть евреем, то естественно спросить: «Чего же вы от меня хотите? Когда я еврей, вы меня ненавидите. Когда я отрекаюсь от еврейства, вы ненавидите меня еще больше, и я не могу стать одним из вас?!» Что вы думаете?

- Что мы не можем быть одними из них! Ни так, ни так нас не принимают. Как будто всем мы что-то должны. Есть ощущение, что от нас чего-то ждут, даже не понимая, чего, собственно. И мы сами не понимаем, и даже не догадываемся. А ведь все про нас уже сказано: мы должны быть самими собой и стать единым народом, то есть, следовать тем самым фундаментальным принципам, которые изначально в нас заложены.

Подготовила Марина Бухарова

Перевод Галит Шайкевич

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке