Уже давно предпринимаются целенаправленные попытки выдать ненависть к евреям за праведное дело. Вера в то, что мир стал бы лучше, если бы евреи немного вписались в общество, отказались от ключевых аспектов своей идентичности и, по сути, полностью перестали быть евреями, уходит корнями в глубь веков.
Эта парадигма существует и по сей день. Евреям во всем мире предъявляются стандарты, которых не предъявляют ни к одному другому народу. Им говорят, что их идентичность и связь со своей землей - если им вообще признают их неотъемлемую связь с Израилем - являются источником зла. Если бы еврейский народ мог отказаться от этого, как утверждается, общество было бы исправлено.
Подобно тому, как этот предрассудок существовал на протяжении веков, он не знает политических границ. Как крайне левые, так и крайне правые активисты и инфлюенсеры в интернете потворствовали этой специфической форме ненависти к евреям.
Еврейское превосходство и политические заговоры
Убеждение, что евреи осуществляют некую форму контроля над Западом, и в частности американской политикой, существовало задолго до террористических атак 7 октября 2023 года. Однако после атак обвинения еврейского народа в виновности не только в войне, но и в других общественных проблемах во всем мире стали более заметными.
В правых кругах это стало постоянной темой подкастов. В марте 2025 года в программе The Joe Rogan Show был интервьюирован Иэн Кэролл, сторонник теории заговора, выступавший против Израиля и ранее утверждавший, что США контролирует "сионистская мафия". В ходе беседы Роган предоставил Кэроллу площадку для откровенно антисемитской риторики, включая утверждение о связях Израиля с "еврейской мафией". В какой-то момент Роган признал: "Интересно, что об этом можно говорить и сейчас, после 7 октября, после событий в Газе".
Аналогичным образом, в программе Piers Morgan Uncensored Дэн Билзерян, еще один сторонник праворадикальной теории заговора, выступающий против Израиля, заявил, что "еврейское превосходство является величайшей угрозой современному миру".
Неудивительно, что комментарии о превосходстве евреев исходят от крайне правых. В 2024 году 75% пропагандистских материалов о превосходстве белой расы в США содержали антиизраильские или антисионистские послания. Из всех зарегистрированных случаев более половины были связаны с Израилем. Тем не менее, подавляющее большинство американских евреев считают себя связанными с Израилем.
Однако высказывания о превосходстве евреев не ограничиваются крайне правыми кругами. Левые пропалестинские активисты, такие как Мохаммад Эль-Курд, выражают те же убеждения.
Эль-Курд утверждает, что он не имеет в виду еврейское превосходство в "странном исламистском смысле", а скорее считает, что это "убеждение, что антисемитизм - это уникальная форма зла, которая более морально опасна, чем все другие виды расизма".
Но неоспоримый рост антисемитизма - это, безусловно, неотложная проблема. Дело не в моральном превосходстве евреев над другими меньшинствами, как утверждает Эль-Курд, а в том, что они действительно сталкиваются с последовательной и уникальной формой ненависти.
Другой активист, доктор Рахме Аладуан, с энтузиазмом согласился с утверждением Эль-Курда, заявив, что "еврейская исключительность может способствовать еврейскому превосходству". Интересно, что Аладуан недавно утверждал, что пропалестинское движение никогда не должно было объединяться с левыми и на самом деле является "фундаментально правым" движением, поскольку его "мотивы коренятся в национализме, религиозной вере и сохранении культуры" - ценностях, исторически укорененных в консервативном обществе.
Эль-Курд утверждал, что это утверждение "и исторически неточно, и категорически неверно". Тем не менее, оно ставит пропалестинское активистское пространство на интересный перекресток идентичностей. Это противоречие обнажает более глубокую идеологическую путаницу внутри пропалестинского активизма. Хотя его риторика долгое время позиционируется как прогрессивная, многие из его основных мотивов скорее соответствуют правым взглядам.
Несомненно то, что и крайне левые, и крайне правые разделяют основополагающее убеждение в мнимое "еврейское превосходство", которое представляет евреев и еврейское государство одновременно как контролирующих общество и являющихся источником его проблем. Этот нарратив выходит за рамки политических ярлыков и в итоге объединяет эти разрозненные фракции.
Утверждение о превосходстве евреев часто маскируется под теорию заговора, согласно которой сионисты контролируют США. Самопровозглашенный "бывший израильтянин и антисионист" Алон Мизрахи заявил, что "сионисты правят вашей цивилизацией", что привело к отставке конгрессмена-республиканца Марджори Тейлор Грин из Конгресса. Он также предположил, что следующими будут Такер Карлсон и Ник Фуэнтес. Уход Грин из Конгресса не связан с сионистским или израильским заговором с целью контроля над США, а скорее с ее собственными радикальными заявлениями .
Ник Фуэнтес аналогичным образом утверждал, что независимо от того, считает ли человек себя правым или левым, он не может критиковать Израиль, поскольку это единственная группа, "не подлежащая ответственности" в культуре отмены. Из-за этого предполагаемого контроля над американскими политиками, по мнению Фуэнтеса, любой, кто не согласен с Израилем или еврейским народом, потеряет свою платформу или карьеру из-за предполагаемой власти еврейского народа в американском обществе.
Такер Карлсон не только пригласил Ника Фуэнтеса в свой подкаст, но и поддержал его предположение о том, что Израиль контролирует политику США, заявив, что любого, кто не согласен с этим контролем, называют нацистом и затыкают.
Неудивительно, что пропалестинский активист Гай Кристенсен, известный в интернете под ником YourFavoriteGuy, выступил с аналогичным заявлением о том, что "сионистская машина" переосмыслила понятие антисемитизма, включив в него критику Израиля, и уволила всех в Конгрессе США, кто не соглашался с Израилем. Кристенсен игнорирует тот факт, что определение антисемитизма, данное IHRA - наиболее широко признанное определение в мире - прямо гласит, что критика Израиля, сопоставимая с критикой любой другой страны, не считается антисемитской.
Этот троп еврейской власти, когда-то относившийся преимущественно к дискурсу белых супрематистов, теперь свободно циркулирует в левом лагере, объединяя две идеологические противоположности общей конспирологической платформой. Таким образом, выстраивается нарративный мост, соединяющий крайне правых и крайне левых.
Когда эти активисты в итоге столкнутся с последствиями своих антисемитских убеждений, это произойдет не из-за предполагаемого еврейского контроля над ними, а скорее из-за предсказуемого результата этой опасной риторики.
Читайте также
Реабилитация Гитлера и нацистов
Помимо теорий заговора, облагораживание Гитлера и нацистского режима распространилось и на крайне левых, и на крайне правых.
В теперь уже удаленном выпуске подкаста Fresh & Fit гости обсуждали, как "евреи что-то задумали, поэтому немцы хотели их уничтожить", а Гитлер "пытался спасти мир".
Такер Карлсон, хотя и утверждает, что не поддерживает Гитлера, также делал ревизионистские заявления о нацистах, недавно осудив покушение на Гитлера в 1944 году и заявив, что его убийство было бы нехристианским поступком. Представляя убийство как сомнительное с моральной точки зрения, Карлсон затуманивает историческую реальность и придает моральную двусмысленность одному из величайших преступлений в истории.
Этот ревизионизм не ограничивается интернет-пространством. Экземпляры "Майн кампф" были обнаружены на базах ХАМАС в секторе Газа, что подчеркивает, как экстремистские идеи о Гитлере продолжают циркулировать по всему миру и влиять на многочисленные идеологические движения.
Ненависть к евреям стала морально оправданным актом для тех, кто ей потакает. Антисемитизм, будь то на правом или левом фланге политического спектра, маскируется под правое дело, призывая мир к переменам для улучшения общества. Но перемены, которых он требует от мира, гораздо более коварны. Они стремятся подорвать легитимность еврейской идентичности, лишить поддержки еврейского государства и сделать нормой возложение вины на еврейский народ за проблемы общества. Под видом морали эта риторика распространяет ненависть, маскируясь под добродетель, что делает ее еще более опасной и сложной для противодействия.