Предполагаемые действия главного военного прокурора Томер-Йерушалми раскрывают опасную коррупцию в самом сердце системы правоприменения, требующую тщательного расследования и "чистки авгиевых конюшен". Но наряду с осуждением необходимо остерегаться циничного использования этого дела для продвижения политических шагов против судебной системы самой по себе.
Предполагаемые действия Томер-Йерушалми, судя по тому, что уже опубликовано, потрясают. Перед нами опасная смесь, сотканная высокопоставленной фигурой из системы правосудия: преднамеренная утечка видео, порочащего солдат ЦАХАЛа (видео, предположительно смонтированное - пока неясно кем - и использованное злейшими врагами Израиля), вмешательство в судебные процессы и введение суда в заблуждение, сокрытие улик и, самое тяжкое, - злоупотребление высокой юридической должностью, приведшее к внутреннему разложению системы правосудия.
Томер-Йерушалми не злоупотребила властью из корыстных побуждений - ее проступок куда серьезнее. Вместо того чтобы бороться с подозреваемыми в преступлениях, она использовала свои юридические полномочия для борьбы на общественной арене незаконными средствами против тех, кого считала угрозой для военной прокуратуры и верховенства закона.
Тем самым она стерла тонкую, но критически важную грань между защитой демократии и недопустимым вмешательством юристов в общественные конфликты в попытке управлять ими из-за кулис. Сторонники теории "глубинного государства" не могли бы получить более наглядного подтверждения своих тезисов. Если подозрения против главного военного прокурора подтвердятся, это будет мегa-удар по израильской демократии, последствия которого будут ощущаться еще долго.
Защитникам демократии нельзя сплотиться ради защиты того, что не подлежит защите. Следует осудить голоса либерального лагеря, которые пытаются преуменьшить тяжесть действий Томер-Йерушалми или увести дискуссию в сторону приемами whataboutism. Гнилые яблоки, угрожающие израильской демократии, необходимо удалять - даже если они изнутри судебной системы. Настоящие защитники демократии должны первыми требовать доведения дела Томер-Йерушалми до конца. На первый взгляд, вскрывшаяся коррупция не ограничивается ею одной и указывает на гниение, поразившее и другие части военной прокуратуры.
Требуется всестороннее и прозрачное расследование, которое приведет к необходимой "чистке" и восстановлению военной прокуратуры - института, играющего ключевую роль в сохранении морального этоса ЦАХАЛа, где большинство сотрудников действуют профессионально и добросовестно.
Главный юридический советник правительства также должна будет ответить на острые вопросы: не закрывала ли она глаза на тревожные сигналы и сделала ли все возможное для выяснения истины. Было бы правильно, если бы она сама инициировала шаги, чтобы убедить общество: она не боится глубокого и независимого расследования, включая проверку собственной канцелярии.
Наряду с решительным осуждением поступков Томер-Йерушалми нужно предостеречь от тех, кто пытается "оседлать" это дело для недостойных целей. Некоторые хотят, чтобы ее вина повлекла оправдание подозреваемых в издевательствах в Сде-Тейман.
Однако вина - не игра с нулевой суммой: вина прокурора не означает невиновности подозреваемых в пытках, как и тех, кто ворвался на базу ЦАХАЛа в знак протеста. Не исключено, что имело место и жестокое обращение с заключенными, и коррупция в военной прокуратуре. И то, и другое должно быть расследовано до конца, а виновные - наказаны.
Не менее опасно то, что сторонники судебной реформы используют дело Томер-Йерушалми для продвижения переворота против судебной системы. Левин и Ротман могут отправить ей цветы за услугу, которую она оказала их попыткам ослабить и подчинить себе суд. Следует предостеречь от этого, четко проводя различия между персональными сбоями отдельных представителей судебной системы, злоупотребивших властью, и структурными проблемами, связанными с избыточными полномочиями юридических институтов. Дело главного военного прокурора явно относится к первому типу.
Читайте также
Показательно, что никто не утверждает, будто после этого дела нужно изменить структуру военной прокуратуры или сократить объем ее полномочий. Проблема заключалась не в самой системе, а в злоупотреблении властью, предоставленной законом. Следует осудить тех, кто попытается использовать это дело как предлог для других изменений в судебной системе - вроде подрыва полномочий генпрокурора или захвата контроля над комиссией по отбору судей.
Дело Томер-Йерушалми демонстрирует, насколько разрушительно, когда люди из судебной системы злоупотребляют своей властью и подрывают верховенство закона. Недопустимо, чтобы ответом на это стало разрушение самих правоприменительных институтов. Ослабление судебной системы и усиление власти политиков не решит проблему злоупотреблений - а лишь перенесет ее в политическую сферу, сделав ее многократно хуже.
Все участники общественной дискуссии поступят правильно, если используют дело главного военного прокурора для исправления системы правосудия, а не для политических "очков". Главный урок этого дела - важность отделения судебной системы от политической арены и общественных споров. Это разделение должны беречь и политики, и сами представители системы правосудия.
Проф. Бени Порат - старший научный сотрудник Израильского института демократии, юридический факультет Еврейского университета в Иерусалиме
Источник: Walla