После свержения режима Башара Асада новые власти в Дамаске столкнулись с множеством вызовов, один из главных - сохранение территориального единства Сирии. Сирийские меньшинства напуганы резней алавитов и друзов, а также опасаются исламизации страны. Друзы на юге и курды на северо-востоке Сирии отстаивают свое право на самоуправление. Звучат, пусть пока и негромко, и идеи об отделении от Сирии тех или иных регионов. Друзов открыто защищает Израиль, также в СМИ часто появляется информация о неформальных контактах с Израилем сирийских курдов. Они были как при режиме Асада, так и сейчас.
Чего хотят сирийские курды, почему их не устраивают парламентские выборы, есть ли у них отношения с Израилем? Ответы на эти вопросы редакции Newsru.co.il дал Бадран Чиа Курд, заместитель сопредседателя Автономной администрации Северной и Восточной Сирии (ААНЭС) по иностранным делам. Ответы получены в письменной форме, так как собеседник отказался от онлайн-общения по соображениям безопасности.
- Прежде всего, позвольте поблагодарить вас за готовность дать интервью израильскому СМИ. Учитывая контакты между представителями Дамаска и Израилем и вместе с тем множество проблем и слухов, этот разговор представляется важным. Поэтому позвольте спросить: участвуют ли курды или власти Автономной администрации Северной и Восточной Сирии в диалоге между Израилем и Дамаском? Или у вас есть собственные связи с Израилем?
- ААНЭС не является стороной диалога, который ведется между Дамаском и Израилем. Мы следим за тем, что публикуют СМИ об этих контактах, однако нас в подобные каналы не приглашали и не привлекали.
Наша приоритет ясен - достижение всеобъемлющего демократического решения сирийского кризиса, которое сохранит права всех общин и обеспечит стабильность и безопасность в стране.
Что касается наличия каких-либо самостоятельных каналов связи с Израилем, у нас нет с ним прямых отношений или контактов. Наша политика строится на прозрачности и открытости к международному сообществу и задействованным в сирийском досье силам, но в строго определенных рамках, согласующихся с интересами сирийского народа и нашим видением решения кризиса на основе сирийско-сирийского диалога.
- Что вы в целом думаете о переговорах Дамаска с Израилем?
- Мы рассматриваем переговоры между Дамаском и Израилем как часть давнего и сложного регионального конфликта. Любой диалог, направленный на прекращение состояния войны и достижение стабильности, в принципе - шаг позитивный. Однако наш сирийский опыт позволяет нам подчеркнуть: суть кризиса не ограничивается лишь региональными измерениями, а связана также с внутрисирийской повесткой и отсутствием всеобъемлющего политического решения.
- Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган намекнул, что Израиль препятствует присоединению "Сил демократической Сирии" (СДС, контролируют северо-восток страны) к сирийской армии, несмотря на соглашение между СДС и Дамаском от 10 марта. Он добавил: "Как и в любом регионе, пережившем длительную войну, многие стремятся посеять хаос в Сирии. Именно поэтому Турция не бросит эту соседнюю страну. Мы продолжим поддерживать ее, и никто не сможет помешать Сирии снова подняться". Как вы оцениваете это заявление? Израиль действительно вмешивается в отношения между СДС и Дамаском?
- Заявления турецкого президента звучат в привычном контексте - постоянного стремления Анкары увязывать любые события, касающиеся Сирии, со своими собственными интересами и видением региональной безопасности. Мы считаем, что разговоры об "израильских препятствиях" для присоединения СДС к сирийской армии - попытка отвлечь внимание от прямого турецкого вмешательства, усложняющего сирийский кризис, будь то посредством оккупации сирийских территорий или через поддержку вооруженных групп, действующих в интересах Анкары.
Что касается отношений СДС с Дамаском - это сугубо внутрисирийский вопрос, и мы не согласны, чтобы он становился заложником региональных перетягиваний каната или межгосударственных конфликтов. ААНЭС заинтересована в диалоге с Дамаском для выработки формулы, гарантирующей признание прав нашего народа в рамках новой демократической конституции. Что касается Израиля, у нас нет данных, подтверждающих его прямое вмешательство в это досье. Все, что говорится в этом отношении, остается на уровне интерпретаций или политических спекуляций.
- Какие препятствия возникли при реализации соглашения от 10 марта, которое предусматривало общенациональное прекращение огня и интеграцию гражданских и военных институтов Северной и Восточной Сирии, включая пограничные переходы и нефтегазовые месторождения, в систему сирийского государства? Продолжаются ли переговоры?
- Соглашение от 10 марта было важным шагом на пути к деэскалации и созданию общей базы между ААНЭС и Дамаском и могло бы стать входом к всеобъемлющему сирийскому решению. Но его реализация столкнулась с препятствиями, важнейшее из которых - накопившееся взаимное недоверие как результат долгих лет маргинализации и конфликта. Это потребовало гарантий и наращивания встречного доверия. Дамаск по-прежнему держится за жесткую классическую централизацию в рамках догматического национально-конфессионального подхода, тогда как мы настаиваем на демократической децентрализованной модели, обеспечивающей права всех общин в единой Сирии и позволяющей регионам реально участвовать в управлении местными делами при сохранении единства и суверенитета сирийского государства.
Эта административная модель не означает сепаратизма или раздела, а поддерживает единство Сирии. Она позволяет признать культурные и административные особенности каждого региона, предотвращая любые формы исключения или маргинализации. Наш приоритет - построение единой демократической Сирии, гарантирующей права всех общин и баланс между центральной и местной властью, при акценте на партнерство и справедливость.
Мы рассматриваем диалог как стратегический выбор, поскольку альтернатива - продолжение раскола, что не служит интересам Сирии и ее народа.
Мы убеждены, что любое устойчивое политическое соглашение между ААНЭС/СДС и Дамаском должно опираться на ряд четких основ, представляющих минимальный набор прав народов Северной и Восточной Сирии. К числу важнейших относятся:
• Конституционные гарантии, признающие ААНЭС как часть сирийской государственной системы, с обеспечением реального участия составляющих региона в формировании будущего страны.
• Децентрализованная политическая система, предоставляющая местным советам и администрациям широкие полномочия в управлении политическими, экономическими, социальными, культурными и вопросами безопасности.
• Справедливое распределение национальных ресурсов и богатств, особенно нефти, газа и пшеницы, гарантирующее права местных жителей.
• Содействие возвращению перемещенных лиц в свои родные места и восстановление по всей Сирии.
• Четкая формула в сфере сил безопасности и армии: признание СДС как части сирийской оборонной системы с сохранением их специфики в защите своих районов и выполнением ими общенациональных обязанностей.
• Официальное признание языкового и культурного многообразия в конституции и гарантии права каждой общины обучаться на родном языке и свободно практиковать свою культуру.
• Создание механизмов ответственности за преступления против сирийского народа и гарантий невозврата к политике маргинализации или исключения.
Эти принципы - не узко общинные требования, а необходимая база для построения единой демократической Сирии, способной преодолеть пережитые трагедии.
- Экономика и восстановление: как сейчас устроено управление нефтегазовыми месторождениями и ключевой инфраструктурой на северо-востоке? Какие модели разделения доходов вы считаете приемлемыми в рамках будущего сирийского урегулирования?
- В настоящее время нефтегазовые месторождения и критическая инфраструктура управляются институтами ААНЭС через специализированные органы, отвечающие за добычу и местное распределение, с направлением доходов на обеспечение базовых услуг населению - образование, здравоохранение, электроэнергия, вода, безопасность и оборона. Это управление возникло по необходимости, в условиях отсутствия общенациональных решений и многолетнего оставления региона на произвол судьбы.
При этом мы подчеркиваем: ресурсы Сирии - нефть, газ, пшеница - принадлежат всем сирийцам и не могут быть приватизированы или эксплуатироваться узко. Исходя из этого, считаем, что любое всеобъемлющая урегулирование должно основываться на:
• Прозрачной модели справедливого распределения богатств между всеми сирийцами, с гарантированной долей производящему региону для покрытия его потребностей, восстановления и предоставления услуг совместного надзора со стороны центрального правительства и ААНЭС.
• Механизмах контроля и подотчетности, препятствующих коррупции и обеспечивающих направление доходов на служение всему сирийскому народу, а не узким сетям.
• Увязке досье восстановления с распределением ресурсов так, чтобы доходы становились рычагом для инфраструктурных и сервисных проектов по всей Сирии.
Мы открыты для любой справедливой и прозрачной формулы, служащей интересам всех сирийцев и ставящей предел политике исключения и монополизации, что и привело к кризисам прошлого.
- Поддерживает ли Автономная администрация проведение выборов в Сирии в ближайшие дни? Будут ли они организованы на подконтрольной вам территории? В Дамаске заявили, что выборы будут отложены в Ас-Суэйде на юге (где проживает друзы) и в зоне вашего контроля - в провинции Ракка и частично в Хасаке. Признаете ли вы результаты выборов?
- Назначение президентом Ахмадом аш-Шаара избирательной комиссии в нынешнем формате, при котором треть членов парламента он назначает сам, а остальных выбирают созданные им же комитеты, порождает серьезную проблему утраты нейтральности и независимости любого избирательного органа. При нынешних процедурах выборы не могут быть демократичными, прозрачными и честными и не обеспечат корректный и справедливый политический процесс.
Исключение из избирательного процесса таких районов, как Ас-Суэйда, Хасака и Ракка, требует поиска согласований с местными сообществами, но само по себе является прямым посягательством на волю и права избирателей этих регионов, нарушением принципа равенства граждан и угрозой легитимности любых выборов, проводимых таким способом - тем более что эти области обладают организованной политической волей.
- Какую роль играют США и Турция в вашем диалоге с Дамаском?
- Мы считаем, что любой диалог между ААНЭС и Дамаском должен быть сугубо сирийским: окончательные решения принимают сами сирийцы; внешние стороны могут лишь оказывать поддержку и не должны быть стороной, навязывающей свою волю.
В этих рамках: Соединенные Штаты играют роль в поддержании стабильности и иногда консультируют по вопросам безопасности и гуманитарной повестки, но не являются стороной, принимающей политические решения между ААНЭС и Дамаском.
Турция имеет очевидные региональные интересы, и мы внимательно наблюдаем за ее вмешательством - особенно попытками влиять на наши районы посредством военного давления или поддержки вооруженных формирований. Такое вмешательство, как правило, тормозит внутренний диалог и усложняет достижение устойчивого урегулирования. В целом подтверждаем: любой прогресс в диалоге зависит от воли самих сирийцев и от наращивания доверия между ААНЭС и Дамаском, вдали от внешнего давления или односторонних интересов.
- Насколько реальна угроза новой операции Турции против СДС?
- Вероятность новой турецкой операции против СДС существует всегда, но степень ее реалистичности зависит от нескольких факторов:
• Военная обстановка на земле: СДС располагают существенными оборонными возможностями, идеей "народной обороны" глубоко укорененной в сознании, и в случае нападения будет развернуто всеобъемлющее сопротивление. Существуют также союзные связи с международными и региональными силами, делающие любую турецкую операцию дорогостоящей в военном и политическом плане.
• Региональное и международное давление на Анкару: Турция сталкивается с внешними ограничениями; масштабные военные действия могут вызвать жесткую реакцию США и других стран, изменить всю сирийскую картину, расширить зону войны и породить хаос и бесплодные конфликты в регионе.
• Внутриполитические соображения в Турции: любая крупная военная акция связана с внутренней повесткой Эрдогана, общественным и экономическим давлением; это также сведет на нет процессы мира и диалога с курдами внутри страны и разрушит внутрисирийский диалог. Продолжение переговоров между ААНЭС и Дамаском может стать сдерживающим фактором, поскольку эскалация поставит Анкару в прямое столкновение с Дамаском и его региональными/международными покровителями.
- Повлияли ли на ситуацию на северо-востоке Сирии договоренности между Анкарой и лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом о сдаче оружия?
- Пока что мы полагаем, что инициатива мира и диалога, начатая господином Оджаланом с турецким правительством, может благоприятно отразиться на регионе, особенно на Сирии и ее северо-востоке. Но у нас нет точной и подтвержденной информации о каких-либо договоренностях между Анкарой и Абдуллой Оджаланом, которые прямо влияли бы на ситуацию на северо-востоке Сирии.
ААНЭС сосредоточена на реальности на земле - на защите населения и своих гражданских и военных институтов от любых внешних угроз.
Одновременно мы отслеживаем любые региональные движения, способные повлиять на стабильность наших районов, и укрепляем свои оборонные и политические возможности для защиты жителей северо-восточной Сирии - вдали от внешних сделок или договоренностей, которые могли бы задеть их права или интересы. Нас интересует прежде всего защита населения и устойчивость.
- В конце прошлого года появились сообщения о создании Военного совета Ас-Суэйды, который выступил за формирование "децентрализованного светского государства", а по сути - друзской автономии. Арабские эксперты утверждали, что Совет был создан в координации с СДС. Действительно ли такие связи существуют?
- На данный момент у нас нет каких-либо организационных связей или координации между Военным советом Ас-Суэйды и СДС. Мы подчеркиваем: любой формат взаимодействия должен быть прозрачным и строиться на защите гражданских лиц и стабилизации регионов, вдали от партийных расчетов или внешних связей, способных вызвать напряженность или конфликт. Приоритет неизменно - безопасность и справедливость для всех сирийцев и недопущение использования хаоса для продвижения чьих-то узких повесток.
- Каковы ваши отношения с друзской общиной Сирии? Координируете ли вы с ними политику в отношении будущего страны?
- Отношения между ААНЭС и сирийской друзской общиной строятся на взаимном уважении, политическом и гражданском сотрудничестве, вдали от попыток политической эксплуатации или раскола. Мы верим в важность диалога со всеми сирийскими общинами, включая друзов, для выработки общих видений будущего Сирии, основанных на участии, справедливости и равных правах для всех. Наш приоритет - сохранять стабильность и защищать население, а не вовлекаться в потенциальную эскалацию.
- Известно, что вы недавно посещали друзов в Ливане. Это была попытка координации? Есть ли контакты с друзской общиной Израиля?
- Наш недавний визит к некоторым лидерам друзов в Ливане носил характер социального, культурного и исторического взаимодействия между частями дружественной общины региона и не был частью какой-либо трансграничной политической координации или вмешательства во внутренние дела других стран. Цель таких визитов - укрепление человеческих и культурных связей и уважение исторических отношений между сообществами.
Что касается контактов с друзами в Израиле, со стороны ААНЭС нет никаких контактов или координации. В своей политике мы сосредоточены на внутрисирийской повестке и отношениях со всеми сирийскими общинами в рамках суверенитета Сирии и единства ее территории.
- Какие отношения и каналы связи у вас сейчас с алавитской общиной, которая потеряла власть и оказалась под угрозой?
- Наши отношения с алавитской общиной строятся на уважении и защите прав. Мы считаем, что безопасность всех сирийцев и безопасность составляющих их общин должны быть приоритетом. У нас открытые каналы связи с алавитскими лидерами и сообществами для обсуждения политических и социальных вопросов и обеспечения справедливого участия в восстановлении сирийского государства. Мы верим, что стабильность Сирии зависит от участия всех ее компонентов в формировании будущего страны и от гарантии, что ни одна группа не подвергнется угрозам или маргинализации. Такой подход отражает приверженность ААНЭС правам человека и равенству всех сирийцев - вдали от узкого сектантского или политического расчета.
- На прошлой неделе появились сообщения об активизации "Исламского государства" на северо-востоке и о попытке побега из лагеря "Аль-Холь". Какова нынешняя ситуация в лагере, кто его охраняет? Готовы ли вы передать управление лагерем Дамаску?
- Лагерь "Аль-Холь" насчитывает тысячи гражданских лиц и семей, связанных с "Исламским государством". Ситуация там остается крайне чувствительной. ААНЭС несет ответственность за безопасность и управление в регионе в сотрудничестве с международными партнерами, чтобы обеспечить базовую защиту населения и предотвратить побеги или возрождение активности организации. Мы готовы к любым совместным договоренностям с Дамаском по управлению лагерем в рамках понятных механизмов и соглашений, гарантирующих безопасность и защиту жителей и ставящих интересы сирийцев на первое место. Но важно, чтобы любой перенос полномочий или управление сопровождались реальными гарантиями исполнения и эффективным надзором во избежание вакуума безопасности.
- Насколько серьезна угроза возрождения "Исламского государства" на территории Сирии и Ирака?
- Угроза остается серьезной и реальной и в нынешних условиях расширяется. На севере и востоке Сирии ААНЭС продолжает усиливать свои силы безопасности и армии вместе с международными партнерами, чтобы не допустить возвращения организации - ни через вооруженные атаки, ни через попытки реорганизации в лагерях или пустынных районах.
Окончательное искоренение "Исламского государства" требует комплексного подхода, сочетающего безопасность, восстановление, общественную справедливость и сотрудничество всех сирийских общин при более серьезной международной поддержке СДС, без оставления шансов для возникновения хаоса в регионе.
Читайте также
- Как вы относитесь к сокращению сил международной коалиции, в первую очередь США, в Сирии?
- Вероятное сокращение присутствия международной коалиции - особенно американских сил - представляет серьезный вызов безопасности и стабильности в Северной и Восточной Сирии, но это не единственный фактор, определяющий ситуацию. ААНЭС готова реагировать на любые изменения баланса сил путем усиления местных структур безопасности и организации своих сил для защиты гражданских и ключевых районов. В то же время партнерство с международной коалицией полезно - особенно для поддержки борьбы с терроризмом, обучения и логистической помощи. Любое сокращение присутствия должно быть продуманным и поэтапным, чтобы не оставить вакуума безопасности, который могли бы использовать террористические группы, и чтобы сохранить достижения последних лет.
- Какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет Россия в Сирии, в том числе в решении курдского вопроса?
- Россия играет важную роль как региональный и международный игрок в Сирии, фокусируясь на поддержании общей стабильности и урегулирования и на сохранении своих стратегических интересов в регионе. В вопросе курдской проблематики Россия следит за ситуацией со всеми сторонами, включая ААНЭС, с точки зрения обеспечения безопасности и регионального баланса, но не является стороной, навязывающей политические решения или принуждающей курдские компоненты (или любую другую сирийскую сторону) к политическим формам.
ААНЭС поддерживает ограниченный диалог с Россией, исходя из ограниченной эффективности ее влияния в сирийской картине после падения баасистского режима, с целью предотвращения вакуума безопасности при сохранении интересов и прав населения северо-восточной Сирии.
- Можно ли сказать, что иранское влияние в Сирии закончилось?
- Иранская позиция в Сирии существенно изменилась, особенно после последних событий на сирийской арене. Можно сказать, что традиционное иранское влияние заметно ослабло и уже не обладает возможностью прямого контроля или реализации односторонней политики, как раньше. В то же время остаются попытки связанных с Ираном сторон воздействовать на некоторые районы, но они не являются решающим фактором в будущем Сирии или в принятии политических решений на земле.