Тезисы статьи в The Financial Times
▪️Если кто-то рассказывает мне, что он думает по одному вопросу, я часто могу довольно точно представить, что он думает по другому. Голосование за выход или за сохранение членства в ЕС на британском референдуме по Brexit - это надежный индикатор взглядов на другие темы, такие как иммиграция, смертная казнь или Дональд Трамп.
▪️Но эта закономерность не работает, когда речь заходит об Украине и Газе. Среди комментаторов - и даже правительств - можно найти группы, которые поддерживают Израиль и Украину; Украину и Палестину; Россию и Израиль; Россию и Палестину.
▪️Конечно, такие термины, как "пропалестинский" или "пророссийский", очень неточны. Они охватывают широкий спектр позиций. Но они остаются полезным сокращением для обозначения реальных политических разногласий.
▪️Часто различия между "про" и "анти" лагерями выражаются в спорах о западной внешней политике. Те, кто принадлежит к "пропалестинскому" лагерю, стремятся предъявить израильским лидерам обвинения в военных преступлениях и усилить давление на страну. "Произраильская" группа в целом поддерживает предоставление правительству Нетаниягу свободы действий и отвергает обвинения в том, что Израиль совершает геноцид.
▪️Что касается войны на Украине, то "пророссийские" силы, как правило, утверждают, что у Москвы есть законные претензии, которые необходимо признать. "Проукраинская" позиция заключается в требовании увеличения поддержки Киева и значительного усиления давления на Путина.
▪️Почему же идеологическая карта стала такой сложной после начала войн на Украине и в Газе?
▪️"Проукраинские, произраильские" силы тесно связаны с группой, когда-то известной как неоконсерваторы. Они считают, что и Украина, и Израиль - это демократические страны, подвергающиеся нападению и заслуживающие поддержки.
▪️Французский философ Бернар Анри-Леви - ярый сторонник Украины и недавно защищал Израиль от обвинений в геноциде, утверждая: "Геноцидной армии не нужно два года, чтобы выиграть войну на территории размером с Лас-Вегас... Говорить о геноциде в Израиле - это оскорбление здравого смысла".
▪️Проукраинские и пропалестинские сторонники уделяют больше внимания правам человека и военным преступлениям, а не вопросам демократии и тому, кто первым открыл огонь. С точки зрения прав человека, Россия и Израиль находятся в одном лагере - их обвиняют в массовом убийстве невинных гражданских лиц и нарушении международного права.
▪️Именно эта логика привела Международный уголовный суд к выдаче ордеров на арест Владимира Путина и Биньямина Нетаниягу. Педро Санчес, премьер-министр Испании, который недавно обвинил Израиль в геноциде, утверждает, что Запад лицемерит, осуждая Россию, но поддерживая Израиль.
▪️Есть также пророссийская и произраильская позиция, распространенная среди поклонников сильного правительства. Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, является примером такой позиции. Он часто выступал против санкций ЕС в отношении России и предупреждал, что поддержка Западом Украины может привести к мировой войне.
▪️Орбан также является единственным лидером ЕС, который приветствовал Нетаниягу в своей стране после вынесения МУС обвинения. Варианты позиции Орбана можно найти во всех крайне правых партиях Европы, где враждебность к мусульманским иммигрантам может перерасти в поддержку Израиля, а национализм, социальный консерватизм и недоверие к НАТО могут вызвать симпатию к России.
▪️Пророссийская и произраильская позиция часто казалась наиболее точным описанием взглядов Трампа. Но в Америке также существует течение изоляционистского крайне правого мышления, которое является пророссийским и все более пропалестинским.
▪️Влиятельный телеведущий Такер Карлсон выслушал Путина с симпатией и сделал хвалебные телерепортажи из России. Критики Израиля являются постоянными гостями его шоу.
▪️Среди них - конгрессменка Марджори Тейлор Грин, когда-то считавшаяся одной из самых лояльных сторонниц Трампа, но ставшая первой избранной республиканкой, обвинившей Израиль в геноциде.
▪️И Карлсон, и Грин были обвинены в антисемитизме. Но их позицию по Израилю и Украине можно рассматривать как проявление бескомпромиссной формы национализма "Америка прежде всего". Они считают обе страны теми, кто пытается втянуть США в войны.
▪️Так где же я нахожусь в этом спектре?
▪️Во-первых, позвольте мне оказать себе любезность, которую я отказывал другим, и сказать, что такие термины, как "произраильский" и "пропалестинский", слишком грубы, чтобы описать мои взгляды. Но, используя свои собственные несовершенные категории, я бы сказал, что за последние два года мои симпатии переместились из "проукраинского, произраильского лагеря" в "проукраинский, пропалестинский лагерь".
▪️Это потому, что в начале последних войн и Израиль, и Украина явно были жертвами агрессии и военных преступлений против гражданского населения. Но за последние два года ситуация изменилась.
Читайте также
▪️Массовые убийства палестинских гражданских лиц и использование голода в качестве оружия войны со стороны Израиля не могут быть оправданы как законная форма самообороны. Украина по-прежнему искренне борется за свое существование - и в целом делает это сдержанно и с уважением к жизни гражданского населения.
▪️Напротив, несмотря на все утверждения правительства Нетаниягу о том, что Израиль сталкивается с угрозой существования, нет никакой вероятности, что последние остатки ХАМАС могут уничтожить Израиль как государство.
▪️Жестокость тактики Нетаниягу нельзя оправдать даже как попытку спасти израильских заложников. На самом деле, она подвергает их опасности.
▪️По крайней мере, для меня Украина и Израиль сейчас находятся по разные стороны морального барьера.