Читайте также
Принцип «освобождаем – строим» в последние годы стал ответом Израиля на претензии палестинских руководителей. В рамках последнего «жеста доброй воли» 52 палестинских заключенных уже вышли из израильских тюрем, а в понедельник освобождаются еще 26. Речь идет о террористах «с кровью на руках», чье освобождение было условием возобновления переговоров со стороны ПА. Ожидается, что Израиль сразу же объявит о планах на строительство 600 единиц жилья в Иерусалиме и 800 – в поселениях «за зеленой чертой».
Главный палестинский переговорщик Саиб Арекат уже назвал эти действия израильского правительства «военным преступлением», наносящим удар по мирному процессу. Палестинцы пригрозили в ответ подать заявку на членство автономии в 63 международные организации, в том числе в Международный уголовный суд в Гааге, куда они обратятся с иском против Израиля. В заявлении Ареката отмечается, что израильские планы строительства противоречат договоренностям с руководством ПА.
На самом деле Израиль никогда не давал обещания не строить на Западном берегу. Зато сами палестинцы обещали не совершать односторонних шагов, направленных на международное признание суверенитета ПА, пока ведутся двусторонние мирные переговоры.
Но об этом никто не вспоминает, поскольку в мире давно сформировано мнение: Израиль не должен строить на территориях, которые палестинцы «видят частью своего будущего государства». Именно так выразился Махмуд Аббас, жалуясь на израильтян в Белый дом. Точно так же «видит» ситуацию и все международное сообщество. Поэтому Евросоюз поспешил осудить израильские планы строительства на «оккупированных» землях, а не недавние теракты против Израиля.
Если бы Израиль отказался выпускать палестинских преступников, это не вызвало бы серьезной международной реакции. Ни Брюссель, ни Вашингтон никогда не настаивали на освобождении террористов. Пока еще, к счастью, мировое общественное мнение не считает организаторов кровавых терактов несправедливо осужденными борцами за свободу. Но палестинским политикам нетрудно будет внушить странам Запада такую позицию, тем более что Израиль сам этому способствует, выпуская на волю убийц.
Многочисленные обменные сделки и жесты доброй воли привели к тому, что палестинские и арабские заключенные израильских тюрем все чаще воспринимаются как разменная монета в торговле между Израилем и ПА. Мало кто, кроме самих израильтян, вспоминает о жертвах этих преступников. Мало кто задумывается о том, что такой подход дискредитирует правосудие и понятие ответственности за содеянное и что освобождение террористов является прямым поощрением к террористической деятельности для других палестинцев.
У Израиля было немало возможностей убедиться, что освобожденные палестинские экстремисты вскоре возвращаются к террористической деятельности. Например, Айман Шрауна, приговоренный к 38 годам за организацию терактов в Беэр-Шеве, был выпущен во время сделки в обмен на Гилада Шалита, затем вновь арестован за нарушение условий освобождения и отпущен после голодовки. Сегодня он координирует террористическую деятельность ХАМАСа в Иудее и Самарии. Другой помилованный заключенный, Салех аль Арури обеспечивает поддержку ХАМАСа из Турции. Освобожденный недавно террорист Самир Исауи уже на следующий день нарушил подписку об отказе от террористической деятельности, призвав к захвату израильских военнослужащих.
Нынешний этап освобождения террористов проходит на фоне участившихся терактов и провокаций. В ответ на участившиеся атаки ЦАХАЛу пришлось провести ограниченную операцию в Газе.
Тем временем США впервые заговорили о возможности освобождения Джонатана Полларда – бывшего сотрудника американских ВМС, отбывающего пожизненный срок за шпионаж в пользу Израиля. Поводом к очередному обращению израильского правительства по поводу Полларда послужило расхождение в цифрах, допущенное госсекретарем Джоном Керри. Он договорился с руководством Израиля о 88 освобождаемых узниках, а палестинцам обещал 104. Сегодня, по просочившейся в СМИ информации, американцы готовы обменять Полларда на израильских арабов, осужденных за терроризм. Не исключено, что администрация Обамы действительно пойдет на такой шаг ради продолжения мирного процесса, который в глазах американских политиков несравненно важнее, чем жизни людей, которые станут новыми жертвами выпущенных террористов.
Обменные сделки – известная международная практика. Но Израиль идет на них чаще, чем другие страны и отпускает на свободу по полторы тысячи преступников за одного своего солдата. Даже эти соглашения, направленные на спасение жизни, вызывают в обществе бурные споры. Но освобождение террористов «бесплатно», в качестве жеста доброй воли, наносит двойной ущерб безопасности страны: оно дает свободу убийцам и поддерживает «мирный» процесс, который обычно сопровождается новым всплеском террора.
Принцип «освобождаем – строим» ведет к умножению наших врагов: террористов становится больше, а страны Запада занимают более жесткую позицию по отношению к Израилю из-за строительства на территориях. Причем ни освобожденные заключенные, ни их семьи, ни власти ПА не испытывают к нашей стране никакой благодарности, а наоборот – радуются победе над уступившим противником.
Означает ли это, что следует перейти к обратной системе: «не освобождаем – не строим»? Методику освобождения террористов действительно необходимо пересмотреть. Что касается строительства на территориях, то эти решения должны приниматься без всякой связи с переговорами, соглашениями, терактами и жестами доброй воли. Израиль строит на своей земле, потому что имеет на это право, а не для того, чтобы наказать палестинцев или компенсировать моральный ущерб от освобождения заключенных. Пока мы увязываем эти события, мир воспринимает ситуацию именно так.