Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+22+15
Иерусалим
+22+14

Мнения

А
А

Снова стоит избавляться от 200-шекелевых купюр?

Паниковать не стоит: в прошлом году Нетаниягу поддержал эту, достаточно абсурдную идею, но на этом все и закончилось.

28.04.2025
Источник:Детали
Фото: ShutterStock

Дежавю: снова глава правительства должен огласить свое мнение относительно отмены 200-шекелевых купюр. Правда, в отличие от сентября прошлого года, на сей раз речь идет об отмене только определенных серий купюр и не в рамках борьбы с черным капиталом, а с целью приближения победы над ХАМАСом. Но торопиться и паниковать не стоит: в прошлом году Нетаниягу поддержал эту, достаточно абсурдную идею, но на этом все и закончилось.

Почему именно Гидеон Саар предлагает отменить 200-шекелевые купюры?

В конце прошлой недели, после появившихся в четверг сообщений о том, что банкнота в 200 шекелей может быть выведена из обращения в рамках войны с ХАМАСом, который, как полагают, держит большую часть своих денег в таких банкнотах, Банк Израиля заявил, что отмена 200-шекелевых купюр не стоит на повестке дня.

С подобным заявлением Банк Израиля уже выступал в конце сентября прошлого года на фоне начавшейся среди населения паники. После того, как премьер-министр Нетаниягу дал указание министерству финансов и Банку Израиля проработать предложенную в рамках борьбы с черным капиталом инициативу отмены 200-шекелевых купюр, население начало избавляться от них, в том числе и скупая валюту.

Начавшаяся паника быстро утихла, но внезапно, полгода спустя, идея снова появилась на повестке дня. На этот раз с ее помощью предлагается победить не черный капитал, но ХАМАС. При этом ее инициатором является не экономист или финансист, а министр иностранных дел Гидеон Саар.

Что заставило Саара задуматься об отмене купюр? Ларчик открывается просто. Занявший место гендиректора канцелярии министра иностранных дел Эден Бар-Таль входил в группу специалистов, которая в сентябре прошлого года предложила полностью отменить купюры номиналом в 200 шекелей в рамках борьбы с черным капиталом.

Несмотря на то, что идея получила поддержку премьер-министра, который дал указание министерству финансов и Банку Израиля проработать этот вопрос, она ушла с повестки дня, не получив поддержки со стороны Банка Израиля. Но, очевидно, специалисты, работавшие над этим вопросом, не оставили попыток добиться своего. И вот одному из них удалось заручиться поддержкой министра иностранных дел, который, по сути, не имеет никакого отношения к данному вопросу.

Банк Израиля вновь заявил, что полномочия по аннулированию банкнот принадлежат исключительно центробанку, и он не намерен предпринимать шаги "без адекватно обоснованного профессионального обоснования отмены той или иной банкноты".

Гидеон Саар решил не отступать и обратился за поддержкой к главе правительства. Попутно и уже традиционно угрожая разработкой частного законопроекта по отмене 200-шекелевых купюр. Угроза абсолютно пустая, но заголовки в СМИ Саар получил.

Оставить ХАМАС без наличных?

Специалисты, разработавшие идею отмены 200-шекелевых купюр, утверждают, что у Банка Израиля есть номера серий купюр, отправленных в сектор Газа. А значит, можно их аннулировать и оставить ХАМАС без наличных, так как бойцы ХАМАСа и его поставщики не захотят принимать отмененные Израилем купюры.

Естественно, все просто только в теории. Прежде всего, жители сектора могут просто проигнорировать отмену купюр и те останутся платежным средством в секторе. Тем более, что у них будет надежда (вполне обоснованная) на то, что в будущем аннулирование купюр будет отменено.

Но основная проблема возникнет в Израиле, ведь часть "помеченных" купюр вполне могла вернуться обратно через тех же контрабандистов. А значит каждому, кто в Израиле решит принять 200-шекелевую купюру в качестве оплаты, придется проверять, не является ли она частью аннулированных серий. Нетрудно предположить, к какому финансовому хаосу это приведет.

В поиске легких решений

Нет ничего удивительного в том, что предложенная в сентябре прошлого года группой специалистов мера полностью отменить купюры в 200 шекелей, направленная на борьбу с черным капиталом, получила поддержку премьер-министра. Решение выглядит настолько удивительно простым и не требующим никаких дополнительных ресурсов, что премьер-министр просто не мог пройти мимо.

По мнению авторов программы, правительство должно было установить довольно короткие сроки для обмена 200-шекелевых купюр. Это не позволило бы владельцам черного капитала разработать схемы по обходу ограничений и побудит их участвовать в программе "добровольное раскрытие информации", чтобы не потерять свои деньги. Напомню, что израильтянин не может прийти в Налоговое управление, сообщить, что не платил налоги, и уплатить их, не неся при этом никакой уголовной ответственности. Исключение - программа "Добровольное раскрытие информации", время от времени проводимая Налоговым управлением.

Проблема в том, что решение действительно слишком простое, чтобы быть эффективным в борьбе с черным капиталом. А потому и до его реализации дело так и не дошло.

Почему подобная реформа не принесет результатов?

Прежде всего потому, что это Израиль, а не Россия, где правительство могло позволить себе реализовать, к примеру, скандальную денежную "Павловскую реформу" 1991 года. Тогда гражданам СССР дали трое суток, чтобы обменять 50- и 100-рублевые купюры на новые. Причем менее чем за две недели до этого министр финансов Валентин Павлов, инициатор реформы, выступил с заявлением о том, что никакой денежной реформы не будет.

Обменять можно было только наличные на сумму до тысячи рублей. По истечении трех дней можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). При этом надо было объяснить, откуда у человека взялась сумма свыше тысячи рублей.

О возможной реформе в Израиле начали говорить заранее и даже если и случилось бы чудо, и она была бы реализована, к тому времени все заинтересованные лица избавились бы от крупных купюр, а значит планы налоговиков собрать в результате более 20 млрд шекелей налогов в год так и остались бы планами. Пачки со 100-шекелевыми купюрами сложнее хранить, так как они занимают больше места? Согласитесь, слабый аргумент.

Кроме того, следует решить вопрос относительно эмиссии 100-шекелевых купюр, так как может возникнуть их резкий дефицит. Стоимость банкнот достоинством 100 шекелей, находящихся в обращении, составляет лишь одну пятую стоимости купюр в 200 шекелей. Если Банк Израиля решит, согласно предложению инициаторов реформы, не печатать дополнительные купюры, чтобы подтолкнуть общественность к безналичному расчету, могут возникнуть различные варианты событий. Очевидно, что Израиль на сегодняшний день вовсе не готов к отказу от наличных.

Читайте также

Банк Израиля вновь пояснил, кто принимает решения

После появившихся в четверг сообщений о том, что банкнота в 200 шекелей может быть выведена из обращения в рамках войны с ХАМАСом, который, как полагают, держит большую часть своих денег в таких банкнотах, Банк Израиля заявил, что отмена 200-шекелевых купюр не стоит на повестке дня.

"Полномочия по аннулированию банкнот, согласно закону, принадлежат управляющему Банка Израиля. Несмотря на поднятый вопрос, главе ЦБ не было представлено адекватно обоснованное профессиональное обоснование отмены той или иной банкноты. Управляющий Банка Израиля не намерен использовать свои полномочия и предпринимать действия по аннулированию каких-либо банкнот или изменению состава банкнот в обращении. Мы хотели бы подчеркнуть, что купюра номиналом 200 шекелей, находящаяся в обращении, как и другие купюры и монеты, продолжает и будет использоваться в обычном режиме", - сказано в заявлении Банка Израиля.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке