Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+31+18
Иерусалим
+30+19

Мнения

А
А

Кем был Меир Кахане: защитником евреев или апологетом еврейского экстремизма?

Подкаст Unpacked анализирует фигуру, которая снова стала актуальной.

07.04.2025
Источник:Лехаим
Эден Натан-Зада, расстрелявший 4 человек в Шфараме, с книгой Меира Кахане, 2005 год. Фото: Getty Images / Handout

Новый выпуск подкаста Unpacking Israeli History с ведущим Ноамом Вайсманом предлагает всесторонний взгляд на одну из самых противоречивых фигур в еврейской и израильской истории - раввина и политика Меира Кахане. Эпизод под названием Meir Kahane: Jewish Defender or Jewish Supremacist? исследует не только биографию Кахане, но и то, почему его идеи - ранее считавшиеся крайними - вновь находят отклик в израильском обществе после трагических событий 7 октября. Об этом сообщает Unpacked.

Меир Кахане родился в США, где в 1968 году основал "Лигу защиты евреев" (JDL), заявленной целью которой была самооборона еврейской общины от антисемитизма. Его методы часто включали физическое насилие, провокации и угрозы. В начале 1970-х он переехал в Израиль, где стал проповедовать собственную политическую доктрину - каханизм. В 1984 году он был избран в Кнессет, однако его крайние высказывания и действия вызвали резкое отторжение. В 1988 году его партия "Ках" была запрещена за расизм, а сам он был убит в Нью-Йорке в 1990 году египетским террористом.

В подкасте подробно рассматриваются основные идеи Кахане. Он утверждал, что: евреи превосходят неевреев; равенство между евреями и арабами невозможно; неевреям нет места в Земле Израиля; Израиль должен стать еврейским теократическим государством; арабы должны быть изгнаны из страны; межнациональные связи, в том числе браки, следует запретить. Он также отвергал мнения таких раввинов, как Рамбам, рав Кук и рав Соловейчик, утверждая, что только он прав. Это, как подчеркивает рав Цви Синенски, разрушало то самое еврейское единство, которое Кахане формально провозглашал.

После нападения ХАМАСа 7 октября лозунг "Кахане цадак" (ивр. - "Кахане был прав") снова стал появляться в общественном пространстве. Многие, потрясенные масштабами трагедии, начали цитировать Кахане. Ведущий подкаста приводит пример актера Майкла Рапапорта, который опубликовал его фразу: "Лучше пусть весь мир ненавидит Израиль, чем будет любить новый Освенцим". Позже Рапапорт признался, что не знал других, более спорных аспектов взглядов Кахане.

Прогрессивные организации, такие как Zioness, резко осудили возвращение этой риторики, назвав Кахане "монстром", а его сторонников - "сообщниками террора". Даже историк сионизма Гил Трой, признающий ценность некоторых текстов Кахане о еврейской гордости и борьбе с советским антисемитизмом, подчеркивает, что его фанатизм и расизм ставят его вне рамок либерального сионизма. По его словам, идеи Кахане можно изучать в образовательных целях - как пример того, где проходит красная линия, - но не продвигать в политике.

Идеи Кахане оказали влияние на более поздних радикалов. Его сторонник Барух Гольдштейн в 1994 году устроил бойню в Хевроне, убив 29 мусульман. После этого партии "Ках" и "Кахане Хай" были признаны террористическими организациями. Сегодня элементы каханистской риторики вновь звучат со стороны партий вроде "Оцма Йегудит", возглавляемой Итамаром Бен-Гвиром. Некоторые эксперты называют это "каханизмом с галстуком".

Читайте также

Подкаст завершается размышлением о том, почему радикальные идеи так легко приживаются в момент национальной травмы. Вайсман подчеркивает: люди, пострадавшие 7 октября, имеют право на страх и гнев, и их не следует осуждать с позиции наблюдателя из диаспоры. Но при этом важно не позволить боли уничтожить моральные ориентиры. "Можно одновременно любить Израиль и сохранять эмпатию к другим", - заключает он.

Этот выпуск - не попытка реабилитировать Кахане, а честный разговор о том, почему его идеи снова звучат, кто их поддерживает, и как на них следует реагировать.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке