Тезисы статьи в The Financial Times
▪️Победа Дональда Трампа и Республиканской партии приведет к серьезным изменениям в важных областях политики, от иммиграции до Украины. Но значение выборов выходит далеко за рамки этих конкретных вопросов и представляет собой решительный отказ американских избирателей от либерализма и того особого способа, которым понимание "свободного общества" эволюционировало с 1980-х годов.
▪️Когда Трамп впервые был избран в 2016 году, было легко поверить, что это событие - аберрация. Он баллотировался против слабого соперника, который не воспринимал его всерьез, и в любом случае Трамп не победил в народном голосовании. Когда четыре года спустя Байден занял Белый дом, казалось, что все вернулось на круги своя после катастрофического президентства на один срок.
▪️После голосования во вторник теперь кажется, что именно президентство Байдена было аномалией, а Трамп открывает новую эру в политике США и, возможно, в мире в целом.
▪️Американцы голосовали, прекрасно понимая, кто такой Трамп и что он собой представляет. Он не только набрал большинство голосов и, по прогнозам, одержал победу во всех колеблющихся штатах, но республиканцы вновь заняли Сенат и, похоже, удержат Палату представителей. Учитывая их доминирующее положение в Верховном суде, теперь они намерены взять в свои руки все основные ветви власти.
▪️Но что лежит в основе этого нового этапа американской истории?
▪️Классический либерализм - это доктрина, построенная на уважении равного достоинства людей через верховенство закона, который защищает их права, и через конституционные ограничения на способность государства вмешиваться в эти права.
▪️Но за последние полвека этот базовый импульс претерпел два серьезных искажения. Первое - это рост "неолиберализма", экономической доктрины, которая освятила рынки и уменьшила способность правительств защищать тех, кто пострадал от экономических изменений. Мир в целом стал намного богаче, в то время как рабочий класс потерял работу и возможности. Власть переместилась из мест, где изначально происходила промышленная революция, в Азию и другие части развивающегося мира.
▪️Вторым искажением стал рост политики идентичности или того, что можно назвать "проснувшимся либерализмом", в котором прогрессивная забота о рабочем классе была заменена целевой защитой более узкого круга маргинальных групп: расовых меньшинств, иммигрантов, сексуальных меньшинств и т.п.
▪️Государственная власть все чаще использовалась не для обеспечения беспристрастной справедливости, а для достижения конкретных социальных результатов для этих групп.
▪️Дональд Трамп не только хочет свернуть неолиберализм и пробудившийся либерализм, но и представляет собой серьезную угрозу для самого классического либерализма. Эта угроза видна по целому ряду политических вопросов. Новое президентство Трампа не будет похоже на его первый срок.
▪️На данный момент реальный вопрос заключается не в злонамеренности его стремлений, а в способности реально осуществить то, чем он угрожает.
▪️Многие избиратели просто не воспринимают его риторику всерьез, а основные республиканцы утверждают, что система сдержек и противовесов американской системы не позволит ему сделать худшее, на что он способен. Это ошибка: мы должны очень серьезно отнестись к его заявленным намерениям.
▪️Трамп - самопровозглашенный протекционист, который говорит, что "тариф" - это самое красивое слово в английском языке. Он предложил ввести 10 или 20-процентные тарифы на все товары, произведенные за рубежом, как друзьями, так и врагами, и для этого ему не нужны полномочия Конгресса.
▪️Как отмечают многие экономисты, такой уровень протекционизма будет иметь крайне негативные последствия для инфляции, производительности и занятости. Он будет крайне разрушительным для цепочек поставок. Он открывает возможности для высокого уровня коррупции и фаворитизма, поскольку компании спешат попасть в поле зрения президента.
▪️Тарифы такого уровня повлекут за собой столь же масштабные ответные меры со стороны других стран, создавая ситуацию, при которой торговля (а значит, и доходы) рушатся.
▪️Возможно, Трамп отступит перед лицом этого. Он может отреагировать так, как это сделала бывший президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, подкупив статистическое агентство, сообщающее плохие новости.
▪️Что касается иммиграции, Трамп больше не хочет просто закрыть границу. Он хочет депортировать как можно больше из 11 млн нелегальных иммигрантов, которые уже находятся в стране. С административной точки зрения это настолько масштабная задача, что потребуются годы инвестиций в инфраструктуру, необходимую для ее выполнения - центры содержания под стражей, агентов иммиграционного контроля, суды и так далее.
▪️Это будет иметь разрушительные последствия для целого ряда отраслей, которые зависят от рабочей силы иммигрантов, в частности для строительства и сельского хозяйства.
▪️Кроме того, это вызовет огромные моральные проблемы, поскольку родителей разлучат с их детьми, которые являются гражданами. Это создаст почву для гражданского конфликта, поскольку многие из тех, кто не имеет документов, живут в "синих" юрисдикциях, которые сделают все возможное, чтобы помешать Трампу добиться своего.
▪️Что касается верховенства закона, то в ходе этой кампании Трамп был сосредоточен исключительно на стремлении отомстить за несправедливое преследование, которому, по его мнению, он подвергся со стороны критиков.
▪️Он поклялся использовать систему правосудия для преследования всех - от Лиз Чейни и Джо Байдена до бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов Марка Милли и Барака Обамы. Он хочет заставить замолчать критические СМИ, лишая их лицензий или налагая штрафы.
▪️Будет ли у Трампа возможность сделать что-либо из этого, неизвестно. Судебная система была одним из самых стойких барьеров на пути его эксцессов во время первого срока. Но республиканцы постоянно работают над тем, чтобы внедрить в систему сочувствующих судей, таких как судья Эйлин Кэннон во Флориде, которая прекратила дело против Трампа о секретных документах.
▪️Некоторые из самых важных изменений произойдут во внешней политике и в характере международного порядка.
▪️Украина, безусловно, является самым большим проигравшим. Ее военная борьба с Россией ослабла еще до выборов, и Трамп может заставить Киев согласиться на условия России, удерживая оружие, как это делала республиканская Палата представителей в течение шести месяцев прошлой зимой.
▪️Трамп в частном порядке пригрозил выйти из НАТО, но даже если он этого не сделает, он может серьезно ослабить альянс, не выполнив гарантии взаимной обороны по статье 5.
▪️В Европе нет чемпионов, которые могли бы занять место Америки в качестве лидера альянса, поэтому его будущая способность противостоять России и Китаю находится под большим вопросом. Напротив, победа Трампа вдохновит других европейских популистов, таких как "Альтернатива для Германии" и "Национальное объединение" во Франции.
▪️До выборов критики, включая Камалу Харрис, обвиняли Трампа в фашизме. Это было ошибочно, поскольку он не собирался устанавливать в США тоталитарный режим. Скорее, произойдет постепенное разрушение либеральных институтов, как это случилось в Венгрии после возвращения к власти Виктора Орбана в 2010 году.
Читайте также
▪️Этот распад уже начался, и Трамп нанес значительный ущерб. Он углубил и без того значительную поляризацию в обществе и превратил США из общества с высоким уровнем доверия в общество с низким уровнем доверия; он демонизировал правительство и ослабил веру в то, что оно представляет коллективные интересы американцев; он огрубил политическую риторику и дал разрешение на открытое выражение фанатизма и женоненавистничества; он убедил большинство республиканцев, что его предшественник был нелегитимным президентом, который украл выборы 2020 года.
▪️Масштабность победы республиканцев - от президентского кресла до Сената и, вероятно, Палаты представителей - будет истолкована как мощный политический мандат, подтверждающий эти идеи и позволяющий Трампу действовать так, как ему заблагорассудится. Мы можем только надеяться, что некоторые из оставшихся институциональных ограждений останутся на месте, когда он вступит в должность.