Выясняются новые подробности чудовищного скандала, разразившегося в канцелярии премьер-министра Биньямина Нетаниягу. По делу об утечке секретных документов арестованы несколько подозреваемых.
Главный подозреваемый был пресс-секретарем в канцелярии премьер-министра и получил доступ к государственным секретам в нарушение всех правил. Вероятно, именно он слил зарубежным СМИ секретные документы, добытые разведкой ЦАХАЛа. При этом в них, по подозрениям, были внесены правки. Вечером 3 ноября суд разрешил к публикации его имя, это Эли (Элиэзер) Фельдштейн.
Утечка, судя по всему, должна была помочь попыткам Нетаниягу сорвать сделку с ХАМАСом по освобождению заложников. Фальсифицированные документы поддерживали версию премьер-министра о том, что это якобы ХАМАС отказывается от сделки, в то время как Израиль к ней готов.
Журналист Ронен Бергман описывает эту операцию так: "Обширная, злонамеренная, скоординированная и очень изощренная операция влияния, призванная использовать изощренную и фальсифицированную утечку документов, чтобы объяснить, почему похищенные не вернулись домой".
И целью этой операции в "психологической войне" были граждане Израиля.
В условиях строгой секретности
Расследование по этому делу началось в сентябре 2024 года. 21 октября в мировом суде Ришон-ле-Циона в условиях строжайшей секретности состоялось слушание, где полиция и ШАБАК запросили ордера на арест подозреваемых.
Эден Массали, следователь из подразделения "ЛАХАВ-433" израильской полиции, запросил и получил очень строгий ордер о неразглашении информации по этому делу. В прошлую пятницу, 1 ноября, суд по запросу СМИ немного смягчил его. Но имена многих подозреваемых все равно запрещены к публикации.
Судья Менахем Мизрахи, который частично снял запрет на разглашение информации, сообщил, что следствие ведут ШАБАК, полиция и армия. Силовые ведомства уверены, что утечка информации нанесла ущерб достижению военных целей Израиля.
Что разрешено публиковать?
Было арестовано 4 человека. Один из них, главный подозреваемый, гражданское лицо. Это пресс-секретарь и советник, близкий к чете Нетаниягу - Эли Фельдштейн. Ранее в соцсетях называли и другое имя возможного подозреваемого - оно не подтвердилось.
Главное подозрение заключается в том, что Фельдштейн незаконно изъял из архива военной разведки строго секретные документы. Затем они попали в международные СМИ в таком виде, который служил целям премьер-министра. Документам была дана манипулятивная интерпретация.
Три критически важных момента этого дела: передача секретной информации в нарушение закона, риск для ее источников и разведывательных возможностей Израиля и препятствование достижению заявленной цели войны - возвращению похищенных.
Если задержанные будут признаны виновными, им предстоит провести в тюрьме долгие годы, сказал ynet высокопоставленный чиновник, знакомый с деталями расследования. Некоторые из инкриминируемых им преступлений караются тюремным сроком до 15 лет.
Источник, хорошо знакомый с ходом расследования, описал ситуацию так: "Это очень серьезное дело. С точки зрения безопасности - здесь есть серьезная опасность раскрытия методов работы израильской разведки. Но проблема еще и в том, что расследование похоже, выявило организацию, которая тайно занимается дезинформацией, направленной на граждан государства Израиль, сознательно скрываясь от системы безопасности и разведывательного сообщества".
Документы, "слитые" подозрительно вовремя
Эта история началась в первой половине сентября 2024 года. 31 августа в секторе Газа военные обнаружили тела шести молодых заложников, расстрелянных террористами. Боевики ХАМАСа убили их, поняв, что к туннелю, где держали похищенных, приближаются силы ЦАХАЛа. Минимум двое из этих заложников относились к "гуманитарной" категории и должны были вернуться в Израиль на первом же этапе сделки с ХАМАСом.
Общество ужаснулось. На правительство снова начали давить, требуя возобновить переговоры по сделке с ХАМАСом.
И тогда, один за другим, два зарубежных издания опубликовали два странных документа, слитых источником в Израиле.
5 сентября старейшее еврейское издание Великобритании - The Jewish Cronicle, опубликовало статью на основе документа, в котором якобы говорилось, что лидер ХАМАСа Яхъя Синуар намеревался переправить заложников-израильтян через туннели под Филадельфийским коридором на Синай, а оттуда в Иран.
Об этом документе рассказал корреспондент The Jewish Cronicle Илан Перри. Это сообщение сразу вызвало недоумение у многих экспертов. Оно звучало на удивление в унисон с заявлениями Нетаниягу об исключительной важности Филадельфийского коридора. Но оставалось неясным, почему Синуар, если у него было такое намерение, не переправил заложников в Иран за все прошедшие 11 месяцев войны.
Тем не менее, сообщение подхватили многие израильские СМИ. Однако затем The Jewish Cronicle перепроверила публикацию и удалила ее. Вслед за этой статьей были удалены и другие материалы Перри. Потом выяснилось, что он к тому же подделал свой послужной список - и издание уволило его.
ynet Ронен Бергман пишет: "Подобного документа никогда не было в руках "Хроники", или в руках ЦАХАЛа, и нет никаких оснований утверждать, что такой документ вообще существовал".
На следующий день, 6 сентября, немецкая газета Bild опубликовала статью по документу, якобы изъятому израильскими военными из личного компьютера Яхъи Синуара. В документе описывалась стратегия ХАМАСа на непрямых переговорах с Израилем.
Содержание "слитого" документа подтверждало заявления Биньямина Нетаниягу о том, что ХАМАС не интересован в сделке по освобождению заложников и нацелен лишь на затягивание переговоров и углубление раскола в израильском обществе.
В документе было сказано, что ХАМАС должен муссировать заявления, согласно которым ответственность за провал переговоров несет исключительно Израиль.
"Послание ХАМАСа средствам массовой информации должно заключаться в том, что Израиль отверг сделку, предложенную США", - цитировал Bild "документ Синуара".
Сам документ в статье не был показан, но сообщалось, что его содержание было официально подтверждено Армией обороны Израиля. Статью написал заместитель редактора Bild Пол Ронцхаймер. С начала войны он несколько раз посещал Израиль и дважды брал интервью у Нетаниягу.
Bild напрямую не утверждал, что документ был написан Синуаром лично. Однако из заголовка следовало, что это был именно его план.
Но потом источники в ЦАХАЛе заявили журналистам "Кан", что опубликованный в Bild документ - это вовсе не "документ Синуара". Он вообще не исходил от верхушки группировки - это была лекция младшего командира ХАМАСа.
При этом с текстом документа были произведены "некоторые манипуляции". Плюс само издание Bild, как выяснилось, вырвало часть фраз из контекста.
Отдельно от израильских коллег статью в Bild проверила команда CheckNews - подразделение по проверке фактов влиятельной французской газеты Liberation. Она сравнила публикацию в Bild с исходным документом ХАМАСа. Вот главные выводы: первое - документ, опубликованный в Bild, исходил не от Синуара - вопреки тому, что написало в кричащем заголовке немецкое издание.
Второе - публикация в Bild "имела тенденцию вырывать цитаты из контекста, чтобы показать, что ХАМАС "не заинтересован в быстром прекращении войны".
Вопреки тому, что было сказано в статье, на практике в документе говорилось совершенно иное. В том числе, там упоминалось, что "военная разведка ХАМАС рекомендовала принять апрельский проект соглашения с Израилем, чтобы ХАМАС не считался стороной, блокирующей сделку".
Частичные цитаты были верны, что свидетельствует о том, что сотрудники Bild действительно получили секретный документ. Тем не менее, в итоговой статье его смысл, содержание и происхождение были представлены в искаженном виде. Вплоть до того, что текст противоречил замыслу документа, представлявшего, по меркам ХАМАСа, весьма примирительную позицию.
Представитель ЦАХАЛа тогда официально заявил: "Документ, опубликованный в газете Bild, был обнаружен около пяти месяцев назад. Это старый документ, написанный по рекомендациям средних чинов в ХАМАСе, а не самого Синуара".
Однако подобные документы вообще не должны были покидать архивы военной разведки без разрешения командования. Возможно, этот документ не был просто обнаружен армией в одном из туннелей, а попал к ЦАХАЛу более сложным путем. В таком случае сама его публикация поставила под угрозу источники и способы получения этой информации.
Армия заявила, что утечка - это очень серьезное преступление, и начала расследование вместе с ШАБАКом и полицией.
Еще один, дополнительный эпизод расследования связан с более поздним событием - тем, что случилось в ночь на 1 октября. Тогда в соцсетях появились фотографии израильских самолетов, летевших бомбить Иран. Это произошло, когда самолеты еще были в воздухе. Утечка секретной информации поставила под угрозу пилотов и саму операцию, пишет ynet.
Я не я и утечка не моя?
Как выяснили израильские СМИ, в последние полтора года главный подозреваемый, Эли Фельдштейн, был консультантом Нетаниягу и участвовал в секретных обсуждениях на самом высоком уровне.
Но самое скандальное при этом - то, что он, как сообщается провалил проверку безопасности для доступа к секретной информации. В частности, он не прошел тест на детекторе лжи, и ШАБАК запретил ему вход на секретные совещания и в закрытые зоны. В том числе ему полностью был запрещен вход в так называемый "аквариум" - самое "сердце" офиса премьер-министра.
Тем не менее, подозреваемый участвовал в самых секретных встречах, пишет ynet. Он присоединялся к премьер-министру в поездках на его машине во время проведения в ней секретных переговоров. Он сопровождал Нетаниягу во время полетов на вертолете и на совещаниях по оценке ситуации с разведывательным сообществом. Не имея доступа, он получал для ознакомления секретные протоколы заседаний военного кабинета и присутствовал на конфиденциальных переговорах, в том числе с американцами.
На минувших выходных канцелярия премьер-министра поспешила отмежеваться от Фельдштейна. В офисе Нетаниягу заявили, что подозреваемый не работал в канцелярии, и что никто из ее сотрудников не был арестован и не подвергался расследованию.
Близкий к подозреваемому человек в ответ возмущенно заявил 12-му каналу ИТВ: "Он работал на Нетаниягу и был консультантом в течение последних полутора лет. Он посвятил всю свою жизнь премьер-министру и был готов жизнью ради него рискнуть".
"Вдруг в один момент этот скандал раскрылся - и Нетаниягу бросил его на растерзание, солгав что тот не работал на него, - продолжил родственник подозреваемого. - Но он не только работал на Биби. Он был в офисе [Нетаниягу] каждый день, присутствовал на консультациях по безопасности и ездил с кортежем премьер-министра. Нетаниягу звонил ему лично каждый день, отправлял его на задания и консультировался с ним".
По данным СМИ, Фельдштейн ушел со своей должности и перестал быть штатным сотрудником офиса, но продолжил представлять интересы Нетаниягу по деликатным вопросам в сфере безопасности. 12-й канал ИТВ сообщает, что он "с 1 апреля перестал получать зарплату от канцелярии премьер-министра".
"Подозреваемый, как известно десяткам журналистов, которые были с ним в контакте, включился в работу канцелярии премьер-министра в первые дни после начала войны. Он появляется на многих фотографиях рядом с Нетаниягу, особенно во время визитов премьер-министра в армию.
Если он официально не был там трудоустроен, то это только потому, что он не прошел проверку для допуска к секретной информации", - свидетельствует журналист "Хаарец" Амос Харель.
Вопросы без ответов
Если канцелярия премьер-министра говорит правду о том, что арестованный в ней не работал, то как ему позволили подобраться так близко к премьер-министру Израиля - одному из самых охраняемых людей в мире, задается вопросом Ронен Бергман.
Два других вопроса еще серьезнее. Один из них - насколько раскрытие секретной информации навредит разведывательным возможностям Израиля.
"Слова "риск для безопасности государства" - это еще слишком мягкое выражение", - заявил в комментарии ynet человек, знакомый с тем, как канцелярии премьер-министра обращаются с секретными документами, и не только в связи с этим делом.
"Документы, извлеченные из хранилищ военного секретариата и содержащие самые сокровенные тайны Израиля, бесконтрольно циркулируют в бесчисленных местах. Кто-то сделал из госбезопасности проходной двор. Удивительно, с каким пренебрежением они относятся к важнейшим для всех нас вопросам безопасности", - добавил тот же источник.
И наконец, самый серьезный вопрос. Зачем была организована компания по дезинформации собственных граждан?
"Высший приоритет офиса премьер-министра - не освобождение похищенных и не окончание войны, а сохранение существующего правительства и попытки переломить ситуацию в глазах общественности. Они пытаются заставить исчезнуть ужасы 7 октября, чтобы держаться как можно дальше от создания государственной следственной комиссии, одновременно сохраняя коалицию и проводя кампанию против досрочных выборов", - сказал ynet человек, знакомый с деятельностью офиса премьер-министра.
Двойная проблема Нетаниягу
"Ясно, что Биби хочет спасти похищенных. Если бы он мог освободить заложников небольшой ценой, без ущерба для своей главной цели - он, конечно, так бы и сделал. Но у Нетаниягу есть гораздо более высокие приоритеты. Его партнеры сообщили ему, что, если он пойдет на сделку, они развалят коалицию. И он сам боится сделки, которая может привести к досрочным выборам и созданию государственной следственной комиссии.
"Перед Нетаниягу стоит двойная проблема. Он не может рассказать общественности правду о том, почему он выступает против сделки. Он также не может рассказать о том, что в начале июля две стороны были очень, очень близки к сделке, - добавил источник. - Поэтому его окружение проводит кампании психологической инженерии. Некоторые из них осуществляются из-за границы - но все они направлены вовнутрь, на общественность в Израиле. Они изобретают надуманные причины [объясняющие, почему сделка с ХАМАСОм невозможна], звучащие хорошо и легитимно - и проталкивают их с помощью мошеннических методов".
"Если вы хотите коротко подвести итог происходящего, то вот он, - резюмировал в беседе с ynet высокопоставленный источник в военно-разведывательной сфере, хорошо знакомый с делом о секретных документах. - Горстка людей прячется в темноте, плетет заговоры, задействует агентов в ЦАХАЛе, разбазаривает секреты и подвергает опасности методы и источники разведки, подделывает документы, кормит СМИ дезинформацией - и все для того, чтобы сорвать сделку с похищенными".
"Как эти люди живут себе спокойно дальше? Как они смотрятся в зеркало? Что говорят себе по утрам?", - добавил он.
Другой собеседник ynet подчеркнул: "Они не только предали заложников. Они также предали армию, они шпионили, саботировали, лгали и совершили бесчисленное количество уголовных преступлений".
Ронен Бергман, автор расследования об утечке, утверждает, что все эти кампании дезинформации остановили переговорный процесс в момент, когда сделка была наиболее вероятной.
"Израильская общественное мнение стало вынужденной жертвой продолжающейся кампании лжи и манипуляций, которые исказили понимание происходящего и стали настоящим издевательством над семьями заложников, - пишет он. - Правительство приложило огромные усилия, чтобы скрыть от общественности факты. В момент, когда переговоры были близки к завершению, Нетаньяху придумал так называемое "письмо с разъяснениями", которое высокопоставленный член переговорной группы назвал "кровавым письмом". Оно мало что прояснило, но многое разрушило - и добавило ряд препятствий и обременений, которые сделали достижение сделки невозможным".
"Чтобы не допустить этого, чтобы не было голосования о сделке и коалиция не пошатнулась бы из-за позиции крайних партий, люди Нетаниягу сидели дни и ночи и создавали фейки о Филадельфийском коридоре. - Они находили документы, которые можно было подделать или исказить, чтобы доказать то, что им было нужно, и сливали все это журналистам", - подчеркивает Бергман.
"Эти люди, возможно, предстанут перед судом из-за ущерба безопасности, нанесённого самим фактом их деятельности и утечкой документов. Но нельзя забывать о страшной вине каждого, кто стал соучастником этой мерзости. Они виновны в том, что сделки нет, и заложники умерли и продолжают умирать в Газе", - резюмирует Бергман.
Как они теперь будут защищаться
В канцелярии премьер-министра заявили в прошлый четверг: "Премьер-министр Нетаниягу не зря потребовал немедленной отмены запрета на публикацию данных расследования, поскольку секретность направлена на то, чтобы очернить его офис".
"Хотя в канцелярии премьер-министра не было никаких утечек, на самом деле в СМИ Израиля и за рубежом были опубликованы десятки утечек, раскрывающих подробности переговоров о возвращении похищенных, секретных встреч в кабинете министров и других форумов - и это без какого-либо расследования", - добавили в канцелярии Нетаниягу.
Ронен Бергман считает, что сейчас "ядовитая машина пропаганды" Нетаниягу выберет примерно такую линию защиты, как вырисовывается в этом комментарии. Она будет упирать на то, что утечки секретных документов якобы происходят каждый день. И снова попытается переложить вину… на ЦАХАЛ.
Бергман напоминает, как на днях министр связи Шломо Караи ни с того ни с сего направил резкое письмо с обвинениями главному военному цензору - бригадному генералу Коби Мандельблиту. Перед этим между ними не было ни конфликта, ни даже резкого обмена мнениями. И вдруг Караи обвинил военную цензуру ни много ни мало - в том, что та якобы запрещает публикацию данных одним журналистам (подразумеваются репортеры правых изданий) - и сливает информацию другим.
Читайте также
"В некоторых случаях информация, публикация которой была запрещена одним СМИ, вскоре после этого была передана представителем ЦАХАЛа эксклюзивно другим СМИ. В других случаях - информация, которую журналист хотел опубликовать, в итоге была запрещена к публикации на несколько месяцев; и в конце была обнародована пресс-секретарем ЦАХАЛа для общего распространения", - написал Караи.
Вначале в военной цензуре не поняли, откуда взялись эти претензии. Но затем кто-то вспомнил о секретном расследовании, фигурантом которого стал соратник Нетаниягу. И все встало на свои места.
На самом деле, Караи пытается внедрить в массы следующий месседж. То, что военная цензура называет секретным, на самом деле не является тайной, и все это одна большая дискриминация. Репортерам правых изданий военные говорят об информации или документе, что они засекречены, только для того, чтобы передать эту информацию журналистам левых изданий. А значит, если кто-то передал журналистам секретный документ - то он не сделал ничего плохого, и все равно в итоге виноваты военные, ШАБАК и другие силовики. Но только не окружение Нетаниягу.
Это, конечно, ложь, но тайминг, момент, в который она озвучена, выдает Караи с головой. Его письмо - предвестник тонкой и изощренной пропагандистской компании, которую нам еще лишь предстоит увидеть. Ее целью будет оправдать неоправдываемое, объяснить необъяснимое. Разорвать неразрывную связь между чудовищным скандалом и офисом Нетаниягу. И как обычно - привести к тому, что во всем виноваты СМИ и левые.