Сегодняшняя война - это прокси-война. Классических войн "государство против государства", которые человечество вело от Троянской (1300 г. до н. э.) до Второй мировой войны, больше нет. Последняя война двух государств случилась в конце 1980 гг., когда Ирак напал на Иран: та резня обошлась в миллион жизней.
Модель классической войны начала разваливаться сразу после 1945 года. С тех пор как окончилась Вторая мировая война, друг на друга нападают не великие державы, а их сателлиты. Их войска сражаются на фронте, а великие державы снабжают их оружием и боеприпасами. Сателлиты, конечно, воюют за собственные интересы - но одновременно и за интересы старших.
Правило: никакой прямой конфронтации, кровавым делом занимаются другие. Сегодняшние Украина и Ближний Восток еще раз подтверждают: войны идут по новой модели.
Почему? Ответ очевиден: ядерная бомба. В свете ядерной угрозы старые законы войны не работают. Потому что действует новый закон: развязавший ядерную войну не может победить, он просто погибает следующим. Со времен Хиросимы ни одна ядерная держава не нападала на другую ядерную державу - из-за угрозы полного уничтожения.
Оглянемся. Америка воевала будто бы против КНДР и Северного Вьетнама, но на самом деле ее противниками были СССР и Китай. И в Афганистане, и в Ираке войны велись во имя "экспорта демократии"; а настоящей целью был контроль над Ближним Востоком; этой цели великие державы добиваются со времен Александра Македонского. Того же хотел и СССР, когда вторгся в Афганистан в 1979 году - но столкнулся с противодействием США, которые вооружали афганских, пока Москва не ушла. Ядерное табу действовало и в Восточной Европе, где СССР трижды осуществлял "гармонизацию" Варшавского договора: в ГДР, Венгрии, Чехословакии.
Запад возмущался, но и пальцем не пошевелил: сферы влияния.
Настоящее испытание на прочность
Прокси-война - новая норма и в Украине, и на Ближнем Востоке. Главный вопрос: правильно ли Запад, особенно США, оценивает нынешние противостояния.
В Украине тактика противоречивая. Запад вроде и деньги дает, и вооружения поставляет - но запрещает Украине использовать их для ударов по РФ, хотя путинские ракеты беспрепятственно летают над Украиной, сея разрушения и смерть. Но ведь первое, чему учат курсантов в академии: нападение - это оборона, обороняющаяся сторона просто обязана поражать плацдармы и линии снабжения противника.
Вместо этого мы слышим мантру: "переговоры". Хорошо, что Путин не проявляет к ним никакого интереса, иначе можно было бы уже говорить о "капитуляции": потере суверенитета Украины над частью ее территорий. Плохой опыт уже есть - так называемые Минские соглашения 2015 года, после первого прокси-вторжения России в Украину. Договоренности, включавшие прекращение огня, вывод тяжелого вооружения из зоны конфликта и свободные выборы в оккупированном Донбассе - были нарушены всего через три дня, когда РФ воспользовалась передышкой и начала новую атаку. А теперь идет полномасштабное наступление против всей Украины.
Победа русского империализма не может отвечать интересам западного лагеря. И не обязательно вспоминать Клаузевица, чтобы предвидеть последствия этой победы. Российская армия приближается к польской границе, то есть к восточной границе НАТО.
Новые члены НАТО Финляндия и Швеция правильно интерпретируют ситуацию. Уступки только разжигают аппетит агрессора. Англия пожертвовала Чехословакией в 1938 году - и говорила, что принесла прочный мир Европе. Кто сегодня выступит в роли Чехословакии? Страны Балтии, где через русские меньшинства ведется подрывная деятельность? Или Молдова, где РФ готова захватить власть через своих марионеток? Чтобы Польша оказалась под угрозой, не нужен Адольф Г. - достаточно типичных амбиций бывшей великой державы, которую никто не сдерживает.
Излишне повторять, как Путин мечтает о возрождении империи. Украина ведет прокси-войну и за себя, и за НАТО. Если Украина проиграет, альянс пожалеет об этом. Но в "лагере мира" считают, будто аппетит у России не разгорается по мере завоеваний. "Только не раздражайте прожорливого медведя", как бы говорят они. Но медведь прогрызет себе дорогу до Киева, если ему не противостоять.
А в 2000 км на юг от Киева находится Тель-Авив, столица Израиля. Эта страна 7 октября 2023 года стала жертвой ужасной агрессии - в кровавой бойне погибло более 1200 человек. Но именно эта страна, жертва, получила плохую репутацию в прессе: виноват, оказывается, тот, кто нанесет ответный удар.
В западных юридических фирмах лозунг: "Прекращение огня немедленно!" - как будто это не просто обещание перерыва в битве, которая продолжается уже не первую тысячу лет.
Как и в случае с Украиной, речь идет о стратегических императивах, которые далеко выходят за пределы территории между Бейрутом и сектором Газа. Еврейское государство стало региональной сверхдержавой; оно может собрать больше солдат и офицеров, они будут лучше обучены и у них будет более продвинутое оружие, чем у Франции или Германии. Но Израиль ведет опосредованную войну против агрессивного Ирана, хотя выглядит это как война против иранских сателлитов, трех Х: ХАМАСа, "Хизбаллы" и хуситов.
Символизм вместо самоубийства
Муллакратия справедливо не осмеливается напрямую атаковать Израиль, обладающий ядерным оружием. В лучшем случае - символически, как в апреле и сентябре, ракетами, которые Израиль смог обезвредить левой рукой, и Тегеран это заранее знал - символизм, а не самоубийство.
Но вернемся к сути: имперским амбициям иранской теократии.
Реальное их владычество простирается от Газы и Бейрута до Персидского залива и Красного моря, где, как говорят, хуситы режут артерию мировой торговли. У власти Ирана находится долгосрочный конгломерат - со времен ирано-иракской войны 1980 года. Ханжеские иранские "революционеры" создали крепость в районе Средиземного моря, протянули щупальца в сектор Газа и в Бейрут, проникли в Ирак и в некоторые районы Сирии.
Тегеран также использует в качестве представителей Стражей исламской революции и иностранные силы аль-Кудс, зарекомендовавшие себя в Ливане и Сирии. На большом Ближнем Востоке, помимо трех Х, Иран вооружает и обучает сторонников на Западном берегу реки Иордан, в Ираке и Афганистане. Вместе они составляют острие Тегерана на всей ближневосточной арене.
Игра за власть направлена не на справедливость для палестинцев, а на доминирование. Уничтожение Израиля, вечное желание аятолл, - всего лишь временная цель. Чтобы победить Израиль, материковый меч Америки, единственного надежного союзника, необходимо победить главного врага, "Великого Сатану" - и уже тогда сместить американского "смотрителя" на Ближнем Востоке.
Признает ли сверхдержава эту очевидную долгосрочную стратегию? Абстрактно - конечно. Но в повседневной практике преобладает та же двойственность, что и в Европе. Да, Америка поставляет 2000-фунтовые бомбы, которые уничтожили руководство "Хизбаллы". Спецслужбы делятся секретными данными, а Джо Байден подтверждает право Израиля на самооборону. Но замешательство стало ощутимым после ракетной атаки в сентябре.
Шатающаяся Европа
Байден запретил нападения на иранские ядерные центры - а потом заявил было, что нападения на нефтяные месторождения допустимы. Цены на нефть в случае такой атаки немедленно взлетят до небес, что пойдет на пользу Дональду Трампу в предвыборной кампании. И Байден сделал разворот: нефтяные месторождения и трубопроводы - табу. Тревожный вопрос: может ли в Белом доме появиться человек, который будет принимать правильные решения?
Замены президенту США нет, особенно в ЕС. Месье Макрон переливается всеми цветами, но хотя бы в сторону Украины. Британцы колеблются взад и вперед и даже ввели частичное эмбарго на поставки оружия, потому что премьер-министру Стармеру приходится держать в страхе антиизраильское левое крыло своей партии. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок вывела себя из игры в ООН, когда воздержалась при голосовании за немедленное прекращение огня. Прекращение огня дало бы ХАМАСу спасательный круг. Иерусалим обойдется без этого "честного посредника".
На Украине, где Россия продолжает развивать вторжение, президент Зеленский начинает колебаться. Израиль - в лучшем положении, потому что контролирует ситуацию. У него есть варианты - хотя бы нанести болезненный удар по Ирану, например, по нефтяному терминалу на острове Харг, на который приходится 90% экспорта нефти. Или: ВВС Израиля атакуют бункерные ядерные объекты. Непросто, но выполнимо. Муллакратия знает, что именно 2000-фунтовые бомбы сделали с руководством "Хизбаллы" в их бетонных бункерах.
За пределами спекуляций всегда скрывается фундаментальный вопрос: кто и что получит в Европе и на Ближнем Востоке? Путин снова на подъеме, значит, помощь Украине должна быть удвоена. Израиль проделал отличную подготовку. Он пытается уничтожить ХАМАС и продолжает бороться с "Хизбаллой". Иранское "огненное кольцо" вокруг еврейского государства разорвано. Оно не должно снова сомкнуться, и Тегеран знает, что его ждет. Утешение для остального мира: оба противника мудро уклоняются от полномасштабной войны. Государства могут быть безумными, но они не глупы.
Читайте также
Беда в том, что Запад помогает лишь половиной своих сил. Хотя его стратегические интересы требуют сдерживания вторгающихся держав, и России, и Ирана. Архитектор "сдерживания" в холодной войне Джордж Кеннан указал на первоначальную проблему того времени: Америка, демократические страны напоминали "доисторического монстра-динозавра", который "комфортно катается в грязи" вместо того, чтобы проверять, как "его интересы нарушаются".
Было бы разумно признать угрозу раньше. Этот принцип до сих пор применим к Европе и Ближнему Востоку: "долгосрочное, терпеливое и бдительное сдерживание".
В свете ядерной угрозы не может быть лучшего рецепта.
Йозеф Иоффе, немецкий публицист, бывший преподаватель политологии в Гарвардском, Стэнфордском университетах и университете Джонса Хопкинса