Хасан Насралла и другие высокопоставленные лидеры "Хизбаллы" погибли, когда 27 сентября собрались в бункере на глубине около 20 метров в оживленном рабочем районе на юге Бейрута, пишут журналисты Wall Street Journal Джаред Малсин, Саммер Саид, Адам Шамседдин и Анат Пелед. Серия израильских атак ликвидировала целый ряд высокопоставленных лидеров ливанской военизированной группировки, взорвала ее электронные устройства и уничтожила часть обширного арсенала ракет. По сведениям лиц, знакомых с информацией о "Хизбалле", некоторые командиры в ходе этой встречи планировали выразить свое разочарование тем, что Иран удерживает их от более жесткого ответа на израильские атаки.
Ближе к вечеру город сотрясли взрывы.
Израильские ВВС нанесли удар по бункеру, сбросив около 80 тонн бомб.
По словам высокопоставленного израильского военного чиновника, они произвели серию рассчитанных по времени цепочек взрывов, сумевших достичь подземного бункера.
Когда все закончилось, над Бейрутом поднимался столб оранжевого дыма. А Хасан Насралла, свирепый и харизматичный исламист, возглавлявший "Хизбаллу" более трех десятилетий, был мертв.
Его смерть создала вакуум во главе наилучшим образом вооруженной негосударственной военизированной группировки в мире, которая в США признана террористической организацией. Это было знаковое событие для Ближнего Востока. Удар увенчал серию ликвидаций, совершенных Израилем, в результате которых было уничтожено почти целое поколение лидеров "Хизбаллы", что привело в полное замешательство наиболее ценного союзника Ирана в регионе.
Убийство Насраллы показало, что израильские лидеры готовы нарушать "красные линии", ранее определявшие вялотекущий конфликт страны с "Хизбаллой", дабы обеспечить свою безопасность.
Израиль, который нанес более 2000 авиаударов по Ливану за последние дни, заявил: его военная кампания направлена на прекращение атак "Хизбаллы" на север Израиля, вынудивших десятки тысяч израильтян эвакуироваться из своих домов. По данным ливанского министерства здравоохранения, в результате этих ударов погибло более 700 человек.
"То, что Израиль делает этой кампанией против "Хизбаллы", открывает дверь в новую эру, в которой влияние Ирана на Ближнем Востоке будет значительно ослаблено", — заявляет директор Института Ближнего Востока SOAS, аналитического центра в Лондоне, Лина Хатиб.
Оперативное планирование Израилем удара 27 сентября началось несколько месяцев назад, когда военные определили, как можно добраться до подземного бункера на юге Бейрута серией рассчитанных по времени взрывов, каждый из которых прокладывал путь для последующего. Атака стала одним из крупнейших одиночных авиаударов по большому городу в новейшей истории.
По словам человека, осведомленного в этом вопросе, израильтяне начали серьезно обсуждать возможность убийства Насраллы в самые последние дни. Израильские чиновники сообщили: точное время удара было выбрано после того как разведка узнала о предстоящей встрече за несколько часов до ее проведения.
"У нас были разведданные в реальном времени, что Насралла будет встречаться со множеством высокопоставленных террористов", — заявляет пресс-секретарь ЦАХАЛа Надав Шошани.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу находился в это время в Нью-Йорке на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций. Именно 27 сентября он выступал с вызывающей речью перед практически пустым залом, после того как многие делегаты покинули помещение. "Мы не допустим, чтобы армия террористов обосновалась на нашей северной границе и могла устроить еще одну бойню в стиле 7 октября", — заявил он.
Через час после атаки его офис опубликовал фотографию, на которой он разговаривает по телефону в Нью-Йорке, давая "зеленый свет" авиаудару.
В Вашингтоне этот удар был встречен с разочарованием со стороны высших чинов в администрации Байдена после того, как в течение нескольких дней США пытались возобновить переговоры о прекращении огня как в секторе Газа, так и в Ливане. Ранее Нетаниягу поставил под сомнение инициативу по прекращению огня, заявленную американцами и французами.
Американские чиновники сообщили, что их не проинформировали заранее об ударе. Министр обороны Ллойд Остин выразил обеспокоенность во время телефонного разговора со своим израильским коллегой Йоавом Галантом.
Бейрутский удар повторил один из ключевых аспектов войны в Газе: готовность Израиля использовать тяжелые бомбы для достижения военных целей, включающих убийство высших руководителей ХАМАСа и "Хизбаллы", даже в городских районах, где эти удары рискуют убить множество мирных жителей. Израильские военные провели серию таких ударов в Газе. Так, в июле они использовали восемь 900-килограммовых бомб, чтобы попытаться убить главного военного лидера ХАМАСа.
"Все говорит о том, что Израиль серьезно настроен устранить постоянную угрозу со стороны "Хизбаллы", и они готовы идти на большой риск для достижения цели, — говорит отставной генерал и бывший командующий силами США на Ближнем Востоке Джозеф Вотел. — Мощь удара была рассчитана так, чтобы обеспечить максимальные шансы на успех в ликвидации Насраллы".
Израиль готов брать на себя гораздо более высокие риски гражданских жертв, чем это было в сопоставимых американских атаках на важные цели, заявляют бывшие военные чиновники США. Например, рейды, в ходе которых были убиты Усама бен Ладен и лидер "Исламского государства" Абу Бакр аль-Багдади, проводились группами спецназа на земле в комплексе с авиационной поддержкой, а не авиаударами.
"Они имеют высокую толерантность к экстремальному числу жертв среди гражданского населения, особенно когда речь идет о важных целях, таких как руководство "Хизбаллы" или ХАМАСа", — говорит отставной старший сержант и диспетчер совместных операций по атакам в ВВС США Уэс Брайант.
Жители Бейрута уже несколько месяцев живут в напряжении, наблюдая за эскалацией насилия между "Хизбаллой" и Израилем. Многие в Ливане хорошо помнят разрушения, вызванные последней полномасштабной войной в 2006 году.
В том конфликте израильские военные самолеты бомбили взлетно-посадочные полосы аэропорта Бейрута, а также жилые районы города, продуктовые магазины, заправочные станции и гражданскую инфраструктуру по всей стране.
В последующие годы Ливан пережил экономический кризис, в результате чего оказался на грани статуса несостоявшегося государства, имея совсем немного ресурсов, чтобы выдержать еще одну войну.
В ходе нынешнего конфликта волны израильских авиаударов заставили около 200 тыс. человек бежать на север. Авиаудар, в результате которого погиб Насралла, открыл очередную фазу конфликта, посеял страх и дурные предчувствия среди населения.
После удара израильские военные в социальных сетях опубликовали уведомления, предупреждающие жителей ряда районов южного Бейрута покинуть свои дома. Они использовали одну из своих тактик войны в Газе, когда вытесняли мирных жителей, собираясь нанести удар по ХАМАСу.
Многие люди говорят, что не видели предупреждений. Они просто бежали из южного Бейрута из страха после удара по Насралле. С рюкзаками и пластиковыми пакетами они хлынули в центральный Бейрут, в то время как другие погрузились в машины и направились на север.
Когда взошло солнце, толпы людей собрались на площади Мучеников в центре Бейрута около ливанского парламента, в нескольких шагах от баров и ночных клубов, которые обычно посещает местная элита. Некоторые сидели на пенопластовых ковриках, другие делали палатки из пластика, чтобы укрыться от солнца.
Читайте также
"Земля сотрясалась под нами, — рассказывала 28 сентября 42-летняя Фадла Кассем Шейх, которая сидела вместе со своей семьей на ступенях мечети Мухаммеда аль-Амина на краю площади Мучеников после того, как сбежала из южного Бейрута. — Как они могли сбросить 20 тонн бомб на женщин и детей?"
Абу Мухаммед Мухсин во время авиаудара находился в своем доме — это совсем недалеко от эпицентра взрывов. "Это было не наше решение, оставаться или уходить", — говорит он. И сообщает, что если не сможет вернуться домой в ближайшее время, то тоже разложит матрас на земле и будет здесь спать.
Муса Мурад покинул свой город на юге Ливана еще в начале сентября после того, как услышал, что израильские войска собираются нанести по его городу удар. Сначала он укрылся у родственника, который жил по дороге в аэропорт Бейрута. А 26 сентября переехал в новую квартиру с семьей из семи человек.
Новичок в столице, он едва знал город и понятия не имел, что в этом районе находится штаб-квартира "Хизбаллы". Вечером 27 сентября он вернулся в свою недавно снятую квартиру, чтобы отдохнуть с семьей, после того как отвез сына на онкологическое лечение в местную больницу.
Вскоре здание сотрясла бомбардировка. Муса и вся его семья спешно забрались в машину и поехали на площадь Мучеников. Там они сидели на тротуаре до позднего вечера, глядя на проезжающие автомобили.
"В моей жизни есть теперь час, когда я не могу вспомнить никаких подробностей, — замечает он. — Я просто помню звук и сотрясение земли под ногами".