Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+19
Иерусалим
+24+14

Мнения

А
А

Либерман: "Нетаниягу ведет страну по пути разрушения"

"У меня нет проблем с ультраортодоксальной общественностью. У меня есть проблема с дельцами от религии".

Анна Райва-Барская
13.07.2024
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Либерман утверждает, что коалиция выживает только благодаря тому, что ее члены грабят казну. Он убежден, что Смотрич является антисионистом и уверен, что "фабрика лжи" будет работать против него. Авигдор Либерман приближается к самому важному политическому моменту в жизни, думает о самом высоком посте в Израиле и летит к нему с космической скоростью.

У депутата Кнессета Авигдора Либермана есть много такого, о чем он хочет сказать. Спустя девять месяцев после черной субботы, он остался после - как сам он сказал "самого тяжелого кризиса с момента создания Государства Израиль" - вне правительства и лишенный реальной возможности принимать решения на государственном уровне. Он встревожен ситуацией, он критикует, озвучивает аргументы и делает выводы.

В то же время он находится перед самой важной развилкой в карьере политика, перед неким перекрестком: удастся ли ему создать новую и сильную партию, заполнить образовавшуюся пустоту в право-государственном лагере? И может ли такая сила существенно изменить настроения избирателей?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

"Что мы оставим в наследство нашим детям?" — с тревогой говорит он в специальном интервью, которое мы взяли у него на этой неделе. Он полагает, что, возможно, ему удастся вследствие кризиса впервые за свою долгую и насыщенную событиями карьеру приблизиться к самому высокому посту в Израиле.

"Мы должны изменить направление, это исторический момент", — сказал глава НДИ, подчеркнув последовательность, суть которой он постоянно упоминает в последних заявлениях: Израиль сталкивается с беспрецедентным вызовом с точки зрения безопасности государства. "Угрозы, с которыми мы сталкиваемся, — это экзистенциальные угрозы. Меня мотивирует простое желание увидеть, что страна выходит из этого кризиса".

"И до 7 октября мы держались неверного курса. После 7 октября мы только усугубили ситуацию: этот путь ведет к уничтожению государства. Мы находимся на пути к разрушению Третьего Храма. Я не преувеличиваю и не говорю эти слова с целью получения политической выгоды.

Любой, кто думает, что может изменить ситуацию к лучшему и внести свой вклад, должен это сделать. Нет никаких сомнений в том, что мы переживаем самый серьезный кризис с момента создания государства. Кризис огромных масштабов, затрагивающий политику, безопасность, экономику. Одновременно мы переживаем не менее серьезный кризис всего израильского общества. Он бьет по национальной стойкости. Но каждый кризис - это еще и возможность развития, продвижения вперед, и мы должны этим воспользоваться".

"Нетаниягу совсем не умеет управлять"

На фоне расследований, которые начал проводить ЦАХАЛ, вырисовывается очень тревожная картина относительно действий армии 7 октября. Либерман указывает на премьер-министра Биньямина Нетаниягу. "Он тот, кто взращивал ХАМАС. Именно он освободил Ахмеда Ясина, а затем Ихье Синуара и еще 1026 террористов. Он тот, кто предотвращал точечные ликвидации террористов, тот, кто проводил политику умиротворения ХАМАСа и позволил перевод катарских денег для террористов в секторе Газа".

"Вопрос о катарских деньгах ХАМАСу был решен на продолжительном заседании кабинета 13 ноября 2018 года. Я потребовал предпринять действия для свержения режима ХАМАСа. Но глава Генштаба и премьер-министр приняли решение о прекращении огня. Нетаниягу пояснил это тем, что он проводит политику урегулирования. Я не мог продолжать оставаться министром обороны после таких слов и действий и подал в отставку. С моей точки зрения, как я уже говорил на пресс-конференции, прекращение огня - это капитуляция перед террором. Это - кратковременное затишье, но оно наносит стратегический ущерб национальной безопасности.

Нетаниягу проигнорировал все предупреждения. Несмотря на то, что еще 21 декабря 2016 года я направил ему тщательно подготовленный 11-страничный документ с описанием того, что может произойти. Именно это и произошло позже, 7 октября".

- Но с тех пор сменилось несколько правительств...

- Я думаю, что 7 октября не случилось бы, будь у нас во власти более думающие люди, способные мыслить нестандартно. И когда я смотрю на нынешнюю власть, то вижу, что там просто не с кем посоветоваться, нет тех, кто способен здраво мыслить.

Несмотря на всю критику в адрес "Шестерки" и "Семерки", это были скрытые от посторонних глаз форумы, где присутствовали опытные люди - Нетаниягу, Эхуд Барак, Бенни Бегин, Дан Меридор, Буги, я. Мы все обладали значительным опытом в разных областях. И даже когда мы расходились во мнениях и разгорались серьезные споры, уровень дискуссии был высоким и можно было представить собственную точку зрения. Сегодня ничего такого нет. Нет ни форума, где принимаются решения государственного значения, ни самого ни процесса принятия решений. Даже тогда, когда Нетаниягу действовал вопреки всем ранее данным обещаниям и обязательствам, был очень серьезный уровень обсуждения. То, что принято называть мозговым штурмом. В большинстве случаев я оставался в абсолютном меньшинстве, так как не соглашался с озвученными мнениями, но, по крайней мере, можно было вести дискуссию без обвинений и оскорблений. Сегодня всего этого не существует.

- Я слышала от нескольких членов кабинета, что Нетаниягу больше был управляемым, чем управляющим, и находился под влиянием представителей системы безопасности.

- Нетаниягу не умеет управлять ничем, вне зависимости от того, чем он пытается руководить. Он действительно очень талантливый человек. Он один из лучших, если не лучший, в области мировой политики. Но он совершенно ни на что не годный руководитель, когда дело касается Израиля. Он прекрасный оратор, но эффективность его в качестве руководителя стремится к нулю. И он, к тому же, бесхребетный. Это две его главные проблемы. Пока все идет само по себе нормально, то ничего страшного. Но в кризисные моменты это не работает. И сегодня Государству Израиль жизненно необходим руководитель. Потому что нет системного управления ни в гражданской сфере, ни в сфере безопасности. Все, что движет Нетаниягу, это желание остаться у власти. Еще один день, еще одна неделя, еще один месяц. Вот и все.

"Генштаб до сих пор пребывает в плену ошибочной концепции"

- Как вы объясните тот факт, что даже после событий 7 октября правительство и коалиция остаются стабильными?

- Вся политическая система больна. У власти находятся группы интересантов, они просто взяли верх, и эта тенденция усиливается. Их интересует только грабеж казны и сохранение собственных кресел, никого не интересует безопасность, с их точки зрения — это рационально. Поэтому никто не урезает бюджет ни Министерства традиций, ни Министерства наследия или Министерства национальных миссий, Управления еврейской идентичности Ави Маоза или Управления по делам ультраортодоксов Ури Маклева. Вместо этого урезают бюджеты образования, социального обеспечения, здравоохранения и Управления помощи жертвам Холокоста. Это - порядок предпочтений правительства. Поэтому они все понимают, что вскоре будут в оппозиции, по-другому никак. А большинство депутатов Кнессета от "Ликуда" знают, что они вообще не вернутся в Кнессет.

- Судя по всему, в такой ситуации легко вербовать перебежчиков. Почему же оппозиция не преуспела в этом?

- Я совсем не уверен, что вербовка перебежчиков — это правильный путь. Но если этот Кнессет и эта коалиция продержатся до 2026 года, государства Израиль не будет. Генеральный штаб все еще остается в плену концепции, релевантной на 6 октября. Ведение операции крайне неудачное. Будучи министром обороны, я настаивал на позиции, противоположной позициям других членов военно-политического руководства. Не сумев добиться своего, ушел в отставку. Когда у меня что-то не получается, я беру на себя ответственность. И то, что сегодня нужно Израилю, — это сионистская коалиция

- Вы имеете в виду коалицию, где будут и правые, и центристы, и левые?

- Сейчас приоритетом является обеспечение безопасности. Без безопасности нет инвесторов. Без безопасности никто из беженцев не вернется ни на Север, ни на Юг. Сейчас люди живут тут как на "Титанике". Вот что надо понять: если мы не вернем фактор сдерживания, страна потеряет право на существование. Наш регион - это джунгли. Когда хищные звери начинают чуять запах крови, они нападают. Даже если они и не собирались этого делать. И прямо сейчас у нас капает кровь. Мы проливаем кровь каждый день и не можем прийти к решению, которое остановит это. Вот что самое опасное. Победа не может быть только декларативной. В Шестидневной войне никто не спрашивал, кто победил, а кто проиграл. Даже во Второй мировой войне никто не спрашивал, кто победил, США или Япония, хотя все началось с Перл-Харбора. Мы должны закончить войну так, чтобы даже в мыслях не возникало вопроса о победителях. Тогда наши соседи поймут, что связываться с нами не стоит, себе дороже. Как только вы начинаете объяснять, что выиграли, вы уже проиграли. Когда вы выиграли, ничего не надо объяснять.

В Израиле смешались прежние понятия о правых и левых. В просвещенном мире правые - это, прежде всего, экономическое понятие. У нас же разделение на левых и правых проводится только в контексте арабо-палестинского вопроса. Вы можете быть убежденным социалистом или даже коммунистом с точки зрения экономических взглядов, но относиться к правым. Потому у нас быть "правым" — может означать быть сторонником ШАСа.

Вопреки всей традиции ревизионистского движения, у нас нет понятия светского правого. Когда вы заходите в дом Жаботинского, видите три статуи: Герцля, Жаботинского, Трумпельдора. Все трое были убежденными атеистами. Не просто светскими людьми - совершенными атеистами! Первое, о чем попросил Ари Жаботинский, сын Зеэва Жаботинского, будучи депутатом Кнессета, это создать некошерный буфет. Он был членом общественной организации, борющейся против религиозного диктата.

Я родился в доме, где почитались традиции движения "Бейтар". Партии "Еврейство Торы" и ШАС, являются явно антисионистскими. Партия "Религиозный сионизм" также является антисионистской партией. Она не является приверженцем либеральных идеей Герцля, ее лидер Смотрич выступает за государство Галахи. Так какое же отношение имеет его слова к идеям сионизма? Я занимаюсь политикой не для того, чтобы идти против идеалов основателей Израиля.

Что такое Государство Израиль? Что такое еврейское государство? Его нужно строить согласно указателям его основателя. Я имею в виду Altneuland Герцля. Он был автором концепции еврейского государства, представил философию, видение будущей страны. Он описал все подробно, но мы сейчас все делаем с точностью наоборот. Поэтому и получаем, то, что получаем. Я стремлюсь к кардинальным переменам. Иначе нет смысла заниматься политикой. Я делаю это не для того, чтобы получить еще одну должность.

"Ультраортодоксов не будет в коалиции"

При обсуждении этой темы Либерман оживилася, что напрямую связано с дебатами по законопроекту о призыве в армию, снова разделившему политиков и граждан Израиля.

- Я скитаю, что все, за что выступают ШАС и "Еврейство Торы", противоречит нашим святым источникам", — говорит он. "И они еще осмеливаются говорить, что беспокоятся за иудаизм и мир Торы? Это самая близкая к иудаизму секта! Откуда они взяли, что еврею не разрешается быть воином? Все великие евреи были воинами - Иешуа бин Нун, Калев бен Иефуне, Маккавеи, Юдифь и даже Яэль, жена Хевера Кенеянина. РАМБАМ писал, что "во время священной войны и жених выйдет из комнаты своей, и невеста из-под хупы". То же самое по вопросу работы. РАМБАМ и РАШИ работали полный рабочий день, а Гилель-ха Закен был дровосеком. Я делаю кидуш в шабат, и что я произношу? "Шесть дней работай и делай дела свои". Яснее ясного написано!

Какое обязательство берет на себя жених под хупой? Содержать и обеспечивать жену! На самом деле происходит прямо противоположное. И я повторяю: у меня нет проблем с ультраортодоксальной общественностью. У меня есть проблема с дельцами от религии, которые держат избирателей в заложниках и эксплуатируют их ради трех вещей - власти, денег и статуса. Народ Израиля несет ответственность друг за друга, и он должен освободить этих заложников.

Я не намерен субсидировать какое-либо учебное заведение, где не преподают основные предметы. Это недопустимо. Ни агоры из госбюджета. То же самое касается и тех, кто отказывается призываться на военную или альтернативную службу. Я не пришлю полицейского и не посажу отказника в тюрьму. Но у него будет в "истории" пункт о судимости. Он не сможет выехать за границу, не получит права на участие в льготной жилищной программе, и другие государственные льготы. И для этого ультраортодоксы не должны вновь оказаться в коалиции".

- Разве это не то же самое, что пыталось сделать "правительство перемен" Беннета-Лапида, членом которого вы являлись?

- Проблема с "правительством перемен" заключалась в том, что в его составе было несколько коллаборационистов, вступивших в сговор с теми же ультраортодоксами. Это Нир Орбах ("Ямина") и еще несколько человек. Но опять-таки: нет смысла делать то, что уже было. Нужно что-то новое. Я уже слышал, как Яир Голан обращался к ультраортодоксам, давая им обещания по поводу законопроекта о призыве в армию. Я думаю, что нельзя подходить к этому по принципу "цель оправдывает средства".

Мы не идем не на какие договоренности с ультраортодоксальными партиями. Мы приходим и требуем: нельзя с одной стороны, продлевать срочную и резервистскую службу, а с другой - принимать закон об уклонении. Что такое национальная устойчивость? Это общие ценности и общее видение ситуации! Если этого нет, государство не продержится долго".

"Есть тысячи проплаченных ботов"

Либерман убежден, что его решительные заявления, вероятность того, что созданная по его инициативе правоцентристская партия бросит вызов "Ликуду", приведут к созданию против него "фабрики лжи". И на этот раз, уверен он, незадолго до начала предвыборной кампании вокруг него разразится новая буря.

"Я уверен, что у нас есть потенциал для дальнейшего роста, и мне ясно, что это очень беспокоит и другую сторону", — говорит он. "Я вижу, сколько денег вкладывается, какой фронт работы разворачивается, и насколько это скоординировано. И, конечно же, есть вечное оружие под кодовым названием "Йоси Камиса".

- Напомните читателям, о чем (ком) идет речь?

- Незадолго до выборов 2022 года на телевидении неожиданно появился некий Йоси Камиса. Ранее он опубликовал пост, в котором утверждал, что Либерман предлагал ему 100 000 долларов за убийство генерального директора полиции. И тут же начался фестиваль из десятков интервью в СМИ. В каждом из них утверждалось, что в мае 1999 года я предложил Камисе 100 000 долларов. Наверное, чем больше абсурд, тем сложнее его опровергнуть. Сложнее, чем объяснить самые простые и логичные вещи.

В 1999 году Камиса находился на службе в полиции. Что следует ожидать от действующего полицейского, которому предложили 100 000 долларов за убийство генерального инспектора полиции? Правильно, он должен был немедленно сообщить об этом в полицию! Когда Айяла Хассон во время интервью спросила Камису, почему он молчал до сих пор, тот заявил, что это неправда, что еще в 2002 году он просил о встрече с комиссаром Мизрахи, тогдашним главой отдела расследований. Но якобы не встречу не пришел, потому что по дороге встретил Либермана, почувствовал явную угрозу своей жизни, и решил не разговаривать с Мизрахи. Также выяснилось, что в 2004 году Мири Голан допрашивала Камису по поводу жалобы, которую он подал на Либермана. Во время допроса Голан задала Камисе тот же вопрос - почему он не явился на запланированную встречу с комиссаром Мизрахи? Камиса ответил, что так посоветовал его адвокат.

Во время допроса он также утверждал, что никогда не был помощником Либермана, в то время как в ранее уверял, что занимал такой пост.

Этот вопрос задавался в ходе допроса четыре раза, и каждый раз Камиса настаивал, что никогда не был помощником Либермана.

В конце своего поста в социальных сетях он написал, что якобы Мизрахи посоветовал ему отозвать жалобу, так как "Либерман решил назначить Йоханана Данино на пост генерального инспектора полиции". Но Йоханан Данино получил это назначение только через восемь лет после описываемых событий.

- Но в чем, собственно, проблема, если все оказалось ложью?

- Проблема в том, что вся эта ложь и клевета вредят нам на выборах. Несмотря на то, что все сшито самым примитивным образом, это причиняет нам реальный ущерб. Камису интервьюировали десятки раз и, по сути, это было промывание мозгов. И почему это все происходило накануне 1 сентября? Я как раз закончил долгие и утомительные переговоры, в ходе которых мы нашли компромисс с профсоюзом учителей. Все надеялись, что я потерплю неудачу, что забастовка неизбежна, что учебный год не начнется вовремя. Но мы подписали соглашение, и ровно в тот же день вышел пост Йоси Камисы. После чего он тут же побежал к известному рупору Нетаниягу - Айяле Хассон. Со всей клеветой и сказками. И все это - за два месяца до выборов.

Читайте также

Наша политика строится на провокациях. Можно озвучивать самые абсурдные вещи, совершенно не утруждая себя доказательствами. Особенно это заметно в социальных сетях и СМИ: они становятся все более личными. Инон Магаль и 14-й канал никогда не опубликуют ничего против Нетаниягу, но, когда дело дойдет до Либермана, публикация будет максимально интенсивной и мощной. Существует система, куда входят тысячи ботов, распространяющие ложь и клевету. Эту систему надо финансировать. Как только ты становишься заметной персоной, по твоей репутации наносят удар. Когда-то клеветали, что "дочь Либермана зарабатывала миллионы", в то время как она зарабатывала 14-16 тысяч шекелей в месяц. Это абсолютный абсурд. Ведь все можно было проверить, легко подав запрос в Управление по делам компаний, получить все отчеты и документы.

Я не сомневаюсь, что нечто подобное ожидается и в преддверии следующих выборов. Сложившаяся политическая культура - это всегда клевета, обман и ложные обвинения.

Кроме того, каждый раз перед выборами создается новая "русская партия", и каждый раз появляется новый "Йоси Камиса". Раз за разом, точно в одно и то же время, поближе к выборам.

Так что, с одной стороны, есть система публикации очень поверхностных материалов, в которые никто не вникает и не читает. С другой стороны, наблюдается значительное увеличение публикаций, относящихся к так называемому "черному пиару". Невозможно бесконечно возбуждать процессы о клевете против тех, кто это распространяет. И когда я вижу, как мы растем во всех опросах, я понимаю, что это закончится не только созданием еще одной "русской" партии. Скорее всего появится еще один Йоси Камиса, новая версия.

Источник: Маарив

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке