Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+32+26
Иерусалим
+31+21

Мнения

А
А

Христиане Ливана открыто критикуют "Хизбаллу". Но пойдут ли они на прямой конфликт?

Христианское Свободное патриотическое движение (СПД) заявляет, что "Хизбалла" ставит Ливан под угрозу, хотя Бейрут не связан с Газой военным союзом.

Максим Жабко
23.05.2024
Источник:Детали
Бейрут. Фото: Getty Images / Marwan Tahtah

"Это не достижение"

"Хизбалла" считает, что она делает что-то для поддержки Газы. Мы не согласны в этом вопросе", - заявил председатель СПД Джибран Басиль в недавнем интервью RT Arabic. С самого начала войны этот союзник "Хизбаллы" призывал не рисковать началом большой войны ради сектора Газа. Ливан не добьется "ни возвращения ферм Шебъа, ни гарантий в вопросах [добычи и транспортировки] нефти и газа, ни возвращения палестинских беженцев на их землю, ни возвращения сирийских беженцев на их землю", - считает Басиль. Он подчеркнул, что перемирие в обмен на делимитацию сухопутной границы между Израилем и Ливаном - это "не достижение". "Его можно было добиться когда угодно - дипломатическим путем, не военным", - утверждает Джибран Басиль.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Уже не впервые христианские союзники открыто критикуют "Хизбаллу". В феврале бывший президент Мишель Аун, основатель СПД и тесть Басиля, заявил, что участие этой шиитской группировки в войне лишь увеличивает опасность для Ливана. То был явный отсыл к одной из последних речей Хасана Насраллы: зимой генсек "Хизбаллы" заверял слушателей, что якобы именно вступление его группировки в войну спасло Ливан от превентивного удара ЦАХАЛа. В февральском интервью Аун назвал позицию Насраллы "всего лишь мнением".

Ни президента, ни правительства

Публичные трения между СПД и "Хизбаллой" начались еще до войны. Вероятно, основная причина - президентские выборы. Президента в Ливане нет с тех пор, как Мишель Аун покинул дворец в Баабде осенью 2022 года.

В 2014-2016 годах "Хизбалла" сделала все, чтобы ее союзник Аун возглавил Ливан. Тогда президента тоже не было, а когда парламент собирался, чтобы его выбрать, депутаты "Хизбаллы" и ее союзников покидали зал заседаний. Так они срывали кворум, пока лагерь оппонентов, требующий разоружения группировки, не пошел на компромисс.

Возможно, Джибран Басиль, преемник и зять Мишеля Ауна, рассчитывал, что "Хизбалла" сделает президентом и его. Однако шиитская группировка сейчас поддерживает другого своего союзника среди христиан - Сулеймана Франжье. Его тезка и дедушка был президентом в 1970-1976 годах. Для "Хизбаллы" Франжье - более удобный партнер. Во-первых, он близок к ее союзникам: в отличие от СПД, Франжье выстроил хорошие отношения с шиитской партией - движением "Амаль". И Франжье, как и "Амаль", близок Дамаску.

Однако у СПД намного больше сторонников, чем у семейства Франжье. Несмотря на явное падение популярности в последние годы, СПД сохраняет отделения практически во всех христианских областях Ливана. Влияние же династии Франжье сосредоточено на севере, особенно в районе их родного города Згарта. В парламенте у СПД по-прежнему одна из крупнейших фракций, в то время как Франжье представлены только сыном и наследником Сулеймана, Тони Франжье, а также парой союзников.

Хотя Франжье может быть лишь стартовой позицией на переговорах, "Хизбалла" по-прежнему настаивает на его избрании. Лидер СПД Джибран Басиль заявлял, что готов поддержать кандидатуру Франжье только в обмен на финансовую и административную децентрализацию. Вряд ли шиитские партии согласятся на это, учитывая колоссальное влияние "Амаля" на госфинансы. Как и другие ливанские политики, руководство "Амаля" использует бюджетные средства для покупки лояльности избирателей и для личного обогащения.

Конфликт дошел до того, что в июне прошлого года депутаты СПД голосовали за того же кандидата, что и критики "Хизбаллы". Правда, это был скорее сигнал шиитским партнерам, нежели готовность порвать с ними.

У президентского вакуума есть и конфессиональный аспект: этот пост закреплен за католиками-маронитами. При этом с мая 2022 года у Ливана нет и полноправного правительства. Предыдущий кабинет ушел в отставку, проведя парламентские выборы. Все христианские партии обвиняют временное правительство в узурпации власти и требуют как можно скорее выбрать главу республики. Именно поэтому Мишель Аун в феврале называл нынешний кабинет "нелегитимным". С подобными высказываниями аунисты начали выступать с конца 2022 года.

СПД критикует "Хизбаллу", но до разрыва не дойдет

Несмотря на солидарность с палестинцами, большинство ливанцев не хотят большой войны. Страна и так несколько лет выживает в условиях тяжелейшего экономического кризиса. В случае большой войны правительство едва ли сможет эффективно поддерживать граждан. В этом смысле СПД выражает мнение избирателей, для которых безопасность Ливана важнее Газы. Вдобавок в случае больших разрушений некоторые сторонники СПД могут отвернуться от партии за то, что она служила христианским прикрытием шиитской "Хизбаллы".

Парламентские выборы 2022 года и без того показали, что популярность СПД заметно просела. С 2005 года партия была ведущей христианской фракцией, но в 2022 году аунистов впервые обошли "Ливанские силы" - их давние соперники и ярые критики "Хизбаллы". Главную роль сыграло то, что СПД было на пике влияния, когда в 2019 году начался кризис. Тогда партия контролировала пост президента (Мишель Аун), ряд ключевых министерств (Джибран Басиль возглавлял МИД) и крупнейшую фракцию в парламенте. Вероятно, союз с "Хизбаллой" также сыграл против СПД. Одним из ключевых сюжетов тут является расследование взрыва, прогремевшего в порту Бейрута 4 августа 2020 года. Дело в том, что из-за расположения порта христианские районы столицы пострадали больше других, при этом шиитские "Хизбалла" и движение "Амаль" открыто покрывают чиновников, которых пытались допросить в ходе расследования той трагедии. Они так и не явились в суд, а "Амаль" и "Хизбалла" обвинили судью Тарека Битара, ведущего дело, в "политизации" расследования. Осенью 2021 года протесты шиитов против судьи Битара закончились перестрелкой в Бейруте - предположительно, со сторонниками христианской партии "Ливанские силы".

Читайте также

В Ливане основные партии позиционируют себя как защитники той или иной конфессиональной общины. СПД не исключение. Поскольку на реальные реформы и экономический рост рассчитывать не приходится, подобная политика идентичности и перераспределение бюджетов в пользу сторонников играют огромную роль в мобилизации избирателей.

Даже учитывая все противоречия, маловероятно, что СПД решится разорвать союз с "Хизбаллой", ведь без ее поддержки эта христианская партия рискует остаться в изоляции. Несмотря на близость к "Хизбалле", у СПД плохие отношения с его ключевыми союзниками - движением "Амаль" и семьей Франжье. В оппозиции Басилю тоже не рады: кто-то презирает его за сотрудничество с "Хизбаллой", в глазах же других он воплощает кумовство и коррупцию, которые довели Ливан до экономической катастрофы. Также без "Хизбаллы" СПД будет сложнее сохранять влияние в бюрократии, а на президентских амбициях Басиля можно будет поставить крест. "Хизбалле" же аунисты нужны как христианское прикрытие для ее вооруженного крыла.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке