Отказ Конгресса США рассматривать выделение денег на помощь Украине и Израилю откладывает неизбежное - новую войну Израиля против "Хизбаллы". Израильтяне активно к ней готовятся: эвакуировали 80 тысяч человек с севера страны, перебросили к ливанской границе резервистов, активизировали агентурную работу в Ливане. Но начать настоящую войну мешает дефицит ряда вооружений. Не только наступательных, основательно растраченных в Газе, но и оборонительных.
Добро пожаловать в Хизбаллаленд
Передвигаясь по Ливану, порой чувствуешь себя внутри фильма об американцах во Вьетнаме. На дорогах этой небольшой страны масса блокпостов, на которых обязательно увидишь или американский бронетранспортер 1960-х - 70-х годов выпуска, или джип той же эпохи. Оружие у солдат на блокпостах тоже американское и тоже времен войны во Вьетнаме. Даже оливковая форма бойцов похожа на ту, что можно увидеть в "Цельнометаллической оболочке" или "Взводе". Ну и доллары - ливанские солдаты любят доллары не меньше, чем сами американцы. За двадцатку они готовы пропустить любого на территорию, куда вообще-то иностранцам въезд запрещен, - на самый юг Ливана, в регион, который тянется от древнего города Сур аж до границы с Израилем.
Улыбчивый офицер берет двадцатку, аккуратно складывает ее, кладет в нагрудный карман и сообщает, что за его блокпостом Ливан заканчивается. Дальше начинается земля, на которую власть правительства в Бейруте распространяется лишь номинально: там нет ливанской армии и полиции, а вместо государственных законов действуют правила, установленные группировкой, которая едва ли не во всем цивилизованном мире считается террористической.
"Welcome to Hezbollahland, - говорит офицер, возвращая паспорт, в который толком даже не заглянул. - Аккуратнее там, старайся ни с кем не ссориться, ну и не фотографируй ничего, чтобы не приняли за шпиона".
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Края эти невероятно красивы: бесконечные гектары поросших лесом холмов и гор, среди которых тут и там попадаются руины древних замков и монастырей. Еще несколько десятилетий назад здесь жило множество христиан. Но сейчас их почти не осталось.
С 1985 по 2000 год эта территория находилась под израильской оккупацией. Израильтяне вторглись в южный Ливан для того, чтобы обезопасить себя от набегов бойцов палестинских группировок, которые нашли убежище там, где сейчас располагается Хизбаллалендом, как назвал его веселый офицер. Союзниками израильской армии стали как раз местные христиане. Когда в 2000 году оккупация закончилась, несколько тысяч бойцов произраильских вооруженных групп, назначенные оккупантами сотрудники местной администрации и члены их семей ушли вместе с израильтянами. Другие местные христиане перебрались севернее или эмигрировали на Запад.
Место ушедших израильтян и их союзников моментально заняла "Хизбалла" - шиитская группировка, тесно связанная с Ираном, имеющая свою фракцию в ливанском парламенте и своих министров в правительстве. И именно подразделения "Хизбаллы", а вовсе не ливанской армии, заняли позиции вдоль границы с еврейским государством, право на существование которого Бейрут никогда не признавал.
Выгодная группировка
Ливанская армия традиционно была слабой и коррумпированной. Такой ее сделало, в первую очередь, правительство соседней Сирии. Целых 29 лет - с апреля 1976 по май 2005 года - Ливан находился под прямым военным и политическим контролем Дамаска, который можно без преувеличения назвать оккупацией (часть современной истории Ливан провел, будучи оккупирован одновременно и Израилем на юге, и Сирией на севере).
Сирийцы, которые вошли в Ливан в разгар бушевавшей там гражданской войны, не хотели усиления ни одной из множества противоборствующих сторон, кроме безусловно союзной им "Хизбаллы". Еще в начале двухтысячных в Ливане шутили, что национальная армия - третья по мощи в государстве. Первыми двумя были, соответственно, сирийские оккупанты и "Хизбалла". Которой к тому времени уже не должно было существовать.
Согласно мирному соглашению 1989 года, которое положило конец гражданской войне, все группировки должны были разоружиться. Однако это же соглашение предписывало сделать все возможное для освобождения юга страны от израильского военного присутствия. Фактически подконтрольное сирийцам ливанское правительство решило назначить ответственной за противодействие израильтянам "Хизбаллу" как наиболее боеспособную и непримиримую из всех боевых групп.
В результате "Хизбалла" так и не была распущена, сохранила свою боевую структуру, вооружение и поддержку со стороны как властей страны, так и Сирии. Ну и, конечно же, Ирана, который и стоял за созданием "Хизбаллы", будучи ее главным финансовым, оружейным и идеологическим спонсором.
В 2008 году уже действовавшее без оглядки на Дамаск ливанское правительство попыталось ограничить всевластие "Хизбаллы", уволив нескольких связанных с ней коррумпированных чиновников и закрыв действующую без государственной лицензии сеть подконтрольных группировке медиа. В ответ "Хизбалла" спровоцировала беспорядки в Бейруте, захватила часть города и вынудила оппонентов не просто отказаться от своих намерений, но и пойти на уступки, дав функционерам группировки право накладывать вето на решения правительства.
Так "Хизбалла" закрепила за собой статус не только главной военной силы страны, но и одного из ключевых участников политического процесса. Огромное политическое влияние и немалая военная сила позволяют ей держать под контролем значительную часть территории страны и буквально не пускать государство в свою южную вотчину.
Чем богата "Хизбалла"
Вооруженные силы Ливана насчитывают около ста тысяч человек персонала. Лидер "Хизбаллы" шейх Хасан Насрулла утверждал, что у него под началом тоже сотня тысяч боевиков. Скорее всего, он, как это часто с ним бывает, преувеличивает, и численность боевого крыла группировки не превышает 50 тысяч человек. Но одной только живой силой битвы не выигрывают. Крайне важны также вооружение, снабжение и моральный дух войск. И тут "Хизбалла" на несколько корпусов впереди национальной армии.
Вооруженные силы неоднократно банкротившегося Ливана обеспечивают буквально всем миром. И речь не только о старой технике и оружии, которые передают местным военным страны Запада. Ливанцам порой нечем даже кормить своих солдат и офицеров, и страна вынуждена собирать для них гуманитарную помощь по всему миру. Двадцать долларов, которые офицер взял в качестве вознаграждения за возможность проехать в запретную зону, - это его недельная зарплата. Которую еще и выдают с постоянными задержками. Военные в Ливане часто дезертируют просто для того, чтобы заработать немного денег.
У "Хизбаллы" же с финансированием никаких проблем нет. Группировка ежегодно оперирует сотнями миллионов, а то и миллиардами долларов, которые получает в виде прямой спонсорской помощи от Ирана, "зарабатывает" на нелегальных бизнес-схемах и вполне легальных взносах от ливанских шиитов и их единоверцев за рубежом. Кроме того, в разное время появлялась информация о траншах, которые поступали на счета группировки из Северной Кореи, Никарагуа и даже от южноамериканских наркокартелей. В самой "Хизбалле" отрицают, что получают деньги из этих источников. Как бы то ни было, боевики совсем не бедствуют.
Ствольной и реактивной артиллерии, то есть пушек и ракет, у "Хизбаллы" больше, чем у многих развитых стран мира. Иран годами снабжал своих ливанских клиентов все новыми и новыми ракетами и дронами. В городах и деревнях Хизбаллаленда обустроены огромные подземные хранилища, ближе к израильской границе развернуты замаскированные пункты запуска ракет и беспилотников. В общей сложности этих ракет и беспилотников может быть до 150 тысяч. И все они нацелены на Израиль.
"Хизбалла" не стала пускать все это в ход после начала войны Израиля против ХАМАС в секторе Газа. Общее число пусков ракет и дронов по Израилю со стороны Ливана с начала боевых действий в октябре прошлого года исчисляется сотнями, а не тысячами. Хотя здравый смысл подсказывает, что группировке, которая объявила одной из главных своих целей уничтожение Израиля, вполне логично было бы обрушить все свои арсеналы на еврейское государство как раз тогда, когда оно занято войной с другим врагом. Войной тяжелой и затратной, требующей сосредоточения в секторе Газа большей части израильской армии.
Однако активность "Хизбаллы" ограничивается пусками нескольких десятков дронов в день и нападениями на израильские пограничные патрули. В этих атаках и в следующих за ними ударах возмездия Израиля гибнут люди с обеих сторон, в том числе, к сожалению, и гражданские. Из приграничных районов двух стран эвакуированы тысячи жителей. Но совершенно очевидно, что масштаб боевых действий совершенно не соответствует ни воинственной риторике "Хизбаллы", которая чуть ли не ежедневно грозиться уничтожить Израиль, ни потенциальным возможностям группировки. Похоже, дело в том, что главный спонсор боевиков - Иран - еще не готов пустить в ход свой самый опасный ближневосточный козырь.
Щит Ирана
Иран накачивал "Хизбаллу" оружием и деньгами, помогал ей нарастить политические мускулы и устранить конкурентов не просто так. "Хизбалла", с ее нацеленными на израильские города десятками тысяч ракет - это самый важный предохранитель в системе безопасности Исламской республики Иран. Мощная, хорошо вооруженная и практически полностью зависимая от Тегерана и приказов из него группировка, расположившаяся прямо у израильской границы, - это щит Ирана.
Всем ведущим мировым и региональным игрокам понятно: если только Иран столкнется с внешней агрессией со стороны стран Запада, то на главного союзника Европы и США в регионе обрушатся все эти тысяч ракет и дронов. Пустить их в ход сейчас - значит выбросить этот щит, отказаться от главного рычага международного шантажа и буквально спровоцировать западный мир на вторжение. Это понимают все: и иранцы, и израильтяне, и американцы.
Иранцы будут сдерживать "Хизбаллу" как минимум до тех пор, пока не обзаведутся своим ядерным оружием, которое должно стать новым главным предохранителем в системе безопасности их государства.
Израильтяне, которые осознают, что до появления своей бомбы у иранцев осталось совсем немного времени, не хотят проверять, решится ли Тегеран спустить "Хизбаллу" с поводка. Они были бы не против уничтожить позиции и склады ливанской группировки до того, как ее руководство решится на проведение полномасштабной атаки. Но у израильтян сейчас просто нет возможности пойти войной еще и на "Хизбаллу".
Читайте также
Длящаяся уже почти полгода операция в Газе основательно опустошила оружейные склады армии обороны Израиля. Для нового вторжения на юг Ливана израильтянам понадобится артиллерия, системы ПВО, снаряды и масса другого вооружения и оборудования. Израильтяне уже официально обращались к США за предоставлением большого пакета военной помощи. Но американцы пока отправили только несколько сравнительно небольших партий вооружений, необходимых для продолжения боевых действий в секторе Газа.
Вопрос же о выделении более заметной помощи завис где-то в кабинетах Вашингтона. Вероятно, в администрации президента Джо Байдена совсем не хотят появления очередного крупномасштабного кризиса, грозящего втянуть США в военный конфликт в год проведения президентских выборов, победа на которых действующего главы государства совсем не гарантирована.
Для Израиля это не самые лучшие новости: войну всегда предпочтительно вести на тех условиях, которые выгодны тебе, а не твоему противнику. Вероятно, в израильском правительстве считают, что сейчас вполне подходящий момент для открытия нового фронта, а потому и торопят американцев. С течением времени военная и политическая обстановка будут меняться, и не исключено, что идеальный момент для удара по "Хизбалле" может быть упущен. В США же, скорее всего, невозможность быстро отправить союзнику значительные объемы военной помощи совпала с нежеланием дать "Хизбалле" повод нанести массовый удар по Израилю всем своим колоссальным арсеналом. Американцы уже не первый год демонстрируют в вопросе помощи союзникам крайнюю нерешительность, считая, что поставки вооружений могут спровоцировать эскалацию войн.
Но начало новой ближневосточной войны зависит далеко не только от желаний американских чиновников. Начать ее может и "Хизбалла", если вдруг решит, что момент для решительных действий настал, и Израиль, у которого есть и свое оружейное производство, и партнеры за рубежом помимо США. А значит, есть потенциальная возможность восполнить свои арсеналы в недалеком будущем до уровня, необходимого для ведения еще одной масштабной кампании.