Раскол между администрацией президента США Джо Байдена и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу становится все глубже. Хотя исторически США в целом и Байден в частности всегда поддерживали Израиль, в войне в секторе Газа это становится делать все сложнее. Причины не только этические - гибель десятков тысяч палестинцев в Газе от израильских бомб и голода, который провоцирует задержка гуманитарной помощи; но и политические: в предвыборный год политика Байдена, поддерживающая войну Израиля в Газе, может стоить ему голосов весомой части избирателей.
С февраля Байден все более резко критикует кампанию Нетаниягу в секторе Газа, призывая Израиль увеличить гуманитарную помощь, ограничить масштабы своих военных операций и предпринять дополнительные шаги для сокращения жертв среди гражданского населения.
По сообщениям, в США уже обсуждают ограничение военной помощи Израилю. Это может быть потенциально смертоносный удар по возможности Нетаниягу продолжать войну. Но это не единственный рычаг давления, который может использовать Байден.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Действительно, выполнить требование, которое американские критики войны в секторе Газа предъявляют Байдену — прекратить военную помощь, уже выделенную Конгрессом, — будет невероятно сложно. Соединенные Штаты исторически предоставляли Израилю гораздо больше военной помощи, чем любой другой стране, и Вашингтон планирует предоставлять на 3,8 миллиарда долларов больше каждый год до 2028 года. Президент не может просто по своему желанию перекрыть кран выделяемых Конгрессом средств, хотя у президента есть значительная свобода действий, чтобы отложить, ускорить или даже запретить конкретные военные поставки.
Вместо этого Байден мог бы прямо призвать к отставке Нетаниягу. Это был бы следующий логичный шаг после того, как Байден поддержал лидера демократического большинства в сенате Чака Шумера, который резко раскритиковал Нетаниягу и призвал к досрочным выборам в Израиле.
Администрация Байдена и так не слишком скрывает тот факт, что она предпочла бы иметь дело с другим, новым премьер-министром. Недавно Бени Ганц, главный политический соперник Нетаниягу, встретился с высокопоставленными чиновниками в Вашингтоне, включая вице-президента Камалу Харрис, несмотря на сопротивление израильского премьер-министра Израиля этой поездке. Харрис сказал в интервью несколько дней спустя, что американцам следует "различать или, по крайней мере, не путать израильское правительство с израильским народом", что может быть истолковано как подразумевающее, что первое менее достойно поддержки, чем второе.
Затем последовала ежегодная оценка американской разведкой мировых угроз, опубликованная на этой неделе. О Нетаниягу докладе говорится, что его "жизнеспособность как лидера… может оказаться под угрозой" и что недоверие к его правлению "углубилось и расширилось среди общественности по сравнению с и без того высоким уровнем до войны". Вывод, к которому приходят авторы документа: "возможно другое, более умеренное [израильское] правительство".
Еще одним шагом для Байдена могло бы стать прекращение дипломатической поддержки Израиля со стороны США в ООН. Соединенные Штаты использовали свой дипломатический вес - особенно свое право вето в Совете Безопасности ООН - чтобы заблокировать практически любую значимую международную критику Израиля по любому поводу. В феврале, например, резолюция Совета Безопасности, требующая прекращения огня в секторе Газа, получила голоса почти всех членов, включая таких союзников США, как Франция, Япония и Южная Корея, но была отклонена вето Соединенных Штатов.
В 2009 году, во время операции "Литой свинец", Вашингтон почти проголосовал за резолюцию о прекращении огня, но лоббистская кампания Израиля убедила администрацию Джорджа Буша вместо этого воздержаться. Если Буш мог пойти на такой шаг, нет причин, почему Байден не может.
Так, он мог бы поддержать резолюцию Совета Безопасности, призывающую к прекращению огня в секторе Газа и к тому, чтобы Израиль разрешил свободный поток гуманитарной помощи через пограничный переход "Рафиах".
Вашингтон также мог бы прекратить предлагать стимулы для заключения соглашения о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Чтобы сделать возможными "Соглашения Авраама" о нормализации с Израилем, которые подписали при посредничестве администрации Дональда Трампа ОАЭ, Базрейн, Марокко и Судан, США пообещали мусульманским странам щедрые вознаграждения: Вашингтон продал ОАЭ новейшие истребители F-35 и признал суверенитет Марокко над спорной территорией в Западной Сахаре; при этом палестинцы были фактически исключены из уравнения.
Учитывая войну в Газе, подобную сделку между Израилем и Саудовской Аравией при посредничестве США будет нелегко продать американскому электорату. Договоренность, которая будет предусматривать пакт о взаимной обороне между Вашингтоном и Эр-Риядом в обмен на признание Саудовской Аравией Израиля, потенциально может поставить под угрозу американские войска, которым придется защищать одну из самых жестоких автократий в мире. Как признал заместитель советника Байдена по национальной безопасности: "Нам придется сделать для Саудовской Аравии вещи, которые будут очень непопулярны в этой стране и в нашем Конгрессе".
Если Израиль будет продолжать отвергать усилия США по разработке "дорожной карты" к созданию палестинского государства, Байден может пригрозить наложить вето на любые средства для постконфликтного восстановления и обеспечения безопасности в секторе Газа — проект, который выходит далеко за рамки возможностей одного Израиля. Арабские партнеры США уже заявили, что готовы участвовать в восстановлении Газы только при условии принципиального согласия со стороны Израиля на создание в будущем палестинского государства - США, теоретически, могли бы сделать то же самое.
Читайте также
Наконец, еще один шаг, который мог бы предпринять Байден, — это признание палестинской государственности. На возможность такого шага намекнули министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон и президент Франции Эммануэль Макрон. Байден имеет право признать суверенное палестинское государство посредством исполнительных действий - точно так же, как президент США Гарри Трумэн воспользовался этой властью, когда в 1948 году в одностороннем порядке признал государственность Израиля.
Поддержка решения о создании двух государств была официальной позицией правительства США, как демократов, так и республиканцев, на протяжении десятилетий. Признание палестинского государства просто формализовало бы то, что было двухпартийным стремлением.
Каждый из этих вариантов сопряжен с риском и наверняка вызовет негативную реакцию со стороны американских сторонников Израиля. Жесткие меры по отношению к Израилю, если бы они действительно были применены, были бы далеко за пределами зоны комфорта Байдена. Но помощь Израилю в войне, в которой погибает так много палестинского гражданского населения, также становится все более некомфортной.