Вот и прошли муниципальные выборы. В каждом городе были свои особенности, и их будут еще долго анализировать. Но уже сейчас можно сделать некоторые выводы.
Любые выборы это достаточно сложный процесс, который включает идеологию и логистику. К сожалению, как на общеизраильском, так и на муниципальном уровне у нас практически не знают, что такое предвыборная программа. Я буду рассказывать, в основном, на примере Лода, в котором живу, но то же самое происходит везде, а редкие исключения лишь подтверждают правило.
Итак, когда все баллотирующиеся списки пишут "мы за образование, решение социальных вопросов, личную безопасность граждан", это меньше, чем ничего. Я не думаю, что был хоть один список, который декларировал бы, что он против подобных вещей. В этом отношении нет разницы между светскими, религиозными, евреями и арабами. Проблема лишь в том, что говоря, например, об образовании, светские и ультраортодоксы подразумевают диаметрально противоположные вещи.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Программы, в отличии от лозунгов, дают некие объективные критерии. Например, сколько новых школ кандидат собираются построить за каденцию, или детских площадок, или офисов, или микв. Все списки говорят, что они за все хорошее, а мне, как избирателю, важно знать, какие у них программы - даже при том, что никто и никогда не сможет выполнить и 50% своих предвыборных обещаний.
Когда идет речь о новых списках и кандидатах, мне бы еще хотелось знать, на основании чего они решили, что могут заняться изменениями или улучшениями в городе. Какой у них есть реальный опыт? Что им удалось сделать хотя бы на уровне домового комитета? Информации о том, что кто-то адвокат, а кто-то бизнесмен мне, как избирателю, недостаточно. Про тех, кто уже отработал хоть одну каденцию, можно узнать, что им удалось. А тем, кто баллотируются в первый раз, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чтобы привлечь избирателей.
Теперь о логистике дня выборов. Конечно, кандидат надеется, что за него могут проголосовать. Но этого мало. Необходимо, чтобы это действительно произошло. Часто от того, удается ли кандидату привести свой электорат на избирательный участок, зависят итоги выборов. Не у всех социальных групп этот механизм отработан.
У нас в Лоде есть достаточно большая община религиозных сионистов - 1200 - 1300 семей. От нее шел список, который набрал 2 мандата (без подсчета двойных конвертов). Учитывая то, что в Лоде ценность мандата составляла около 1300 голосов, получается, что этот список использовал практически весь возможный потенциал своих избирателей.
Еще один пример - на этих выборах ультрарелигиозные фракции в Лоде смогли объединиться и, несмотря на внутренние противоречия и большую нелюбовь друг к другу, пошли одним списком. И в этом случае явка была на достаточно высоком уровне (относительно общего процента голосовавших). То же самое произошло и в арабском секторе.
Чтобы это стало возможно, использовались все возможные средства. Вот пример, касающийся других выборов в Кнессет, но такие же приемы использовались и на муниципальных. Итак, мой отец, живущий в Офакиме, был госпитализирован в больницу "Сорока". В день выборов к нему приехали представители одной из религиозных партий, посадили его на инвалидное кресло, отвезли на избирательный участок в больнице, а потом привезли обратно в палату. На других выборах, когда он не мог спуститься самостоятельно (дом без лифта), к нему пришли четыре человека, на руках отнесли его вниз, усадили в коляску, отвезли на участок, а потом вернули домой. Вы знаете много светских партий, которые готовы так воевать за каждый голос?
Читайте также
Теперь о равнодушии. Уже второй раз день муниципальных выборов объявлен выходным. Это делается для того, чтобы повысить число участников голосования. Но уровень проголосовавших на этих выборах - всего 49%, в отличии от 56% в 2018 году. В том же Лоде проголосовало 40% избирателей, в Иерусалиме и вовсе 31% , и только в Бней Браке 70%.
Вместо того, чтобы проголосовать, а потом идти гулять, люди сразу отправляются по своим делам. Потом они удивляется, почему город управляется не так, как они бы хотели, бюджеты получают не те сектора, но обвиняют всех, кроме самих себя.
У нас в Лоде в городском совете 18 мест. По уже опубликованным данным (без учета двойных конвертов), 6 мест у различных религиозных списков и еще 4 у представителей арабского сектора. Светским спискам осталось меньше половины мандатов. И кто в этом виноват, кроме тех, кто просто не участвовал в голосовании?
Пока светские жители не будут по-настоящему заинтересованы в том, чтобы город развивался в соответствии с их мировоззрением, он будет развиваться в соответствии с мировоззрением тех, кто не ленится ходить на избирательные участки. Чтобы осознать эту прописную истину у нас теперь есть целых пять лет.