Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+16+9

Мнения

А
А

Останутся ли израильские СМИ свободными?

Война с ХАМАСом еще раз продемонстрировала, какой важностью обладают независимые СМИ и сколь велика их роль в обществе.

16.10.2023
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: ShutterStock

7 октября стал самым черным днем в 75-летней истории страны. После чудовищной бойни, учиненной ХАМАСом, Израиль погрузился в хаос. Система безопасности выглядела парализованной; армия не знала, как реагировать на шквал звонков тысяч людей, потерявших связь с близкими.

Поразительным образом в этой ситуации единственные, кто сохранили спокойствие и присутствие духа были те, кого нынешнее правительство называло "Аль-Джазирой": журналисты 12 и 13 телевизионных каналов. Именно они нашли в себе мужество и стойкость, чтобы отвечать на бесчисленные звонки с криками о помощи. Они проявляли максимальное терпение, чтобы выслушивать сбивчивые объяснения, и через плач, мольбы и рыдания пытаться собрать обрывки информации и передать их армии.

До сих пор ведущие вместе с комментаторами заполняют огромную пустоту, которую возникла по вине государства. Они делали все возможное, чтобы получить максимально достоверную информацию о пропавших людях. Они еще раз продемонстрировали, какой важностью обладают независимые СМИ и сколь велика их роль в обществе.

На этом фоне крайне опасно и безответственно выглядит планируемая министром связи Шломо Караи реформа в средствах массовой информации. В центре внимания реформы - коммерческие телеканалы, у которых Караи отбирает большую часть активов и концентрирует контроль в руках правительства. Предполагается закрытие "Решут ха-шния" (Второе управление телерадиовещания) и Совета кабельного и спутникового телевидения, а также создание нового регулятора с ограниченными полномочиями. То есть, цель Караи, в частности, и правительства вообще, - взять под контроль независимые СМИ. Планируется создать орган, представители которого которые будут избираться по рекомендации министров юстиции, связи и образования. Очевидно, что в такой ситуации независимые СМИ утратят свою независимость и это, естественно, вызывает их крайнее возмущение.

На сегодняшний день отечественные СМИ пользуются высоким авторитетом в мире. Организация "Репортеры без границ" в одном из последних отчетов указывала, что израильская журналистика - одна из очень немногих на Ближнем Востоке, которая может открыто и свободно выражать свое мнение. Они описывали израильские СМИ как "традиционно сильные и независимые", хотя в рейтинге свободы мировых СМИ Израиль занял только 97-е место. Основная причина - вмешательство военной цензуры в деятельность журналистов и давление политиков.

Уже сегодня юридическая реформа привела к изменению отношения населения к ведущим телевизионным каналам. Многие испытывают разочарование в освещении ими событиями, связанных с реформой.

Количество телезрителей упало с 62.8% до 58.8%. Самым популярным новостным телеканалом продолжает оставаться 12-й Канал. Хотя его рейтинг составляет 9.4%, за два года он ухудшил свои позиции на 14%. 14-й Канал взлетел на 87%, достигнув 2.8%-го рейтинга, а 11-й Канал (4%) приблизился к показателям 13-ого Канала (4.9%).

Эту ситуацию хорошо объясняют слова английского журналиста и писателя Гильберта Честертона: "Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".

Недавно был опубликован отчет Давида Регева, омбудсмена "Решут ха-шния" (реформу которой планирует, как было сказано выше, осуществить Караи): "В последние годы телезрители проявляют все большую чувствительность, когда речь идет о неточной, частичной или неверной информации.

Многие жалобы касались недозволительного поведения журналистов, ведущих, репортеров, комментаторов, участников программы и т.д. Причем речь идет, по мнению зрителей, о тенденции. Например, 5487 жалоб касались освещения теракта на Дизенгоф. По мнению зрителей, журналисты своим назойливым вмешательством препятствовали работе полицейских и сотрудников служб безопасности. Многих возмутило, что они транслировали с места событий так, словно вели реалити-шоу, не считаясь с чувствами людей. Многие были шокированы трансляцией жестоких сцен с раненными и убитыми, откровенно кровавыми кадрами. То было после терактов в Хадере и Бней-Браке.

И дело не ограничивается освещением новостей. В 1735 жалобах выражался протест против отвратительных сцен, сопровождаемых руганью, поношениям, угрозами, оскорблениями и даже насилием со стороны участников программы "Ах а-Гадоль" (аналог российского шоу "Дом-2).

В то же время не будем забывать: в Израиле есть немало профессиональных, серьезных и ответственных журналистов, которые стремятся докопаться до истины, и чья работа уже приводила к правительственным кризисам. Это, например, Аяла Хасон (11 канал), Равив Друкер (13 канал), Яэль Даян (12 канал), и т.д.

Следует также отметить, что ивритские СМИ оказывают очень серьезное влияние на все вопросы, связанные с репатриацией и интеграцией русскоязычной алии. Я, будучи человеком, который уже более уже 30 лет сотрудничает с ивритскими СМИ, могу привести тому сотни примеров.

Помню случай, когда отечественные чиновники не позволяли ввезти лекарство для юноши, больного раком. После публикации статьи в "Маариве", министр здравоохранения не только позволил ввезти этот препарат, но и освободил его от налогов.

Другой пример. В свое время репатриантки - матери-одиночки получали помощь от "Битуах Леуми" меньшую, чем коренные израильтянки. После публикации статьи в "Едиот ахронот" дискриминация прекратилась.

После того, как "в Едиот ахронот" вышла статья "Куда исчезли 400 квартир для репатриантов", эта тема была поднята на заседании правительства.

И таких примеров множество. Если бы в Израиле не было свободных СМИ, все это было бы невозможно.

Читайте также

Но не будем забывать: не всегда израильские СМИ были свободны и независимы, как сегодня. Было время, когда отечественные журналисты не осмеливались вторгаться в вопросы безопасности, считая политический и военный истеблишмент непогрешимым.

Переоценка ценностей началась после войны Судного дня, и она все еще актуальна. В 1974 года, руководители СМИ встретились, чтобы обсудить итоги и уроки этой наиболее тяжелой и травматичной для нашего народа войны. "Мы должны понять, выполнили ли мы свой долг в предвоенный период, - сказал журналист Дэниел Блох, - Способствовали ли мы разоблачению искажений и упущений в сфере безопасности? Или мы доверились утверждениям, что все "под контролем". Пресса относилась к безопасности как к "священной корове".

"Мы проигнорировали сообщения о том, что произошло в Египте и Сирии между Рош ха-Шана и Йом Кипуром. Мы безоговорочно, с закрытыми глазами, приняли официальные версии", - сказал он.

Ноах Мозес, издатель "Едиот Ахронот", также признал, что, приняв на веру успокаивающие заверения руководства ЦАХАЛа накануне войны, СМИ способствовали созданию атмосферы самоуспокоенности и расслабленности. "Эта политика замалчивания сыграла значительную роль в последующей трагедии".

Еще более резко высказался издатель "Гаарец" Гершон Шокен. "Журналистика работает на благо общества. "Это ее фундаментальный принцип", —сказал Шокен. - Наша стратегическая ошибка заключается в том, что мы сами перестали верить в этот принцип".

Война Судного дня была и "судным днем" для наших СМИ. Сегодня политики, которым не нравится независимая журналистика не боящаяся говорить правду народу, должны помнить: свободные СМИ стоит на охране и демократии, и безопасности, и наших прав.

Как сказал президент США Томас Джефферсон "Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или газеты без правительства, я бы, не раздумывая, выбрал второе".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке