Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+24+20
Иерусалим
+23+14

Мнения

А
А

Моральный императив после Бучи и Беэри

Какой-нибудь парень из Газы, бегал во дворе, играл в футбол, помогал папе и слушался маму, а потом пошел и отрезал голову ребенку.

12.10.2023
Тела погибших в Кфар-Аза. Фото: Getty Images / Amir Levy

Более, чем уверен, что многие меня осудят, посчитают выжившим из ума стариком, противным бумером и даже протухшим совком (вот это нет! Протухший может быть, совок - ни за что!). Но я, вместе с глыбой и матерым человечищем, "не могу молчать". Может быть, меня возненавидят, запрезирают и даже -" о, ужас! О, ушей прохлада!"- отпишутся. Но тут уже ничего не поделаешь: Amicus Plato, sed magis amica veritas.

Ну, приступим.

Начиная с 24.02.2022, я, с упорством, достойным - наверное - лучшего применения, пытаюсь втолковать, что мир изменился. Старые драйверы не работают. Паттерны поведения стали другими. Сегодня думать, как раньше - нельзя. Почему? Да очень просто.

Весной 2022 была Буча. Мир всколыхнуло, ужаснуло, привело в ступор. Возникли первые ростки сомнения: "А может быть все те моральные принципы, что мы раньше исповедовали, больше не работают?" Меня тогда привел в когнитивный диссонанс вопрос: "А что будет, если украинский воин возьмет в плен российского солдата, убившего его родителей, изнасиловавшего его жену и дочь, сжегшего его дом и спокойно продолжившего жить и воевать?" Существовавший после второй мировой войны моральный кодекс предписывал: пленных убивать нельзя, что бы они ни сделали. Работает ли этот моральный императив после Бучи? Год назад я, воспитанный на всем вот этом вот "звездном небе у нас над головой", сказал себе… "не знаю". И сам себя возненавидел: то есть, как ты не знаешь? А если… Дальше я думать не смог.

Потом были Ирпень, Изюм, Краматорск, Гроза и многие другие географические названия, переставшие быть топонимами, но ставшие символами совершенно звериной… да нет, не звериной - нечеловеческой жестокости.

Этот вопрос не давал покоя не только мне. На этом нравственном императиве сломались многие россияне (вне зависимости от национального происхождения). Появились "наши мальчики" (да-да, я все оправдания и объяснения читал - в пользу бедных). Несчастный "мобилизированный" (очередной жуткий новояз), изнасиловавший и убивший вашу дочь - "мальчик"? Странно, правда, что вполне себе взрослые, начитанные, образованные люди могут задавать себе этот вопрос.

Конец моральным метаниям положил красивый и веселый кибуц Беэри. Я там бывал много раз: монтировал фильм парню, учившемуся в колледже Сапир. Мой монтаж его не устроил, но это не важно, я помню его веселую маму, его семью, с чисто бразильским размахом готовившую барбекю в конце недели, их крики, когда шел чемпионат Латинской Америки по футболу - весь кибуц, естественно, болел за Бразилию. Помню, как смеялись над моей жалкой попыткой сказать после трапезы gracias - по-португальски это obrigado! На всю жизнь запомнил.

Сегодня Беэри - это наша Буча. Более ста погибших (точной цифры нет пока), сожженные тела, убитые дети, обезглавленные и с отрубленными конечностями.

Это сделали чьи-то "мальчики". Какой-нибудь парень из Газы, бегал во дворе, играл в футбол, помогал папе и слушался маму, болел за Бразилию - а что, вполне возможно! - а потом пошел и отрезал голову ребенку. Точно как его российский сверстник. Если он попадет в руки (не хочу писать "плен") израильскому солдату, два дня молча лежавшему на кровати лицом вниз после увиденного в Беэри, смогу ли я этого солдата осудить?
И вот властитель российских дум, видный оппозиционер, страдая от неустроенности нашего мира, пишет, мол, израильтяне, бойтесь посмотреть в зеркало, в котором отразится лицо вашего врага (не ловите на слове, не хочу и не буду искать точную цитату - противно), и тут я понимаю, что человек ничего не чувствует. Это бывает. Атрофированы все органы эмпатии. Да нет, нет такого слова, чтобы передать. Это полное отсутствие понимания сути происходящего - мир изменился. Он стал другим. Ну сколько раз можно это повторять и называть точную дату?! Того мира, в котором снимался прекрасный фильм Enemy Mine, больше нет. И того, где снимался "Мир входящему" - нет. Да и мой любимый Save Private Ryan больше не является мерилом морали и чести. Все, ребята. Было 24 февраля 2022-го. И 7 октября 2023-го. И бог знает еще какие даты нам придется пережить. Но тот мир ушел.

Читайте также

А самое поразительное, что и у нас, у израильтян, еще встречаются рудименты, мол, женщины и дети Газы не виноваты! Не виноваты. Наверное. А в чем были виноваты женщины и дети Беэри? Нахаль Оз? Кфар Аза? В чем были виноваты родители, жертвовавшие собой ради спасения детей? Они тоже ни в чем не виноваты.

Оправдывает это убийство женщин и детей Газы? Нет, конечно. Целенаправленного убийства не оправдывает ничто. Но стану ли я скорбеть о них, если они окажутся жертвами бомбардировок ВВС ЦАХАЛа? Нет.

Что, страшно? Хороший, добрый Саша оказался жестокой сволочью? Да, признаюсь. Тяжело ли мне от этого? А вот хрен. Легко. Мой паттерн поведения изменился. Стал другим. Для меня тот мир ушел. Я не знаю, какой мир идет ему навстречу, но тот мир, в котором я буду страдать из-за детей Газы, а не из-за детей Бучи и Беэри, для меня больше не существует. И если раньше я ужасался тому, что может произойти, то теперь…

Наше поэтическое все любят вспоминать как эталон "чистой красоты", но это он написал:

Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу

И великий пролетарский поэт, любуясь красивым сам собою, писал:

Я люблю смотреть как умирают дети.

Нет, радоваться и любить смотреть - это не про меня. Ни радоваться, ни наслаждаться этим я не буду. Но не буду и скорбеть, и страдать. После Бучи и Беэри у меня внутри нет живого невыжженного места. Пустота. И думайте про это, что хотите. Мне теперь все равно.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке