Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

Что такое смерть в XXI веке и почему мы ее боимся?

Философ Хави Кэрол о том, что стоит за страхом смерти и почему иногда так трудно жить своей жизнью.

Хави Кэрол
25.08.2023
Источник:ПостНаука
Старое еврейское кладбище. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Смерть — одно из самых интересных явлений для философов прошлого и настоящего. Мы знаем, что жизнь человека конечна, а значит, наше время строго ограничено. Философы изучают, как знание о смерти влияет на жизнь человека.

XXI век с его технологиями и возможностями в сфере digital заставляет нас задавать множество вопросов о том, что вообще такое смерть. В наши дни в рамках биоэтики происходит интереснейшая дискуссия о том, каковы критерии смерти. В прошлом все было просто: человек перестал дышать, его сердце больше не бьется — значит, он мертв. Но сегодня технологии позволяют поддерживать жизнь людей в коме и тех, кто постоянно находится в вегетативном состоянии. Они дышат, но их сознание больше не функционирует так, как это происходит у здоровых людей. Живы ли они? Это один из самых животрепещущих вопросов нашего времени.

Если посмотреть на эти размышления с точки зрения философии, то можно вспомнить, что Хайдеггер и другие философы, которые придерживаются феноменологической традиции, уверены: смерть наступает в тот момент, когда человек больше не может получать новый опыт и переживания, — даже в том случае, если следы предыдущего эмпирического опыта человека продолжают жить в цифровом формате.

Мне кажется, что смерть — это прекращение работы сознания, даже если тело человека функционирует.

Благодаря тому, что существует смерть, в нашей жизни есть приоритеты. Переделать все на свете мы не можем, так что приходится выбирать. Скорее всего, в списке задач большинства людей находятся те задачи, которые можно успеть сделать в течение жизни. Иначе выбор может оказаться бессмысленным. И люди совершают его интуитивно.

Осознание собственной конечности связано и с понятием "ценность". В эссе "Быстротечность" Фрейд писал, что осознание ценности чего-либо приходит тогда, когда мы понимаем, что это нечто не вечно. В своей работе он описывал цветок, который прекрасен потому, что цветет только одну ночь. Чем сильнее осознание конечности своей жизни, тем ценнее для нас определенные вещи.

Читайте также

Философы утверждают, что думать о конечности окружающих намного проще, чем осознавать собственную смертность. Мы понимаем это на рациональном уровне, но не на чувственном. Хайдеггер объясняет это тем, что людям свойственно думать о смерти в будущем времени: "Это произойдет, когда я стану очень старым. Но сейчас я молод, поэтому беспокоиться не о чем". Философ называет это явление "недостоверностью". Она позволяет заниматься повседневными делами и не задумываться о том, что вечной жизни нет, а осознать собственные действия и решения в моменте невозможно. С точки зрения философа, чтобы это сделать, необходимо достичь "достоверности" бытия, то есть осознать изначальную бессмысленность своего существования и признать смерть через чувственный опыт, например тревогу или тоску. В книге "Бытие и время" 1927 года он утверждает, что мы как сущность неумолимо движемся к своей смерти вне зависимости от того, признаем мы это или нет.

Эпикур полагал, что мысль о смерти вообще стоит отложить. Для него жизнь и смерть — два совершенно разных, несопоставимых понятия. В письме своему другу он объяснял, что, когда человек жив, смерти не существует, потому что он не может ее пережить, будучи живым. А когда человек уже мертв, то волноваться больше некому. Таким образом, жизнь и смерть, с его точки зрения, никак не связаны. На самом деле есть в этой позиции небольшая доля лукавства. Или этот ответ можно назвать неполным. Ведь на самом деле многие люди беспокоятся о вещах, которые сопряжены со смертью, а не о самой смерти. Например, они боятся стать неизлечимо больными или травмированными. Они боятся событий, которые могут привести их к недееспособности. Они боятся, что попадут в аварию или их съест крокодил. Так что страх смерти включает в себя и другие страхи: страх увечий и болезней, страх нарушения телесности и угрозы для жизни.

Мне кажется, что в будущем люди все больше будут ценить честность. А благодаря практикам философии смогут научиться проживать свою жизнь, заниматься тем, что им нравится. В общем, станут более "подлинным", настоящими, как писал Хайдеггер. А образование станет ключом к этим изменениям.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке