22 года назад в возрасте 34 лет Герци Халеви был назначен командиром спецназа. Год назад, когда ему было 31,Яир Нетаниягу получил удостоверение журналиста. Википедия отмечает это как самое его большое достижение. Для справки: получить такой документ в соответствующем правительственном бюро может любой фрилансер даже самой маленькой местной газеты. Принц и главнокомандующий, у каждого свой послужной список. Так что Яир Нетаниягу умеет оценивать военачальников. Кто, как не он ?
Нетаниягу-отец послужной список сына учел и поэтому промедлил сутки, прежде чем ответить на наброс принца. И только потом промямлил, да нет, главнокомандующий у нас хороший.
На первый взгляд, правы те, кто утверждает: политики не должны прислушиваться к мнению командиров и резервистов. А то что получается: каждый раз проигравшие на выборах откажутся служить? Так не работает, если это народная армия. Есть же правила игры.
Однозначно. Но только при условии, что это и в самом деле народная армия.
Израиль на своем коротком еще веку успел пережить многочисленные расколы и кризисы. Оставленные некоторыми из них раны кровоточат до сих пор, но ни разу еще вопрос о необходимости служить в ЦАХАЛе не вставал.
Что же изменилось на этот раз?
Ответ на этот вопрос - тот же, что и на вопрос, почему сотни тысяч израильтян уже седьмой месяц подряд в дождь и в хамсин выходят на улицы.
Нет, они выходят не потому, что их не устраивают результаты выборов: "Ликуд" был у власти, хоть и с перерывами, десятки лет. А такого масштабного протеста не было ни разу.
Нет, резервисты не хотят служить не потому, что проиграли на выборах: это не впервые и их результатами резервисты, вполне возможно, были недовольны и раньше.
Две половины народа по Гафни
Впервые за все годы существования государства правительство нарушило два неписаных основополагающих принципа.
Первый - общий для всех демократических государств. Правительство занимается делами всех граждан и заботится об их интересах, голосовали они за это правительство или нет. Нынешняя коалиция не сочла нужным даже притвориться, что придерживается этого принципа. Ее министры и депутаты откровенно заявляют: мы заботимся только о наших избирателях и представляем исключительно их интересы.
Второй принцип сугубо израильский. Я об отношении к ЦАХАЛу. О чем только не спорили в Израиле, но армия всегда считалось одной из высших национальных ценностей.
Да, харедим не служили. Да, у значительной части народа явное неравноправия вызывало чувство неудобства. Но общество предпочитало все-таки закатывать эту проблему под ковер и не решать прямо сейчас.
Да, несправедливо, да, неудобно, да, болезненно. Но прямого противостояния большинство не хотело, и мы так и жили, налепив на рану пластырь, который время от времени приходилось подновлять. Пока не пришло правительство Гафни, Бен-Гвира и Смотрича и не сорвало пластырь, обнажив кровоточащую рану. Правительство обозначило окончательное решение, болезненное и откровенно унизительное.
Его очень точно озвучил Моше Гафни. Половина народа будет изучать Тору (разумеется речь идет об ультраортодоксальных ешивах, военные ешивы не в счет), а другая половина будет работать, служить в армии и молча сносить, что над их женами и дочерями глумятся в общественном транспорте.
Не суть важно, решится ли в итоге коалиция провести вызвавший бурю закон Гафни о ценности изучения Торы. Важно другое. Закон о призыве, в какой бы форме коалиция его ни приняла, четко определяет кощунственный принцип: гражданин страны, который не служит в армии, не празднует День независимости и не скорбит вместе со страной в дни памяти, это новый гегемон. Он выше солдата и резервиста нашей национальной армии. Декларация откровенно антисионистская и ранящая, как бритва.
Читайте также
Да. Недопустимо отказываться от службы в армии, потому что ты не согласен с политикой правительства. Потому, что тебя не устраивает результат выборов. Потому что ты не согласен разрушать поселения или, напротив, не согласен их охранять. Потому, что ту или иную войну ты считаешь неправильной и ненужной.
Но когда правительство откровенно декларирует, что будет проводить в жизнь программу председателя финансовой комиссии Кнессета, согласно которой половина народа не будет служить, а другая половина будет ее обслуживать, когда государство четко дает понять, что кровь солдат регулярной армии и резервистов менее красная, вот тогда такое право - право отказаться служить - у граждан государства есть.
Да кстати, не напомните, где проходит резервистские сборы Яир Нетаниягу ?
Источник: Маарив
Авторский перевод первой части статьи