Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Третью ливанскую войну можно предотвратить. Как?

Иран не будет спешить растрачивать накопленную им в Ливане военную силу, предназначенную в первую очередь для сдерживания Израиля и США.

13.08.2023
Источник:Детали
Фото: ShutterStock

Ближайшая к министру обороны Йоаву Галанту политическая фигура — не из "Ликуда". Это депутат кнессета Арье Дери, который пришел Галанту на помощь, чтобы спасти его от увольнения в марте, и часто разговаривает с ним.

Опытный Дери сочувствует Галанту. Он лучше большинства министров понимает, в каком затруднительном положении находится ЦАХАЛ: как внутри, так и против врагов, которые с удовольствием наблюдают, как Израиль самоуничтожается. Об этом в своей колонке на сайте Israel Defense пишет Амир Раппапорт.

"А в силовых структурах Галант очень близок к начальнику Генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви. Они постоянно ведут деловые обсуждения, иногда даже ночью. Бывшие командиры морского спецназа и "Сайерет-Маткаль" уважают друг друга, и оба находятся в одном и том же затруднительном положении: они знают, что кризис в резервистской системе армии серьезнее, чем его изображают в СМИ, и быстро проникает в формирования кадровой армии.

В конце концов, кризис дойдет и до солдат срочной службы — хотя призыв родившихся в год размежевания, 2005, на этой неделе начался достаточно гладко. И да, Галант и Халеви считают, что ЦАХАЛ пока еще боеспособен.

Непосредственные проблемы с безопасностью Израиля связаны не с крахом модели народной армии. Прежде всего, Разведуправление Генштаба (АМАН) предупреждает о войне на севере, вероятность которой наиболее велика со времен Второй Ливанской войны 2006 года.

Если смотреть на вещи упрощенно, то воинственное заявление Галанта на северной границе на этой неделе можно считать попыткой помешать Насралле прийти к выводу, что у него есть прекрасная возможность начать атаку, потому что ЦАХАЛ слабее, чем когда-либо (в основном из-за прекращения добровольной службы сотен пилотов-резервистов).

"Мы вернем Ливан в каменный век", — пригрозил Галант. Последним, кто использовал эту терминологию, был начальник Генштаба Дан Халуц в первые дни Второй ливанской войны.

Намек Галанта ясен: ошибка "Хизбаллы" будет стоить Насралле нового разрушения квартала "Хизбаллы" в Бейруте, Дахии, как и тогда. Это травма, от которой вряд ли Насралла полностью оправился.

Но реальность не всегда проста. В кризисе, с которым столкнулся Ливан, существует более одного фактора, влияющего на ситуацию, и более чем один возможный исход. Таким образом, если бы дело зависело только от Насраллы и его покровителей в Тегеране, вполне вероятно, что они стремились бы нанести серьезный вред Израилю, не беря на себя ответственность. То есть, действуя косвенно, не доводя до полномасштабной войны, как в случае теракта на перекрестке Мегиддо или ракетного обстрела Израиля в разгар социального кризиса весной.

У "Хизбаллы" и иранцев есть несколько веских причин для сведения счетов с Израилем, главная из которых — месть за убийства высокопоставленных иранских деятелей, которые мировые СМИ приписывают Израилю, и за неоднократные нападения, происходящие в основном в Сирии, в том числе на этой неделе.

"Хизбалла" также пытается дать понять Израилю, что не согласна с работой, проводимой минобороны вдоль "голубой линии" — международной границы между Израилем и Ливаном, часть которой оспаривается Ливаном.

"Хизбалла" также не согласна с фактическим объединением, осуществленным Израилем в алавитской деревне Раджар на склонах горы Дов, северная часть которой, безусловно, находится на суверенной территории Ливана.

Израиль же, со своей стороны, предпочитает пока закрывать глаза на палатку, которую "Хизбалла" разбила на нашей суверенной территории. Израиль представляет только два варианта на обозримую перспективу — либо будет полная тишина на северной границе, либо по "Хизбалле" будет нанесен тяжелый удар со всеми ужасными последствиями, которые это будет иметь и для Израиля.

И еще: у "Хизбаллы" нет ни на йоту внутренней легитимности, чтобы начать войну против Израиля, когда ливанская экономика полностью разрушена. И Иран не будет спешить растрачивать накопленную им в Ливане военную силу, предназначенную в первую очередь для сдерживания Израиля и США от возможного нападения на собственную территорию Ирана.

У Израиля, со своей стороны, есть много причин не хотеть войны: в том числе и потому, что количество ракет в Ливане сегодня неизмеримо больше, чем в 2006 году, и не менее 10 000 из них несут боеголовки, способные нанести точные удары по стратегическим целям в Израиле.

Так что же выйдет из всей этой горячей похлебки, снова закипевшей на этой неделе? Израильский оборонный истеблишмент по-прежнему считает, что третьей Ливанской войны можно избежать, но не все зависит от нас, и каждая эскалация будет иметь свою динамику.

Около двух месяцев назад Герци Халеви и Йоав Галант были теми, кто настаивал на проведении операции "Дом и сад" в Дженине. Решение об операции было принято узким кабинетом ближе к полуночи, с колебаниями.

Опасения были связаны с возможными многочисленными потерями, как с палестинской, так и с нашей стороны. В конце концов, операция прошла гораздо более гладко, чем ожидалось, но ее достижения вовсе не осушили болото терроризма.

Так, силы ЯМАМа и ЦАХАЛа совместно с ШАБАКом ликвидировали отряд из Дженина, который направлялся для совершения теракта в понедельник, но спецслужбы пропустили разыскиваемого из Дженина, который проник на исходе субботы в сердце Тель-Авива и убил Хена Амира.

ШАБАК знает, что в районе Дженина, и не только там, еще очень много оружия и немало разыскиваемых, Палестинская администрация предпринимает некоторые шаги, чтобы продемонстрировать свое присутствие там, но ее возможности невелики.

Как объявлялось, Палестинская автономия разорвала координацию в области безопасности с Израилем еще в начале года. На самом деле согласование продолжается, в той или иной степени, из-за общего врага — ХАМАСа.

Читайте также

Насколько важна координация в области безопасности для предотвращения террористических атак, видно из того, что недавно сказал один очень высокопоставленный офицер в ходе внутреннего обсуждения: "Мы должны присудить Абу-Мазену Премию безопасности Израиля, потому что без него мы бы уже давно были в третьей интифаде".

Возможно, он преувеличивает, но история показывает, что в те недели, когда началась координация силовых структур, в 2005 году, после смерти Ясира Арафата, количество террористических актов в Иудее и Самарии резко сократилось, и вторая интифада закончилась.

Идея о том, что Палестинская администрация должна быть укреплена, а координация в области безопасности должна поддерживаться, принята не только командующим Центральным военным округом Йехудой Фуксом, который очень сблизился с Галантом, когда служил под его началом в Южном округе. Ее принимает и ШАБАК, а также на 14-м этаже здания министерства обороны в Кирье, где расположен кабинет Галанта.

Однако на 15-м этаже, на один этаж выше Галанта, министр Бецалель Смотрич инициирует меры, направленные на ослабление ПА, так что у Израиля есть две политики в Иудее и Самарии, которые противоречат друг другу, впервые с 1967 года".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке