Я об этом с 16 лет думаю. С тех пор, как, познакомившись в Ленинграде середины 80-х с хабадниками, узнала, что замужняя женщина покрывает волосы. А про остальные детали дресс-кода узнала через четыре года, в Израиле. И думаю я вот что…
Есть минхагим (правила), касающиеся дресс-кода женщины в еврейской общине. Есть алахот (религиозные законы). Но все эти алахот носят социальный характер. То есть, это не "от Моше с Синая". Их все можно изменять в соответствии с имеющимися правилами - я имею в виду не правила "как одеваться", разумеется, а правила, согласно которым меняют алахические установления. И тут есть два аспекта.
Общины и нормы
Первый аспект, на мой взгляд, логичный и совершенно приемлемый, что еврейская девушка/ женщина должна одеваться и выглядеть, скажем так, как уважаемая женщина в ее эпоху и в ее географическом регионе. Поэтому еврейки в мусульманских странах закрывали лица. А еврейки в Италии времен Ренессанса носили декольтированные платья - как жены соседок, итальянских купцов. И при этом после замужества - головные уборы. Во всей Европе замужние женщины покрывали волосы.
Еврейская женщина должна выглядеть скромно - что не означает, как монашенка или как сектантка, а означает - как уважаемая мать семейства . Не богема, не высший свет, и не посетительницы дешевых трактиров. Золотая середина. Буржуа. Сегодня - средний класс.
Понятно, что "Шулхан Арух" незыблемые нормы дресс-кода установить никак не может. Ну, не держатся эти нормы ни четыреста лет ни, тем более, тысячелетия (только не надо начинать - ах, почему кашрут можно, субботу можно, а такие же покрывала, как в древности носили, нельзя - это совсем не одно и то же).
Если мы приглядимся к фотографиям 20-х, 30-х, 40-х, 50-х - примерно так и одевались тогда религиозные евреи. Мужчины в светлых костюмах и шляпах, женщины в платьях с рукавами выше локтя, из-под полей соломенных шляпок видны локоны. Свои. А скромные ситцевые платья, кстати, носили чуть позже наши бабушки и матери в России, Украине, Прибалтике. Просто они были семейные еврейские женщины. И по большей части, вполне консервативные.
Но мы все еще обсуждаем первый аспект - нормы внутри общины. Как и почему трансформируются нормы дресс-кода в тех или иных еврейских общинах ( для мужчин тоже, кстати) - вопрос отдельный и очень интересный. Но сложилось так, что дресс-код - своего рода форма, знак общинной принадлежности. И тут нормы - самые разные, от крайних устрожений до либерального отношения (я говорю об ортодоксальных общинах в Израиле и в диаспоре). И нормы эти - безусловно социальные. Выбираешь себе общину - принимаешь значительную часть ее норм. В том числе и дресс-код.
Только это - не алаха от Моше с Синая. Это - нормы общины. И абсурдно требовать от выбравших себе одну общину, чтобы они принимали на себя при этом нормы другой.
Соблазн и опасность насилия
А вот второй аспект мне всегда представлялся чрезвычайно проблематичным. Предполагается, что мужчина априори - существо слабое и подверженное сексуальному соблазну. А поэтому:
1. В интересах мужчин - сократить общение с женщинами до минимума, а женщины, которых им все же приходится видеть, должны быть максимально закутанными (блузки /платья практически до подбородка, рукава ниже локтя, а лучше до запястий, подол ниже колена, чулки, закрытая обувь, у замужних , разведенных и вдов полностью покрытые волосы) и как можно менее заметными (неяркие цвета в одежде, соответствующий покрой, не распускать волосы и не носить длинных париков, не носить крупной яркой бижутерии и модной обуви, поэтому в определенных группах, и их не так мало, регламентируется форма и высота каблука и запрещены многие модели сапог).
По этой же причине запрещены изображения женщин. Всюду - в газетах, на картинках в книжках, на рекламных плакатах. При этом не имеет значения, молода ли изображенная на снимке/картинке женщина и по каким канонам одета. Так и получается, что в газете ретушируют фотографию семидесятилетней Ангелы Меркель, в семьях на картинках в детских книжках нет матерей и сестер, а услуги больничных касс рекламируют исключительно медбратья. Все это - чтоб не вводить мужчин в соблазн и не вызывать у них нежелательные мысли. Особо слабых мужчин отсутствие вышеперечисленных ограничений может побудить к запрещенным действиям . Имеется в виду не нарушение уголовного кодекса (см. ниже пункт 2), а действия, которые предпринимали старшие сыновья праотца Йегуды.
2. В интересах женщин - максимальное гендерное разделение и описанный выше дресс-код . Потому что иначе эти звери, мужчины, накинутся на них и изнасилуют. В лучшем случае просто приставать будут. Прохода не дадут. Известно же, что они - такие.
Поэтому для женщины, в интересах ее же безопасности, лучше мимо этих дикарей не проходить. В автобусе сидеть в заднем отсеке, на общественных и культурных мероприятиях и семейных торжествах - за перегородкой . Учеба раздельная с детсада и до докторской степени, если кому непременно надо ее получить. На работе общение с мужчинами следует свести к минимуму. Это для самой же женщины лучше. Целее будет.
К этому второму аргументу прилагается еще и пояснение: ну, это же не от всех требуется так жить. Это такие порядки в ультраортодоксальных общинах. Их право . Их женщинам, может, так нравится. Вмешиваться не нужно.
Начнем с конца - второй аргумент содержит в себе изначальное противоречие, учитывая приведенное пояснение.
Потому что, если практиковать гендерное разделение исключительно в ультраортодоксальных общинах, это что же получается? Что именно там мужчины настолько не в состоянии устоять перед соблазном, что женщинам, для их же безопасности, лучше держаться на безопасном расстоянии и одеваться как можно незаметнее ? А у светских и "вязаных" мужчины не такие буйные ? Или такие же и в Раанане, Петах-Тикве, Тель-Авиве, Модиине, Гуш-Эционе женщины просто вот так, под угрозой изнасилования, постоянно и живут?
Ведь нет.
Объяснение простое: это не причина. А повод. Но даже если исходить из предположения, что слабый мужской пол подвержен соблазну и склонен к уголовным деяниям ( я категорически не согласна, но предположим), что тогда?
Кого ограничивает такое предположение - мужчин или женщин ? Рассмотрим несколько примеров.
Йоси страсть как любит новые машины. У его соседа Дани - новый навороченный джип. Потребуем ли мы от Дани ездить на старой "субару", а лучше на автобусе, дабы не вводить Иоси, безлошадного или имеющего старую развалину на колесах, в соблазн?
Сара мечтает о дорогих украшениях. Но у нее хватает денег разве что на простенькую серебряную цепочку. А вот ее подружке Рине любящий муж постоянно покупает длинные золотые серьги, ожерелья с драгоценными камнями, бриллиантовые кольца. Ну, или Рина и сама на украшения заработала. Или от мамы получила. Потребуем ли мы от Рины держать украшения дома в шкатулке или прятать их под шарфиком или перчатками, дабы не вводить в соблазн не имеющую украшений Сару? Ответ на оба вопроса очевиден.
Читайте также
Если Йоси проколет шины даниного джипа или угонит этот джип, Йоси понесет предусмотренное законом наказание. Если Сара нарочно порвет цепочку Рины или украдет у Рины ожерелье - аналогично. И если Дани раскатывал на своем джипе мимо дома Йоси, а Рина свои цацки выставляла напоказ на девичнике с участием Сары - все это не является смягчающим обстоятельством. Все равно - тебя посадят, а ты не воруй.
Каждый из нас отвечает за себя и собственную территорию. Кто как хочет, а я ни за что не готова принять требование портить себе жизнь, лишь бы не вызывать зависти или других нежелательных эмоций у соседа. Сосед - большой мальчик и пусть свои проблемы решает сам. Кстати, закон предусматривает за грабеж и за изнасилование примерно то же наказание - до двадцати лет тюремного заключения. Видимо, не случайно... есть сходство.
И ответственность - это ответственность преступника. А не жертвы. И тем более - не потенциальной жертвы.
Возвращаясь к нашим баранам, то есть к требованиям дресс-кода. Не верю я в слабых и предрасположенных к изнасилованиям мужчин. Сорри. Это не причина, а предлог. Который все равно неубедителен, потому что ответственность должен нести потенциальный нарушитель, а не жертва.
Что же касается причины, то она проста и стара как мир: контроль за дресс-кодом членов общины и за контактами мужчин и женщин в ней - один из наилучших способов сохранить и укрепить авторитет и власть.
Но, конечно, в дресс-коде отражаются обычаи и нормы общины, те, что не продиктованы сверху, а устанавливаются самими членами общины на практике. И вот с ними член данной религиозной общины может считаться. Если, разумеется, полагает нужным.