Небольшой экскурс в историю вопроса. В 1969 году Верховный Суд принял решение, согласно которому, если между родителями ребенка нет согласия по вопросу, в какой инстанции рассматривать дело об алиментах ребенка, рассматривать дело будет окружной суд. Судов по семейным искам в те годы еще не существовало.
Сюрприз! Судебного активизма тоже еще не существовало. А вот решение Верховный Суд принял. Решение это прецедентное, и оно фигурирует в юридической практике как "решение по делу Шрагаи". Так звали разводившихся супругов. Логика решения была - защитить интересы ребенка, которые важнее выяснения отношений между его родителями
В 1995 году были созданы суды по семейным делам. И началась конкурентная гонка между двумя инстанциями - раввинатским судом и судом по семейным делам. Если оба супруга евреи, то развод они могут оформить только в раввинатском суде. А вот вопросы раздела имущества, опеки и алиментов, если оба супруга евреи обсуждаться могут в обеих инстанциях. По принципу '"кто первый встал, того и тапки",-то есть, выбирает инстанцию инициатор процесса.
В 2019 году ВС обновил забытое было прецедентное решение. А точнее, дал ему современное истолкование, потому что за минувшие с 1969 года полвека появились суды по семейным делам. И на сегодняшний день ситуация вот какая: вопрос об алиментах на детей, если оба супруга евреи, может рассматриваться в раввинатском суде только при согласии обеих сторон, безотносительно к тому, кто подал иск первым.
Рассмотрим вопрос об алиментах на примере супружеской пары. Дано: Йоси и Рина. Записаны евреями. У Йоси и Рины трое детей, младшему два года. Йоси и Рина разводятся.
Заметим в скобках: вопреки тому, что вы наверняка подумали, не имеет значения, заключали ли супруги брак в раввинате, на Кипре, в стране исхода, если они репатрианты, или же Йоси и Рина вообще имеют статус "ядуим бэ-цибур"- местная, хотя и не во всем точная, аналогия гражданского брака.
По закону оформить развод они все равно могут только в раввинатском суде (оформив гет). Ядуим бэ-цибур могут гет не оформлять, хотя во многих случаях им приходится по причинам, обсуждать которые можно отдельно, это делать, есть и такая практика.
А вот дело об алиментах на их детей может рассматриваться в раввинатском суде, где бы Йоси и Рина ни оформили брак и даже если они его вообще не регистрировали.
На сегодняшний день рассматривать дело об алиментах на их детей раввинатский суд может только если на то дают свое согласие и Йоси и Рина. А что произойдет, если будет принята поправка Малкиэли? А вот что.
Йоси может подать на алименты первым и выбрать в качестве инстанции раввинатский суд. И Рина не сможет возразить. Или наоборот - подаст Рина, а возразить не сможет Йоси.
На первый взгляд, ну и что? Ведь не всегда обсуждать алименты в раввинатском суде выгоднее именно для мужчин. Прецедентное решение того же ВС от 2015 года в корне изменило соотношение между родителями. И если Рина, к примеру, программист, а Йоси - электрик, то на алименты на детей старше шести лет (помните, у них и двухлетний есть, да?) Рине рассчитывать не приходится. Их сумма будет высчитываться по сложной формуле, включающей доходы сторон и время пребывания детей у каждого из родителей. А вот на двухлетнего она алименты получит гарантированно.
Суд по семейным делам решения по алиментам выносит четко по упомянутой выше формуле. Иногда это выгодно мужу, иногда - жене. Но в целом - математика.
А с раввинатским судом все намного интереснее. Там - лирика.
Раввинатские суды как бы не обязаны принимать во внимание прецедентное решение ВС от 2015-го. А могут присудить мужу платить алименты на детей потому, что Галаха его к этому обязывает. Вы удивитесь, но только Галаха четко обязывает мужа содержать детей. И жену. "Хеврат ломдим" ("сообщество учащихся") - система при которой аврехи вместо службы в армии и работы сидят в колеле (ешиве для женатых), а работает жена, это вовсе не еврейская традиция, а безобразное извращение таковой.
Вот только… Могут присудить. А могут и иначе посмотреть. Вернемся к нашим супругам.
Рина - программист. Йоси - электрик. В суде по семейным делам у нее шансы на алименты на детей старше шести лет - не ах. В раввинатском суде они есть. Но вовсе не обязательно.
Допустим, Йоси - хареди. А Рина -национально-религиозная, традиционалистка или светская. Как такое может быть ? Да очень просто. Йоси "вернулся к ответу". Или, напротив, свой образ жизни поменяла Рина.
Раввинатский суд с большой вероятностью (от состава зависит, но вероятность велика) даст преимущества Йоси, как социально близкому. И скажет Рине: ты же равноправия хотела, вот и получай алименты согласно решению твоего же ВС. Это не теоретические выкладки, я такие случаи хорошо знаю. А уж если Йоси не электрик, а аврех… Короче, вы поняли.
Да, может быть и наоборот: если ультраортодоксальная - как раз Рина. Но таких случаев статистически гораздо меньше.
Подведем итог. Конкретный состав раввинатского суда в том или ином случае может быть различным, но изначально судебная инстанция, в которой априори не может быть женщин, для женщины проблематична.
Большинство судей в раввинатских судах ультраортодоксы, а те немногие, кто относится к "вязаным кипам", они ХАРДАЛь, то есть тоже практически харедим (ХАРДАЛь расшифровывается как "хареди дати леуми"). Направления Смотрич - Ави Маоз.
Читайте также
Комиссию по назначению судей в раввинатских судах контролирует - угадайте, какой сектор? Да, все правильно.
И небольшое отступление от темы. Есть такое понятие в юридической практике - намерение законодателя. И его учитывают суды по семейным делам.
Откровенная теократическая тенденция нынешней коалиции уже дает себя знать. На судебном процессе, где обсуждались интересы шестилетнего ребенка - идти ли ему учиться в религиозную школу, где преподают и общеобразовательные дисциплины и есть кружки, занятия спортом и школьный психолог, или же в жесткий "хейдер", где нет ничего подобного и дети выбегают на прогулку на переменках на каменный грязный бетонный двор, судья, совершенно светская, сказала следующее: государство признаёт школы, где нет "лимудей либа". Чего же вы хотите от меня ?
Но об этом - в другой раз и в другом месте.