"Сафра и сайфа" обозначает на арамейском "Книга (Свиток Торы) и меч". Имеется ввиду сочетание как изучения и соблюдения Торы, так и защиты земли Израиля и еврейского народа. В нынешней недельной главе "Пинхас", а также еще в нескольких местах Торы, мы встречаем отношение к войне, как к последнему, но иногда необходимому средству.
После 2000-летнего перерыва, за последние 75 лет армейский раббанут постоянно развивает галахические законы, связанные со службой в армии и ведением военных действий, которые очень сильно отличаются от войн, описанных в наших источниках.
Само понятие "Сафра и сайфа" взято как один из комментариев на стих из недельной главы "Толдот", когда Ицхак благословляет Яакова (Брейшит 27,22): "Голос- голос Яакова, а руки- руки Эсава". В книге "Маалот аТора", автором которой был рабби Авраам, брат Виленского гаона. Он пишет, что "Книга и меч не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, создавая гармонию". По его словам, когда голос Яакова - внутренняя духовность управляет руками Эсава, такое сочетание является совершенным.
Сегодня началась операция "Байт вэ-ган" в Дженине. И вы можете увидеть в видеоролике, как раввин пехотной бригады (с автоматом) напутствует бойцов (и светских и религиозных) перед началом операции , подобно тому, как Тора описывает коэна, выступающего перед еврейской армией.
В военной ешиве "Биркат Моше" в Маале Адумим, всю ночь учили Тору за благополучие солдат и успех операции.
К сожалению, харедимная часть нашего народа (как сектор в целом, а не те или иные индивидуумы), пока что никак не отреагировала на эту операцию, даже теми способами, которые для них знакомы и приемлемы.
Я постоянно слежу за новостными харедимными сайтами, (да, я знаю что это еще один из видов "лашон а-ра" и "битуль Тора") и не видел чтобы в тех или иных ешивах или колелях хоть как то изменили обычную учебу. Например, чтением псалмов, или посвящением учебы благополучию солдат, или молитвой за солдат при открытом "арон а-кодеш". Хоть эти солдаты защищают от террора в том числе и их. По моему, это нельзя определить никак, кроме как абсолютная неблагодарность.
А чтобы не быть голословным, я ставлю мнение рава Овадии Йосефа о наших солдатах.
Дай Бог чтобы все солдаты вернулись целыми невредимыми, а операция достигла всех поставленных перед ней целей.