На протяжении веков еврейские общины выбирали себе раввинов демократическим путем. Доверие общины было основой, на которой покоился авторитет раввина. Назначение это, как правило, не было пожизненным. В большинстве общин раввину периодически приходилось вновь доказывать, что кредит доверия к нему не исчерпан.
И сегодня раввинов по-прежнему избирают во многих общинах стран Америки и Западной Европы, в том числе в ортодоксальных. Между раввином и общиной подписывается контракт, в котором оговариваются обязанности религиозного лидера, его права и условия работы.
Совсем по-другому обстоят дела в Государстве Израиль. Здесь назначение раввинов не имеет ничего общего с демократией. Главного раввина избирает коллегия выборщиков, состоящая из представителей религиозных организаций и институтов, а также муниципальных политиков. Процентный вес женщин совершенно ничтожен, при том, что они составляют половину населения. Система полностью доказала свою неэффективность, к примеру на последних выборах главного раввина Иерусалима сторонам в течение нескольких месяцев не только не удалось избрать кандидата, но даже прийти к согласию относительно состава совета выборщиков.
Логическое обоснование создания столь запутанной и недемократичной системы выборов состояло в том, что религиозный авторитет в идеале не должен зависеть от прихоти рядовых членов общины, но лишь от воли небес. Тогда его взгляды и решения будут искренними и нелицеприятными.
Однако эти добрые намерения привели к прямо противоположным результатам. Сегодня главные раввины городов назначаются раз и навсегда (как минимум до 75 лет). Они независимы от местных общин, не переизбираются повторно, никому не отчитываются о своей деятельности даже Главному раввинату. Некоторые вообще придерживаются антисионистских взглядов, получая при этом от государства солидную пожизненную зарплату и все социальные условия. Сместить их с должности практически невозможно. Они же, в свою очередь, назначают раввинов районов и отдельных синагог, расположенных на их территории, часто без учета особенностей местной общины.
К примеру, главный ашкеназский раввин города Кфар-Сабы, где я живу, несколько лет страдал деменцией и тем не менее продолжал занимать свою должность, получая зарплату. Главный сефардский раввин, несмотря на то что закон ограничил срок службы 75 годами, оставался на своем посту фактически до самой смерти в возрасте 92 лет. При этом он постоянно проживал в Иерусалиме, в Кфар-Сабе бывая крайне редко. И вот уже полтора года в нашем городе вообще нет главных раввинов, но ничего - живем!
Кстати, родной брат нашего сефардского раввина в течение 63 (!) лет служил главным раввином Нетании. Их родной племянник Мордехай Элияху десять лет занимал пост главного раввина Израиля, его сын Шмуэль Элияху - главный раввин Цфата, а внук Амихай Элияху - министр (еврейского) наследия от партии "Оцма йехудит". Вы спросите, к чему все эти династические списки? К тому, что Главный раввинат давно превратился в семейный бизнес. Нынешний главный ашкеназский раввин Давид Лау - сын бывшего главного раввина и главный сефардский раввин - тоже сын бывшего главного раввина. А на очередных выборах, ожидаемых 1 августа, за высокий пост поборются его родной брат Давид Йосеф и родной брат главы партии ШАС Йехуда Дери. В общем, все остается в семье.
Кандидатуру главного ашкеназского раввина религиозные политики тоже согласовали между собой без участия широкой публики.
Единственный выход из ситуации - полностью изменить законодательство, демократизировав процесс назначения главных раввинов. Если раввины будут избираться жителями, то вряд ли найдется много мест, за исключением, может быть, Бней-Брака и еще нескольких ультраортодоксальных городков, в которых население согласится принять религиозного лидера с антисионистскими взглядами. Если раввины будут периодически переизбираться и держать отчет перед гражданами, они, возможно, станут действовать в интересах своей общины, а не назначившего их религиозного истеблишмента, как это происходит сегодня.
Читайте также
К сожалению, светское население, как правило, равнодушно относится к происходящему в стенах раввината, но ведь многим приходится обращаться туда хотя бы несколько раз в жизни. Какое отношение к себе мы там испытаем, зависит и от того, кто в нем будет заседать.
Григорий Котляр - раввин русскоязычной реформистской общины "Шират ха-Ган" (Рамат-Ган), секретарь раввинского суда реформистского иудаизма по вопросам гиюра