В стремлении снизить дороговизну жизни "одним махом", избегая при этом необходимости проводить в жизни реформы, усиливающие конкуренцию на рынке продуктов питания в Израиле, политики время от время выдвигают идею дифференцированных ставок НДС - утверждая, что снижение НДС на продукты питания сделает их более доступными. Хотя в этом случае непонятно, почему постоянно слышатся жалобы на дороговизну овощей и фруктов, ведь они и вовсе освобождены от НДС.
В Израиле, как известно, установлена единая ставка НДС в размере 17% (на данный момент). В последний раз политики вели разговор о введении более низких ставок НДС на продукты питания в 2015 году. Инициаторами были ультраортодоксы, которые время от времени стремятся снизить цены на продукты питания для своих малообеспеченных избирателей. Рассматривались также варианты полной отмены НДС на продукты питания, находящиеся под контролем государства.
Инициатива так и застряла на этапе обсуждения, так как многочисленные исследования показали, что она несет в себе больше вреда, чем пользы. Еще в 2010 году OECD утверждала, что большая часть скидки остается в карманах торговцев и позволяет сэкономить на покупках наиболее обеспеченным потребителям.
Евросоюз в 2003 году рекомендовал своим членам отказаться от политики дифференцированных ставок НДС, так как утверждение о том, что снижение НДС снизит цены и повысит потребление, просто неверно. Почему же многие европейские страны не отменяют дифференцированные ставки НДС? По той же причине, что в Израиле не вводят НДС на овощи и фрукты. Как только скидка или льгота введена, политики предпочтут сделать все возможное, но не брать на себя ответственность за ее отмену.
Теперь снизить цены на продукты питания решил Давид Битан
Очередным политиком, решившим волевым решением снизить цены на продукты питания, стал глава экономической комиссии кнессета Давид Битан ("Ликуд"). В пакете выдвинутых им на рассмотрение законопроектов есть и предлагающий снизить НДС на продукты питания до 8%. Как это принято в Европе.
Очевидно, что у главы комиссии и члена партии "Ликуд" мало свободного времени, иначе он хотя бы вскользь ознакомился с результатами исследований за рубежом и в Израиле, авторы которых пришли к однозначному выводу: снижение ставки НДС не делает услуги и товары значительно дешевле.
В некоторых странах Европейского союза, в Великобритании, Австралии и других действительно распространена практика снижения ставок НДС на социально важные товары и услуги. Пониженные ставки НДС вводят, как это чаще всего декларируется, в интересах потребителей с низкими доходами. Естественно, предполагается, что снижение налоговой ставки должно быть передано потребителям в форме снижения цен.
В 2003 году отчет Европейской комиссии подтвердил, что влияние сниженных ставок НДС на цены было минимальным: сниженные ставки НДС или вообще не сказывались на ценах, или сказывались лишь частично - и то на небольшой срок, после которого они опять начинали расти. Вывод, который был подтвержден и другими исследованиями, однозначен: потребители, как правило, не получают выгоды от снижения ставок НДС. В выигрыше в основном оказывались розничные продавцы, не желавшие снижать цены, которые потребители согласны были платить.
Кроме того, при снижении ставок НДС выгоду в первую очередь получат семьи с высокими доходами, которые потребляют больше, чем семьи с низкими доходами. Исследование в Гане показало, что средняя выгода, полученная от пониженных ставок НДС, у 10% беднейших семей составила 16 долларов США по сравнению с 190 долларами у 10% семей с самыми высокими доходами.
Исследование, проведенное Банком Израиля в 2005 году, показало, что 30% скидки на НДС попадут в карманы представителей двух верхних децилей по сравнению с 12 %, которые дойдут до карманов представителей двух нижних децилей, и что даже от скидки только на продукты питания наиболее обеспеченные потребители выиграют на 10% больше, чем наименее обеспеченные.
Исследования, опубликованные в Израиле в 2013 году, показали, что скидка в НДС должна идти напрямую потребителям, но в лучшем случае она будет разделена между ними и производителями, а в худшем случае дойдет только до производителей, например, через повышение цен до степени снижения НДС.
Исследователи пришли к выводу, что метод дифференцированного НДС значительно уступает другим методам, таким как прогрессивный подоходный налог, льготы и субсидии, как для уменьшения неравенства, так и для поощрения потребления и поддержки определенных продуктов и отраслей.
Не следует игнорировать и то, что введение сниженного НДС на ряд товаров откроет путь многочисленным махинациям, когда одни товары будут выдавать при продаже за другие, к примеру. В результате это уменьшит доходы государства, но никак не поможет малообеспеченным израильтянам.
Читайте также
Последние неудачные примеры снижения НДС на продукты питания
В Германии во время пандемии коронавируса НДС снижали на полгода: с 1 июля до 31 декабря 2020 года ставка налога составляла 16% вместо обычных 19% и 5% вместо 7% на базовые продукты. Экономисты в Германии утверждают, что многие компании воспользовались снижением налога в рекламных целях, декларируя, что выгода полностью осядет в кармане потребителя, но на деле отмененный НДС в основном стал дополнительной поддержкой предпринимателей, по-новому скалькулировавших цены. Государство при этом недополучило миллиарды в казну.
В Испании в рамках пакета мер по сдерживанию инфляции на шесть месяцев был отменен НДС в размере 4% на базовые продукты питания - хлеб, молоко, яйца, сыр, фрукты, овощи и крупы. Кроме того, вдвое - с 10% до 5% - уменьшился НДС на масло и макаронные изделия. Стоимость программы составила около 10 миллиардов евро. Согласно данным Национального института статистики Испании, снижение НДС не остановило рост цен.
В феврале прошлого года президент Турции Реджеп Эрдоган объявил о снижении НДС на основные продукты питания с 8% до 1%. При этом он заявил, что соответствующие ведомства страны будут следить за тем, отразится ли снижение НДС на ценах, и введут необходимые санкции против компаний, противодействующих этой мере. Снижение НДС не помогло снизить цены. За 2022 года инфляция в Турции выросла почти в два раза.